» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Фролова Анастасия Вадимовна, Студентки 3 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Специфика акцентуаций характера в подростковом возрасте
Дата публикации: 22.05.2018
УДК 159.9
СПЕЦИФИКА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Парамонова Юлия Андреевна
Фролова Анастасия Вадимовна
студент 3 курса
Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, г.Белгород
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей акцентуаций характера в подростковом возрасте. Рассмотрены преобладающие акцентуации по результатам исследования – гипертимная, эмотивная, экзальтированная и циклотимная.
Ключевые слова: личность, подростки, характер, акцентуации.
Формирование
акцентуаций характера происходит именно в подростковом возрасте, т.к. данный
период является наиболее сензитивным. Этот период
жизни больше всего подходит для формирования характера, а также проявления
индивидуальности личности [7]. К окончанию подросткового периода данные
акцентуации могут сгладиться, т.е. стать скрытыми [2]. При акцентуациях
характера его отдельные черты являются крайне усиленными,
вследствие чего может обнаружиться избирательная уязвимость в отношении
определенного рода психогенных воздействий [6].
Акцентуации
– те же индивидуальные черты, но обладающие по большей части тенденцией к
переходу в патологическое состояние [5]. Наиболее удачное наименование дал К. Леонгард (1968) – «акцентуированные личности». А. Е. Личко под акцентуацией характера понимал крайние варианты
нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего
обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [2].
Таким
образом, акцентуации характера проявляются именно в подростковом возрасте и
способны влиять на поведение подростков, чем и
обусловлен повышенный интерес к изучению данной тематики.
Цель: изучить особенности акцентуаций характера
в подростковом возрасте.
Исследование
проводилась среди учащихся 7-х и 8-х классов в количестве 48 человек.
Результаты
изучения выраженности акцентуаций характера представлены на рис. 1.
Рис.1.
Выраженность акцентуаций характера в подростковом возрасте (баллы, max=24)
Как мы видим из рисунка, гипертимность
выявлена у 27 (37 %) подростков. Данную группу детей
можно охарактеризовать как чрезвычайно болтливых, коммуникабельных, шумных и
энергичных ребят. У них присутствует особая выраженность мимики и жестов.
Нередко бывают инициаторами конфликтов. Данный тип можно описать такими
положительными качествами, как: жажда деятельности, активность, энергичность,
оптимизм. Так же обладают и негативными и отталкивающими качествами:
склонностью к аморальным поступкам, безалаберностью, не серьезностью и
раздражительностью. С трудом переносят одиночество, монотонную деятельность.
Эмотивность можно отметить у 12 (16,4 %) респондентов. Такие люди предпочитают
узкий круг общения. Все обиды носят в себе. Являются привлекательными,
отзывчивыми, добрыми, пунктуальными и гуманными. У них обострено чувство долга
и ответственности. Они так же способны радоваться чужим успехам. Из минусов, в
них присутствует чрезмерная сентиментальность и чувствительность.
Циклотимность можно отметить у 11 (15 %) подростков. Им свойственны довольно частые
периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их
манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период подавленного настроения – замкнутыми. Во
время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной
акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.
Экзальтированность можно отметить у 11 (15 %)
подростков. Они болтливы, альтруистичны, влюбчивы и очень впечатлительны. Такие
люди часто спорят, но до конфликтов никогда не доводят дело. Подростки с такой
акцентуацией характера очень привязаны к друзьям и близким. Имеют чувство
сострадания. В плане отталкивающих черт, в них присутствуют следующие –подверженность сиюминутным настроениям и паникерство.
Возбудимость наблюдается у 4 (5,4 %) подростков.
Данному типу присуща замедленность вербальных и невербальных реакций и низкая
контактность в общении. Такие дети являются навязчивыми и не особо
общительными, они склонны к грубостям, хамству и
конфликтам, которые чаще всего сами провоцируют. Пребывающие в спокойном
состоянии, их можно охарактеризовать, как людей аккуратных, добросовестных. В
состоянии эмоционального возбуждения они вспыльчивы, раздражительны, и при этом
плохо контролируют свои действия.
Застревание отмечается у 2 (2,7 %) детей. Подростки характеризуются занудливостью,
умеренной общительностью, склонностью к нравоучениям. С большим трудом принимают
точку зрения окружающих, не очень считаются с их мнением. Стремятся добиться
высоких показателей в любом деле, за которое берутся. Они особо чувствительны к
социальной справедливости, вместе с тем обидчивы, мнительны и ранимы.
Демонстративность выявлена у 2 (2,7 %) подростков. Стремление к
лидерству, легкость установления контактов, жажда власти и похвалы. Склонность
к фантазерству, направленность на приукрашивание своей персоны, авантюризму,
артистизму. Отличаются эгоцентризмом, честолюбием, хитроумием, отсутствием
скромности. Являются обладателями следующих положительных черта: вежливость,
способность увлечь других, неординарность мышления и поступков.
Педантичность выявлена у 1 (1,4 %) подростка. Такие
подростки в конфликты вступают редко, но сильно реагируют на любые нарушения
порядка. Иногда изводят близких и родных претензиями на аккуратность. В список
их привлекательных черт входят: пунктуальность, добросовестность, надежность в
делах, серьезность. В список отрицательных: занудство, формализм, ригидность,
инертность психических процессов и ворчание.
Тревожность отмечается у 1 (1,4 %) подростка.
Свойственна склонность к страхам, низкая коммуникабельность, пессимистическое
настроение, абсолютная неуверенность в себе, повышенная робость и пугливость.
Однако, они являются крайне исполнительными.
Интерпретируя результаты, мы пришли к выводу о том,
что у подростков наиболее часто встречаются 4 акцентуации характера: гипертимность, эмотивность, циклотимность и экзальтированность.
Такие результаты так же встречаются в работе у Е.И.
Будановой и Н.В. Еркина [4]. Наибольшее количество подростков в их исследовании
имеют высокие значения по следующим шкалам: экзальтированность, гипертимность, циклотимность, эмотивность и застревание.
В работе у С.В. Лоллини выявлены
следующие показатели высокого уровня типов акцентуации личности в подростковом
возрасте: гипертимический, циклотимический,
аффективно-экзальтированный, демонстративный и эмотивный.
Полученные нами результаты аналогичны данным в работе С.В. Лоллини.
Данные являются типичными для подростков: им свойственны гипертимность
(подросткам характерна выраженность жестов, коммуникабельность, энергичность,
активность), циклотимность (характерна частая смена
настроения), эмотивность (характерна особая
чувствительность).
Список литературы:
- Иванов Н.Я. Личко А.Е. Патохарактереологический диагностический опросник для подростков. – М., СПб. "Фолиум", 2011. – 64 с.
- Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) [Текст]: / А.Е. Личко. // — СПб.: Речь, 2013. — 251 с.
- Маклаков А.Г. " Общая психология".- СПб.: Питер, 2012. -592с.
- Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 243 с.
- Сельмидис, Л.Ф. Акцентуации характера в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Л.Ф. Сельмидис, И.В. Смирнова // Наука, образование, молодежь. 2016. С. – 74-77. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27126051 (дата обращения: 03.05.2017)
- Тимофеева, И.Н. Акцентуации характера у подростков [Текст]: / И.Н. Тимофеева // Перспективы развития науки и образования. – Москва, 2016. – С. 62-66.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. – С. 277.
Комментарии: