» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (28) 2019

Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант, специалист центра непрерывного повышения профессионального мастерства
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование общекультурных компетенций на уроках истории с помощью ИКТ-технологий

Статья просмотрена: 392 раз
Дата публикации: 10.07.2019

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Киселева Екатерина Александровна

магистрант факультета истории и права

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования общекультурных компетенций школьников в процессе изучения истории. Выявляется необходимость использования ИКТ-технологий на уроках истории. Описаны основные пути формирования общекультурной компетентности школьников средствами образовательных и воспитательных мероприятий. Предлагается методика, способствующая формированию общекультурных компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, образовательная компетенция, общекультурная компетенция, ИКТ-технологии.

 

Вопрос о компетентностном подходе особенно актуален в связи с модернизацией российского образования. В педагогической литературе не существует общепринятого единого определения компетенции. Проанализировав литературу по данной теме, можно отметить, что общим для всех определений является понимание ее как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности.

Открытым остается вопрос относительно выделения ключевых компетенций. Говорить о понятии «ключевые компетенции» сложно, так как в разных источниках, разные авторы называют их по-разному – ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, систематичные и т.п.

Ключевые компетенции выделены отечественными педагогами, например, И. А. Зимняя предложила классификацию, которая основана на категории деятельности [3, с. 41]. Автор выделяет три группы компетенций:

  1. компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
  2. компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;
  3. компетенции, относящиеся к деятельности человека

А. В. Хуторской отмечает семь групп ключевых компетентностей: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования [5, с. 62]. Далее речь пойдет именно об общекультурных компетенциях и способах их формирования.

Общекультурные компетенции – определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Существует несколько способов формирования общекультурных компетенций. Приоритет отводится воспитательной работе. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

В работе по формированию общекультурных компетенций у школьников можно определить следующие направления:

  • уроки по изучению государственной символики РФ, происхождения имен и фамилий, работа по составлению генеалогического древа семьи;
  • исследовательские проекты по изучению истории родного края. Это работа в районном краеведческом музее, сбор информации в архивах и т.д. (например проекты «Достопримечательности города: городской парк», «История краеведческого музея» и др.);
  • выступления на научно-практических конференциях, тематические классные часы, музейные уроки;
  • мероприятия, связанные с историей нашей Родины. Это «День Победы», акция «Георгиевская ленточка» и др.
  • тематические выступления по освещению событий современности («Информационные пятиминутки») [2].

Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Большую роль в этом играет история как учебный предмет.  При использовании ИКТ на уроках истории резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться  среди сверстников. Многие учащиеся  имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

В процессе преподавания истории учитель может способствовать формированию чувства гордости за свою страну на примере конкретных фактов малых и больших побед страны в разных областях жизни.

Так, на уроках истории можно разработать и организовать защиту проекта «Герои России». Цель – привлечь внимание молодых людей к героическому прошлому нашей страны. В ходе подготовки проекта ученикам необходимо рассказать историю одного человека, одного подвига. Школьники самостоятельно должны определить имя героя, осуществить поиск информации, фотодокументов, если возможно – собрать свидетельства очевидцев. Примечательно, что выбор может пасть и на современников, молодых людей, которые в трудные моменты думали не о себе, а о других людях. Для сбора информации ученики также могут воспользоваться Интернет источниками.

Еще одним немаловажным фактором в процессе формирования общекультурных компетенций у школьников, нравственного и патриотического воспитания, являются темы, посвященные героическим страницам военной истории XX века. Различными проявлениями героизма и патриотизма изобилует история Великой Отечественной войны. И этим кладезем гражданско-правового и патриотического воспитания необходимо пользоваться всесторонне. Материалы из истории Великой Отечественной войны необходимо использовать и в процессе изучения соответствующих тем на уроке, и при выполнении поисковых и исследовательских заданий, и на внеклассных мероприятиях посвященных памятным датам военной истории нашей Родины [4]. Для формирования общекультурных компетенций, используя ИКТ-технологии, можно порекомендовать цикл документальных фильмов «Великая война». На таком уроке высока степень наглядности, он содержателен и динамичен.

Возможными вариантами проектов военной тематики могут стать такие как, «Шаги к Победе», «Города-герои». В рамках реализации данных проектов необходимо организовать работу школьников по изучению событий войны (битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда и др.), поиску материала на различных сайтах, таких как http://podvignaroda.ru/ или https://obd-memorial.ru/html/ , о своих близких или земляках – участниках тех событий.

В образовательном учреждении должен постоянно осуществляться поиск новых форм, методов и средств общекультурного развития школьников. Проведение мероприятий духовно-нравственного, патриотического направления, например, создание электронной книги памяти, электронного альбома «Герои России», информационного проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. может стать началом изменений в общекультурном сознании обучающихся, способствовать успешному решению важнейших задач образования, воспитания молодого поколения и просвещения в целом.

Подводя итог, следует отметить, что общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются самой личностью, являются результат еѐ творческой активности, и задача педагога создать все необходимые условия для этого. Помочь школьникам сориентироваться в историческом прошлом – это и есть один из путей формирования и развития общекультурных компетенций.



Список литературы:

  1. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. – М. : Из-во ЮНЕСКО, 1996. – 37 с.
  2. Демидова, Е. М. Роль музея как образовательного учреждения в формировании социокультурных компетенций у студентов [Текст] / Е. М. Демидова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 39–41. [Электронный ресурс]. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7209/
  3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  4. Княжева, В. В. Формирование общих компетенций через нетрадиционные формы проведения внеклассных мероприятий // Образование и воспитание. – 2015. – №2. – С. 40–43. [Электронный ресурс]. URL : https://moluch.ru/th/4/archive/5/102/
  5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: