» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Артёменко Алексей Константинович, Магистр
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Модернизация социальной сферы красноярского края
Дата публикации: 20.05.2018
УДК
351/354
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Артеменко Алексей Константинович
магистр, институт
предпринимательства и международного бизнеса,
кафедра
международного бизнеса
Научный
руководитель:
Пузанов
Александр Алексеевич
Сибирский государственный университет науки и
технологии имени академика
М.Ф. Решетнева, г.Красноярск
Аннотация. Рассматривается
особенность модернизации в Красноярском крае. Основные причины необходимости
социальной модернизации. Рассматривается стратегия модернизации социальной
сферы Красноярского края
Ключевые слова:
экономика, модернизация, социальная сфера, государство, развитие, стратегия, «дорожная карта», материально - техническое
развитие.
Под социальной модернизацией подразумевается совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа[1].
Выделяют три
причины необходимости социальной модернизации
Первая – причина основана на низком уровне здоровья населения, что связанно в первую очередь с низким материальным состоянием граждан 18,5% населения Красноярского края имеют доходы ниже прожиточного минимума[2], это связанно в первую очередь с недостаточно развитой экономической сферой жизнедеятельности. Так же на состояние здоровья населения влияют вредные привычки. К этой причине относиться неудовлетворительное состояние окружающей среды. В 2017 году в городе Красноярске вводили режим черного неба восемь раз, в период с 2013 года вдвое выросло число дней, когда метеорологи объявляют режим неблагоприятных для рассеивания вредных примесей метеоусловий[3].
Вторая – причина основана на том, что у большинства социальных учреждений нет необходимого оборудования, если оно есть, то у данного оборудования давно закончился срок эксплуатации, либо оборудование часто ломается. Так же к этой причине относится низкий уровень дохода сотрудников, работающих в социальных организациях.
Третья группа причин связанна с недостаточной результативностью функционирования краевой социальной сферы это связанно в первую очередь с низким бюджетным финансированием социальной сферы и низкой эффективностью использования этих средств.
Реформирование социальной сферы общества является актуальной проблемой современности. Уровень социальной жизни отдельного человека влияет на необходимость или отсутствие необходимости в модернизации социальной сферы общества. Социальный уровень жизни отдельного члена и общества в целом влияет на функционирование государства.
30 декабря 2012 года правительство Российской Федерации подписали распоряжение об утверждении, плана мероприятий "дорожной карты" которое, создано для того, чтобы улучшить социальную сферу России.
Основной целью реализации "дорожной карты" является улучшение социальной сферы и повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения.
Для достижения постеленной цели будет проведена модернизация и развитие системы социального обслуживания. Проведена адаптация социальной сферы к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям. Будет расширен охват граждан и увеличится количество социальных услуг за счёт привлечения негосударственных организаций, благотворителей и добровольцев. Государством так же будут проведены мероприятия с целью укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и сокращения очерёдности на получение услуг социальной сферы. Так же уменьшиться дефицит рабочих кадров в социальной сфере Красноярского края[4].
Красноярский край стал не исключением и так же проводит план мероприятий по улучшению социальной сферы. В 2012 году был опубликован проект социально- экономического развития Красноярского края до 2020 года. В этом проекте было четко описано, что необходимо сделать для того, чтобы улучшить социальную сферу края.
В 2016 году этот проект был доработан и опубликован с изменениями, которые произошли за четыре года. В плане стратегии развития социальной сферы красноярского края от 2016 года по 2030 год, говорится, о том, что основным объектом модернизации будет выступать человек[5].
Основным
показателем уровня жизни человека является экономическая сфера, состояние этой
сферы влияет на уровень жизни и развития общества. По этой причине необходимо
развивать экономику Красноярского края. Экономика края должна стать
социально-ориентированной. При этом если произойдут изменения в социальной
сфере человека, его уровень жизни улучшится, а это приведет к увеличению
человеческого капитала, что приведет к улучшению экономики края.
Неуклонный рост материального благосостояния населения края
при снижении дифференциации по доходам является
одной из основных целей региональной социальной политики.
Приоритетными задачами развития социальной сферы в ходе реализации Стратегии станут:
- усиление межведомственного взаимодействия отраслей социальной сферы с целью оказания комплексных межведомственных услуг и оптимизации затрат на их предоставление;
- изменение системы финансирования социальной сферы при помощи привлечения средств от частных предприятий.
- увеличение объема внебюджетного финансирования социальной сферы;
- привлечение организаций всех форм собственности к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг населению;
- улучшение технологического и материально-технического обеспечения социальных отраслей, больше использовать нестационарные и интенсивные технологии предоставления социальных услуг населению;
- улучшение кадрового состава, обеспечение квалифицированными кадрами, соответствующими задачам технологического развития социальной сферы и повышения качества предоставляемых услуг;
- больше общаться с обществом для того, чтобы выяснять его потребности, с целью повышения качества социальных услуг и удовлетворенности ими населения[6].
Основными сферами, требующими модернизации в социальной политики Красноярского края, является образование, здравоохранение, культурная сфера, сфера физкультуры и спорта, сфера социальной защиты населения.
Социальная защита населения Красноярского
края требует особой модернизации.
Социальная защита населения является
элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан. В процессе
модернизации социальной сферы необходимо сократить количество нуждающихся
людей. Посредством увеличения социальных пособий и выплат. Так же нужно
модернизировать Красноярский край, для того, чтобы он стал более доступен для
людей с ограниченными возможностями, так как результаты исследований
свидетельствуют о том, что люди с ограниченными возможностями не могут жить
полноценной жизнью. Имеется большой дефицит рабочих мест для людей с
ограниченными возможностями. Так же к социально не защищённым слоям населения
относятся пенсионеры. Для улучшения качества жизни пенсионеров, необходимо
улучшить качество услуг, предоставляемых пенсионерам. Пенсионеры являются
самыми не защищенными, так как полностью зависят от государственных реформ, по
этой причине пенсионеры нуждаются в увеличении социальных пособий.
Состояние здоровья населения Красноярского
края, является важнейшим условием качества человеческого капитала. Так как от
состояния здоровья общества, зависит развитие всех сфер населения. По этой
причине сфера здравоохранения так же требует модернизации. Сфера
здравоохранения Красноярского края требует больших финансовых вложений, в
первую очередь, для того, чтобы обеспечить население необходимыми
лекарственными препаратами, улучшить техническое оборудование больниц и
поликлиник. Построить новые больницы и поликлиники, так как большинство
медицинских заведений находятся в аварийных зданиях и не оснащены современным
оборудованием.
В 2017 году, в России зафиксирована самая
низкая рождаемость за последние 10 лет, рождаемость упала во всех регионах
страны, кроме Чечни. Несмотря на то, что смертность снизилась на 63.6 тысяч
человек, умирало людей в стране, всё равно больше, чем рождалось. Согласно
демографическому прогнозу Росстата, естественная убыль населения будет
нарастать, и с 2025 года превысит 400 тыс. человек ежегодно, замедление
сокращения численности населения прогнозируется только ближе к 2030-м годам.
Международная миграция (по прогнозу приток мигрантов составит менее 300 тыс.
человек в год) в перспективе не сможет компенсировать сокращение населения. В декабре 2017 года глава Министерства труда и
социальной защиты Максим Топилин предупреждал, что уровень рождаемости в России
недостаточен, чтобы обеспечить рост численности населения, а в ближайшие годы
ситуация будет только ухудшаться, так как число женщин детородного возраста в
стране сократится на четверть и даже больше[7].
По этой причине, необходимо улучшить
качество охраны здоровья, матери и ребенка, для этого необходимо организовать
кабинеты перинатальной диагностики. В межрайонных центрах, внедрением
технологий телемедицинского консультирования.
Образование является важнейшим ресурсом
человеческого развития, эта сфера так же требует развития. В первую очередь
необходимо увеличить возможность получения среднего образования дистанционно,
для детей, проживающих в отдаленных территориях, для детей с ограниченными
возможностями.
Необходимо улучшить
материально-техническую базу системы общего образования, необходимо строить
новые школы.
Увеличить финансирование школ, так как во
многих школах не хватает учебников для всех учеников. Так же необходимо
увеличить заработную плату преподавателей, что привлечёт к обновлению
педагогических кадров.
Культура является неотъемлемой частью
человеческой жизни. Культурная сфера Красноярского края требует больших,
финансовых вливаний, для того, чтобы добиться ее развития.
Необходимо финансирование на реконструкцию
культурных объектов красноярского края, так как большинство зданий находится в
аварийном состоянии. Развитие
гастрольной и фестивальной деятельности, активизация культурного обмена между территориями
с целью популяризации искусства и выравнивания возможностей доступа жителей
различных территорий к культурным благам.
Сфера физической культуры и спорта в
данный момент переживает огромную модернизацию, этому способствовало проведение
XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярск. Сейчас в городе
строят новые объекты для проведения универсиады, после ее проведения объекты
будут использоваться для тренировочного процесса и проведения спортивных
соревнований. Требуется дополнительная государственная поддержка спортсменов,
тренеров, выступающих в составе сборных команд Российской Федерации или
Красноярского края, и за победы и призовые места на официальных соревнованиях.
Таким образом, для проведения реформы в
социальной сфере Красноярского края требуются большие финансовые вложения. В
бюджете Красноярского края недостаточно средств для проведения масштабной
модернизации во всех социальных сферах общества, по этой причине необходимо
привлекать новые источники финансирования. Благодаря тому, что в Красноярске
пройдет всемирная зимняя универсиада, из федерального бюджета России выделяются
средства на строительство новых спортивных объектов, благодаря этому появились
новые рабочие места, что значительно улучшило состояние социальной сферы в
области спорта и физической культуры. Но
этого недостаточно для того, чтобы произошли изменения во всех сферах общества,
поэтому необходимо привлечение средств бизнеса и негосударственных
финансовых фондов.
Однако в любом случае, успех социальной модернизации в Красноярском крае будет, прежде всего, зависеть от политической воли руководства региона и от общественно-политической консолидации органов государственной и муниципальной власти, населения и бизнеса.
По итогам выполнения плана стратегии социальной сферы Красноярского края, край должен увеличить уровень жизни населения. Улучшить демографическую ситуацию в регионе. Должны произойти изменения в экономике края, изменится структура краевого рынка труда, увеличиться потребность в квалифицированных сотрудников. Улучшиться сфера обслуживания в сфере здравоохранении. Произойти улучшения качества образования.
Список литературы:
- W.W. Rostow The Take-Off Into Self-Sustained Growth // The Economic Journal, Vol. 66, No. 261 (Mar., 1956) 25-48
- Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Красноярского края краю// 2016.- 18 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/krsnStat/standards_of_life/
- Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения).- М.: Издательство «Экзамен», 2003.-294 с.
- Приложение к распоряжению Губернатора Красноярского края от 22.09.2016 № 495-рг Приложение к плану мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Красноярского края на 2013–2018 годы» //Нормативно правовые акты 2013
- КУЗНЕЦОВ Л.В.Распоряжение Губернатора Красноярского края от 28 февраля 2013 г. N 59-Р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Красноярского края на 2013-2018 годы" // Нормативно правовые акты 2013
- СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА// г. Красноярск -2016. – 18 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.krskstate.ru/2030/plan
- Демографический срыв. Почему рождаемость в России падает, несмотря на усилия правительства РБК№ 016 (2740) (3001) 30 января 2018 – 1 февраля [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/newspaper/2018/01/30/5a6ef6f59a7947507175ce75
Комментарии: