» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (28) 2019
Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант, специалист центра непрерывного повышения профессионального мастерства
Рубрика: Исторические науки и археология
Название статьи: О деятельности женщин-учительниц в Западной Сибири во второй половине XIX века
Дата публикации: 9.07.2019
УДК 37.088
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЬНИЦ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Киселева
Екатерина Александровна
магистрант факультета истории и права
ФГБОУ ВО
«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск
Аннотация. В данной статье
рассматриваются социокультурные аспекты деятельности женщин в качестве учительниц
городских, сельских, национальных школ Сибири. Также говорится о
профессиональной и общественной деятельности, условиях жизни, оплате труда,
основных достижениях и проблемах педагогического труда женщин. Указываются
значительные трудности, которые приходилось преодолевать, чтобы
совершенствоваться в профессии и просто выжить.
Ключевые
слова: учительница,
общественная деятельность, педагогическая деятельность, образование, школа,
Сибирь.
В период либеральных реформ второй
половины XIX в. российские женщины обрели возможность на получение общего и
профессионального образования. Более легкодоступным путем профессиональной
самореализации женщин явилась должность учительницы. Равно как в центральной
России, а в Сибири особенно, потребность в женщине-учительнице была высока по
определенным причинам. Во-первых, как говорил русский педагог В. Я. Сиповский, есть две черты, «выгодно отличавшие учительниц
от учителей - это большая добросовестность в отношении к своим обязанностям и
большая сердечность в отношении к учащимся - два качества в педагогическом деле
весьма ценные» [3, с. 99]. Во-вторых, низкая стоимость учительского труда,
особенно в начальной и сельской школе, мало привлекала к данному делу
педагогов-представителей сильного пола.
Правительственные положения 1868 и 1871
гг. содействовали развитию женского образования, возникновению различных учебных
заведений для женщин. К 1880 г., по данным Н. И. Палопеженцева,
исследовавшего вопрос развития женского образования в Тобольской
губернии, наступил перелом в количественном соотношении кадров учительниц и
учителей - на 5 учителей местных школ приходилось 24 учительницы. Вплоть до
данного периода отмечалось приблизительно двойное преимущество
преподавателей-мужчин [2, с. 72].
В начале XX в. Тобольская
губерния по численности женщин-учительниц вышла на первое место в стране. По
статистическим данным на 1908 г., доля женщин-учительниц составляла 77.1 %
общей численности учителей начальных школ Тобольской
губернии [6, с. 121].
«Избыток» учительниц в Тобольской
губернии привело к тому, что некоторые кандидатки в учительницы ждали своего
назначения по 2-3 года [6, с. 91]. Данное явление наблюдалось в связи с
неспешным увеличением количества школ, особенно сельских, на которые
правительство не выделяло дополнительных средств.
Местные власти самостоятельно пытались
решить проблему нехватки школ в селе, прибегнув к опыту создания
школ-передвижек. Сельские школы-передвижки были целиком и полностью
прерогативой женщин-учительниц. Молодые выпускницы, у которых не было семей,
охваченные жаждой самостоятельной трудовой деятельности, уезжали в самые
отдаленные селения Западной Сибири и с энтузиазмом принимались за работу.
Передвижные школы не были проблемой для казны, так как все содержание школы
брали на себя крестьяне того селения, где в данный период основывалась школа.
Крестьяне, как правило, платили аренду за школьное здание, изготавливали мебель
для класса, покупали дрова, нанимали квартиру для учительницы и даже заботились
об ее полноценном питании.
За два учебных года учительница
школы-передвижки должна была пройти курс начальной школы с детьми, обучив их
первоначальной грамоте и подготовив к сдаче экзамена. Затем школу переводили в
другое село, где уже другие крестьяне, желавшие обучить своих детей, брали
обязательства по материальному обеспечению школы [4, с. 141].
Получив некоторую свободу в обретении образования
и возможность самореализации, женщины-учительницы тем самым затруднили процесс
создания семьи. Действовавшее в тогдашней России негласное правило - учительниц
отдавать замуж за учителей - в Сибири принимало довольно жестокие формы. Никак
не найдя в ближайшем окружении учителей-мужчин, молодые учительницы были
обречены на одиночество или заводили контакты с политическими ссыльными,
увлекаясь их идеями и попадали под тайный надзор властей [6, с. 111].
Из-за отдаленности сибирских школ
испытывали страдания как молодые, так и опытные
перспективные учительницы, честно и усердно выполнявшие свои обязанности по
несколько лет в малых сельских школах и надеялись в перспективе улучшить свою
карьеру. Однако педагогическое руководство редко шло навстречу запросам
учительниц, и взамен повышения по службе опытных, многообещающих учительниц
переводили в удаленные школы, которые находились в печальном состоянии [5, с.
2].
Положение учительниц городских школ было
значительно выгоднее, нежели сельских. Во-первых, в городах было сосредоточение
учебные заведений высшего типа, объем жалованья учительницы
в которых был в 3-8 раз выше сельских школ. Во-вторых, благодаря городским
библиотекам, лекториям, педагогическим обществам у учителей была возможность
заниматься самообразованием. К тому же, городские условия жизни по сравнению с сельскими конечно были лучше. И
наконец, городской жительнице было легче найти спутника жизни и создать семью.
Несмотря на все плюсы, работа в городских
школах была сопряжена с трудностями другого рода: сложность устройства на
работу из-за недостатка школьных мест, своего рода конкуренции с
учителями-мужчинами, непрерывный контроль со стороны педагогического
руководства, относительная дороговизна жизни и т.п.
Некое ограничение в правах преподавателей
женского и мужского полов проявлялась в предпочтении учителей
перед учительницами при приеме на работу в учебные заведения высшего
типа. Эта ситуация объяснялась тем, что среди учителей имевших высшее
образование и получивших специальность, преобладали, как правило, мужчины [4,
с. 143].
Уровень образования напрямую определял
размер жалованья учителей. Например жалованье
учителя-предметника Тобольской губернской гимназии в
1899 г. составляло от 950 до 2 000 и более рублей в год (включая надбавки за выслугу
лет в Сибири), а учительницы начальной школы - 120 руб. в год [1, с. 84].
Помимо образовательной профессиональной
деятельности учительницы также занимались общественной деятельностью. Они
бесплатно работали в воскресных школах, занимаясь обучением зрелого населения
грамоте, организовывали лекторские бюро при музеях и просветительских
обществах, также организации внеклассного образования и воспитания, дома
трудолюбия, оказывали благотворительную помощь детским приютам и сиротским
заведениям и т. д.
Таким образом, с развитием сферы
образования женщины приобрели возможность работать в преподавательской стезе,
устремляясь к профессиональному подъему и самореализации. Невзирая на
множественные проблемы, они занимали активную жизненную позицию, работали честно,
по-новому, усердно, в некоторых случаях принося в жертву собственную личную
жизнь
Список литературы:
- Базанов, А. Г. Очерки истории миссионерских школ на Крайнем Севере / А. Г. Базарнов.- Ленинград.: Ин-т народов севера им. П. Г. Смидовича Главсевморпути при СНК СССР, 1936. -132 с.
- Палопеженцев, Н. И Народное образование в г. Ялуторовске и Ялуторовском округе Тобольской губернии: (ист.-стат. очерк). Ч.1 / Н. И. Палопеженцев. – Тобольск.: Тобольская Губернская Тип., 1894. 103 с.
- Сиповский, В. Д. Учитель и учительница. Избранные педагогические сочинения / В. Д. Сиповский. - С-Пб.: Издание Я. Башмакова и К., 1911. - 313 с.
- Скачкова, Г. К. Женский учительский труд во второй половине XIX- начале XX века // Г. К. Скачкова / Вестник ТГПУ. – 2009.- №9.- С 142-144.
- Скромный наблюдатель. К вопросу о положении народных учителей // Сибирский листок. - 1908. - № 3. - С. 2.
- Соколов, Е. Ф. Положение начального народного образования в Тобольской губернии за 1897-98 уч. год / Е. Ф. Соколов // Ежегодник Тобольского губернского музея. – 1898 № 9. - С. 81-112.
Комментарии: