» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Фролова Анастасия Вадимовна, Студентки 3 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Специфика акцентуаций характера в подростковом возрасте

Статья просмотрена: 1822 раз
Дата публикации: 22.05.2018

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Парамонова Юлия Андреевна

Фролова Анастасия Вадимовна

студент 3 курса

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, гелгород

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте. Рассмотрены преобладающие акцентуации по результатам исследования – гипертимная, эмотивная, экзальтированная и циклотимная.

Ключевые слова: личность, подростки, характер, акцентуации.

 

Формирование акцентуаций характера происходит именно в подростковом возрасте, т.к. данный период является наиболее сензитивным. Этот период жизни больше всего подходит для формирования характера, а также проявления индивидуальности личности [7]. К окончанию подросткового периода данные акцентуации могут сгладиться, т.е. стать скрытыми [2]. При акцентуациях характера его отдельные черты являются крайне усиленными, вследствие чего может обнаружиться избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий [6].

Акцентуации – те же индивидуальные черты, но обладающие по большей части тенденцией к переходу в патологическое состояние [5]. Наиболее удачное наименование дал К. Леонгард (1968) – «акцентуированные личности». А. Е. Личко под акцентуацией характера понимал крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [2].

Таким образом, акцентуации характера проявляются именно в подростковом возрасте и способны влиять на поведение подростков, чем и обусловлен повышенный интерес к изучению данной тематики.

Цель: изучить особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Исследование проводилась среди учащихся 7-х и 8-х классов в количестве 48 человек.

Результаты изучения выраженности акцентуаций характера представлены на рис. 1.

Рис.1. Выраженность акцентуаций характера в подростковом возрасте (баллы, max=24)

           

Как мы видим из рисунка, гипертимность выявлена у 27 (37 %) подростков. Данную группу детей можно охарактеризовать как чрезвычайно болтливых, коммуникабельных, шумных и энергичных ребят. У них присутствует особая выраженность мимики и жестов. Нередко бывают инициаторами конфликтов. Данный тип можно описать такими положительными качествами, как: жажда деятельности, активность, энергичность, оптимизм. Так же обладают и негативными и отталкивающими качествами: склонностью к аморальным поступкам, безалаберностью, не серьезностью и раздражительностью. С трудом переносят одиночество, монотонную деятельность.

Эмотивность можно отметить у 12 (16,4 %) респондентов. Такие люди предпочитают узкий круг общения. Все обиды носят в себе. Являются привлекательными, отзывчивыми, добрыми, пунктуальными и гуманными. У них обострено чувство долга и ответственности. Они так же способны радоваться чужим успехам. Из минусов, в них присутствует чрезмерная сентиментальность и чувствительность.

Циклотимность можно отметить у 11 (15 %) подростков. Им свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного настроения – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

Экзальтированность можно отметить у 11 (15 %) подростков. Они болтливы, альтруистичны, влюбчивы и очень впечатлительны. Такие люди часто спорят, но до конфликтов никогда не доводят дело. Подростки с такой акцентуацией характера очень привязаны к друзьям и близким. Имеют чувство сострадания. В плане отталкивающих черт, в них присутствуют следующие –подверженность сиюминутным настроениям и паникерство.

Возбудимость наблюдается у 4 (5,4 %) подростков. Данному типу присуща замедленность вербальных и невербальных реакций и низкая контактность в общении. Такие дети являются навязчивыми и не особо общительными, они склонны к грубостям, хамству и конфликтам, которые чаще всего сами провоцируют. Пребывающие в спокойном состоянии, их можно охарактеризовать, как людей аккуратных, добросовестных. В состоянии эмоционального возбуждения они вспыльчивы, раздражительны, и при этом плохо контролируют свои действия.

Застревание отмечается у 2 (2,7 %) детей. Подростки характеризуются занудливостью, умеренной общительностью, склонностью к нравоучениям. С большим трудом принимают точку зрения окружающих, не очень считаются с их мнением. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся. Они особо чувствительны к социальной справедливости, вместе с тем обидчивы, мнительны и ранимы.

Демонстративность выявлена у 2 (2,7 %) подростков. Стремление к лидерству, легкость установления контактов, жажда власти и похвалы. Склонность к фантазерству, направленность на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму. Отличаются эгоцентризмом, честолюбием, хитроумием, отсутствием скромности. Являются обладателями следующих положительных черта: вежливость, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков.

Педантичность выявлена у 1 (1,4 %) подростка. Такие подростки в конфликты вступают редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. Иногда изводят близких и родных претензиями на аккуратность. В список их привлекательных черт входят: пунктуальность, добросовестность, надежность в делах, серьезность. В список отрицательных: занудство, формализм, ригидность, инертность психических процессов и ворчание.

Тревожность отмечается у 1 (1,4 %) подростка. Свойственна склонность к страхам, низкая коммуникабельность, пессимистическое настроение, абсолютная неуверенность в себе, повышенная робость и пугливость. Однако, они являются крайне исполнительными.

Интерпретируя результаты, мы пришли к выводу о том, что у подростков наиболее часто встречаются 4 акцентуации характера: гипертимность, эмотивность, циклотимность и экзальтированность.

Такие результаты так же встречаются в работе у Е.И. Будановой и Н.В. Еркина [4]. Наибольшее количество подростков в их исследовании имеют высокие значения по следующим шкалам: экзальтированность, гипертимность, циклотимность, эмотивность и застревание.

В работе у С.В. Лоллини выявлены следующие показатели высокого уровня типов акцентуации личности в подростковом возрасте: гипертимический, циклотимический, аффективно-экзальтированный, демонстративный и эмотивный. Полученные нами результаты аналогичны данным в работе С.В. Лоллини. Данные являются типичными для подростков: им свойственны гипертимность (подросткам характерна выраженность жестов, коммуникабельность, энергичность, активность), циклотимность (характерна частая смена настроения), эмотивность (характерна особая чувствительность).

 

Список литературы:

  1. Иванов Н.Я. Личко А.Е. Патохарактереологический диагностический опросник для подростков. – М., СПб. "Фолиум", 2011. – 64 с.
  2. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) [Текст]: / А.Е. Личко. // — СПб.: Речь, 2013. — 251 с.
  3. Маклаков А.Г. " Общая психология".- СПб.: Питер, 2012. -592с.
  4. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 243 с.
  5. Сельмидис, Л.Ф. Акцентуации характера в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Л.Ф. Сельмидис, И.В. Смирнова // Наука, образование, молодежь. 2016. С. – 74-77. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27126051 (дата обращения: 03.05.2017)
  6. Тимофеева, И.Н. Акцентуации характера у подростков [Текст]: / И.Н. Тимофеева // Перспективы развития науки и образования. – Москва, 2016. – С. 62-66.
  7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. – С. 277.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: