» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Нагуманова Ольга Мунировна, студент магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Стратегический план развития города

Статья просмотрена: 903 раз
Дата публикации: 5.06.2018

УДК 353

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Нагуманова Ольга Мунировна

студент магистрант

Уральский государственный экономический университет, г.Нефтеюганск

 

Аннотация. В статье рассматривается проектирование планомерного развития города. Нормативная база стратегического планирования развития города. Понятие, цели и значение стратегического плана развития города.

Ключевые слова: план стратегического развития, градостроительное проектирование, стратегическая цель.

 

Развитие нашей страны во многом зависит от экономических решений, получаемых на уровне отдельных муниципальных образований и регионов. Благоприятный предпринимательский и социальный климат города – важнейшее условие успешного его развития, привлечения внешних инвестиций, увеличения кадрового потенциала. Одним из полезных инструментов координации усилий местного сообщества в интересах будущего является стратегическое планирование – совместная выработка представлений о ценностях, целях и направлениях устойчивого экономико-социального развития своего поселения.

Стратегический подход к процессам муниципального управления позволяет, с одной стороны, сформировать перспективные цели в развитии муниципалитета, с другой – определить этапы их выполнения, обозначив для каждого из этапов набор конкретных задач и оперативных решений, которые имеют определенную логику и последовательность.

Стратегический план развития муниципального образования затрагивает интересы и требует участия для его разработки и реализации всех субъектов сообщества, как самих граждан и их общественных объединений, так и внешней по отношению к городу среды: субъекта Федерации, других населенных пунктов, заинтересованных отраслей, ведомств, предприятий и учреждений.

Главной особенностью города, как рассматриваемого объекта проектирования, заключается в том, что он постоянно находится в развитии. [7]

Масштабы развития города, характер и темпы зависят от того, каков профиль рассматриваемого города, его величина и тип.

При развитии новых городов характерны первые динамичные стадии строительства, в течение которых объекты жилищно-коммунального комплекса и градообразующей базы обычно выходят на проектную мощность, впоследствии их развитие стабилизируется.

В процессе развития современных городов происходят периоды постепенного накопления количественных трансформаций, которые на определённых этапах требуют радикальной реконструкции и качественных преобразований планировочной структуры.

Важнейшей функцией градостроительного проектирования является придание развитию города планомерный характер, нейтрализация ошибочных и необдуманных решений. Главную роль в этом играет генеральный план развития города. Задачи генерального плана развития города которого подразделяют на 2 группы:

1.                  В генеральном плане предусматривают градостроительные разнообразные резервы для развития города.

2.                  Намечается необходимая стратегия развития города на период расчётного срока 20 лет.

Наиболее важными законодательными и иными нормативно-правовыми актами по вопросам пространственного, стратегического и финансового планирования в нашей стране выглядит так:

-           в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплены законодательные основы и подходы регулирования финансового планирования и бюджетного процесса [1];

-           в Градостроительном кодексе Российской Федерации закреплены законодательные основы и подходы регулирования задач территориального планирования [2];

-           в Федеральном законе от 28.06.2014№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закреплены законодательные основы и подходы регулирования проблем и задач стратегического планирования. Закон закрепил общие границы и утвердил обязательность разработки и реализации документов стратегического планирования на уровне субъектов федерации и федерации, а также установил потенциал для крупных муниципальных образований – муниципальных районов и городских округов – осуществлять стратегическое планирование при разрешении органов МСУ.

В Российской Федерации стратегическое планирование осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, федеральном уровне и уровне муниципальных образований [3].

Использование стратегического планирования в развитии города – это многозначный, сложный процесс определения того, каким город собирается стать в обозримом будущем.

Использование стратегического планирования экономико-социального развития региона и города является систематическим процессом, при помощи которого местные сообщества формируют вид своего будущего и устанавливают стадии его выполнения, отталкиваясь от местных ресурсов [8]. Такое планирование включает [8]: 

-           стадию согласования интересов заинтересованных групп внутри местного сообщества;

-           стадию инвентаризации ограничений, реальных ресурсов и благоприятных факторов;

-           стадию определения реальных задач и целей;

-           стадию формирования планов и программ действий.

Стратегический план в развитии города представляет собой управленческий документ, который включает взаимосвязанное изображение характеристик таких составляющих по развитию города: 

-           цели развития города;

-           пути выполнения назначенных целей;

-           вероятные возможности, осуществление которых разрешит добиться успехов; 

-           методики организации процесса по выбранным направлениям;

-           ресурсы, потребные для выполнения установленных целей;

-           методы применения ресурсов.

Главная стратегическая цель в развитии города состоит в предоставлении достаточно устойчивого, высокого, повышающегося качества жизни будущих и нынешнего поколений жителей города. Для ее выполнения необходима реализация ряда подцелей: [6]

А)        необходимо сформировать благоприятную социальную среду, обеспечивающую всестороннее развитие каждой личности.

Б)        необходимо развивать эффективное инновационное производство, сформировать комплекс сферы услуг, обеспечивающих интеграцию на национальную, региональную и мировую экономику.

В)        необходимо создать благоприятный экономико-социальный и законодательный климат для жителей и предпринимателей города.

Г)        необходимо улучшить городскую среду, обеспечить развитие и устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения и инфраструктуры города, позволяющие сформировать безопасную, здоровую и благоустроенную среду проживания.

Д)        необходимо сформировать гражданское общество и развивать городское местное самоуправление.

Приведем примеры стратегических целей в развитии городов: [6]

·           поддержать достаточное количество рабочих мест для горожан в соответствии с развитием их квалификации;

·           поддержать квалифицированную рабочую силу;

·           поддержать устойчивость экологического аспекта экономики города;

·           поддержать региональные связи и сотрудничество;

·           поддержать международные экономические связи;

·           поддержать общественную солидарность и равный доступ к образованию, рабочим местам;

·           повысить привлекательность города как места для работы, жизни и инвестирования.

В общей стратегии в развитии города выделяют частные стратегии по развитию:

1)         стратегии по развитию различных субъектов хозяйствования или корпоративные стратегии, охватывая стратегии по развитию банков, предприятий, страховых компаний и т.д.;

2)         стратегии по развитию административных районов города;

3)         стратегии по развитию политических различных сил, действующих на территории города;

4)         комплекс стратегических интересов многообразных групп населения в городе.

Значение стратегического плана заключается в следующем: [4]

1.                  Стратегия экономико-социального развития города разрешает выработать механизм менеджмента города более раскрытым, даёт возможность всем общественным силам, населению, представителям всех финансовых, хозяйствующих, научных структур участвовать в избрании разнообразных решений, их удачного осуществления.

2.                  План стратегического развития, раскрывая основные цели на длительный период времени, вселяет в жителей уверенность в благополучном исходе преобразований, в будущем своего города.

3.                  План стратегического развития показывает широким кругам городской общественности, что усилия органов местных властей направлены на решение не только частных задач, но и на постановку целей, устремлённых в будущее для обеспечения городу устойчивого процветания и развития.

4.                  План стратегического развития помогает поверить, что обеспечение горожан общественными благами будет осуществляться эффективным, справедливым и демократичным способом.

5.                  План стратегического развития даёт ориентиры потенциальным, внешним и внутренним инвесторам, предпринимателям, помогает им принимать решения с учётом видения перспективы.

6.                  План стратегического развития является действующим инструментом поддержания и приобретения конкурентных преимуществ городом при соперничестве за инвестиции с другими городами, передовые позиции в международном сотрудничестве и высококвалифицированную рабочую силу.

7.                   План стратегического развития позволяет наиболее результативным образом распределить и упорядочить ресурсы города.

8.                  План стратегического развития привлекает к активному творчеству горожан, которые вовлекаются в партнёрство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.

9.                  План стратегического развития помогает обеспечить концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития.

10.              План стратегического развития - обязательное условие, выдвигаемое при осуществлении крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172- ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
  4. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под. Ред. Проф. Н. И. Захарова. М, МНФРА-М. 2014.
  5. Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. Градостроительное проектирование: Учебник для ВУЗов / М.: Стройиздат, 1989.- 432 с.
  6. Заборова Е.Н. Городское управление. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2014. //http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29004/1/978-5-7996-1130-9_2014.pdf
  7. Морозова Т.Г., Иванова Н.В., Комов В. Э. Городское хозяйство. Учебное пособие. Divu. Яндекс. Диск. 2015.
  8. Управление городским хозяйством и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры. Учебник. Под общей научной редакцией профессора П.Г. Грабовского. 2015.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: