» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Петухова Татьяна Сергеввна, студентка-бакалавриата
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социально-педагогическая характеристика неблагополучных семей
Дата публикации: 24.05.2018
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Петухова
Татьяна Сергеевна
студент
Научный руководитель: Смагина Мария Викторовна
кандидат социологических наук,
доцент
Филиал Ставропольского
государственного педагогического института, г.Железноводск
Аннотация. В
статье рассмотрены вопросы социально - педагогической характеристики
неблагополучных семей. Рассматриваются, общие трудности поведения детей в
неблагополучных семьях. Также в статье рассматриваются работы научных
исследователей: В.Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, Т.И. Шульги, идр.
Ключевые
слова: характеристика неблагополучных семей, конфликтные семьи,
адекватное поведение, аморальные семьи, проблемные семьи, кризисные семьи, антисоциальные семьи.
Характеристика
неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть и семьи, где родители
ведут аморальный образ жизни, к данному виду относятся семьи алкоголиков и
наркоманов, конфликтные, проблемные,
кризисные, и антисоциальные
семьи. Также к таким семьям относятся, где родители жестоко обращаются с
детьми, не занимаются их воспитанием, бросают детей, запугивают, не создают
нормальные условия для их жизни.
В
трудностях поведения детей, часто окликаются проблемы самих родителей.
Психологами давно доказано, что большинство родителей, у которого есть проблемы
с ребенком чаще всего это трудный ребенок, сами в детстве страдали от
конфликтных ситуаций со своими же родителями. На основании многих факторов
психологи пришли к выводу, что родительское поведение непроизвольно отложится в
психике ребенка. Это может произойти, как и в дошкольном
так и младше школьном возрасте, и, как правило, неосознанно.
Причины
этого могут быть разными. Но самыми главными бывают:
- Невыносимые условия для жизни, нехватка финансов, что приводит к духовному и физическому воспитанию. Так как родители заняты поисками средств, для существования.
- Исчезает взаимосвязь с родителями и детьми, не могут найти общий язык. Родители часто употребляют своей силой и стараются повлиять на ребенка физически. Это же приводит к тому, что у детей появляется: детская агрессия, замкнутость, отчужденность. После этого воспитания у ребенка появляется только злость и ненависть к родным.
- Алкоголизм и наркомания в семье приводит к жестокому обращению с младшими школьниками, что является плохим примером для подражания. Нередко ребенок становится таким как его родители.
Таким
образом, факторы, которые влияют на появление неблагополучных семей, влияют
материальные и педагогические несостоятельности, плохой психологический климат.
В семьях где нарушено адекватное поведение,
взаимосвязи, делятся на категории неблагополучных семей, к ним относятся:
- Конфликтные семьи - это те семьи где родители с детьми постоянно ругаются, не умеют контролировать себя в обществе, не могут найти компромиссы, где они воспитывают своих детей при помощи ругательств и рукоприкладства.
- Аморальные семьи – это те семьи, которые находятся в наркотическом опьянение, или же злоупотребляют спиртными напитками. Данные семьи не знают что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают своих детей В данных семьях родители не занимаются воспитанием и не обеспечиваю необходимые условия для жизни.
- Проблемные семьи – это те семьи, где взрослые не умеют воспитывать ребенка. Где родители потеряли авторитет или же слишком опекают свое чадо. Всё это дальше сказывается на неустроенности ребенка в жизни.
- Кризисные семьи – к данным семьям можно отнести несколько факторов, это те семьи, где произошел развод, смерть, трудный – подросток, так же можно отнести проблемы с финансами или же с работой. Когда эти семьи переживают кризис, семьи восстанавливаются и продолжают жить нормальной жизнью.
- Антисоциальные семьи. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил [1].
Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные
виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он
не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это
и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание. Чаще всего в таких
семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет
желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и
психологически.
Характеристики
неблагополучных семей неутешительны, поэтому необходимо обратить на них
внимание и, если не поздно, помочь выбраться из данной ситуации.
В научных
работах В.Г.Бочаровой «Педагогика социальной работы» содержится попытка дать понятие социального
благополучия. В частности, автор говорит, что социальное
благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов, служб,
помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные,
здравоохранительные и другие нужды [6. C 16].
Думается,
что социальное благополучие семьи можно рассматривать как процесс получения
социальных благ и как его результат, выражающийся в определенном уровне и
качестве жизни. При этом под социальным благом следует понимать все то, что
позволяет поддерживать необходимый уровень и качество жизни через
удовлетворение потребностей[1].
В
научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый
автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это
определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная
семья имеет разный смысл.
М.А.Галагузова
охарактеризовала неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом.
Она выдвигала что в любой из сфер жизнедеятельности
или нескольких одновременно, родители не справляются с воспитание ребенка,
снижаются адаптивные способности к существованию. Воспитание ребенка протекает
с трудностями, медленно и безрезультатно[2].
Т.И.
Шульга под неблагополучной семьей понимает «семью, в которой ребенок испытывает
неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом
вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть
семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически
состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной
характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку,
заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов»
[5] .
П.Д. Павленок выделяет, что
неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека
от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей
жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху [4] .
Г.Г. Зайдуллина полагает,
что понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики
семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава,
внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными
институтами – школой, училищем, производством, досуговыми
и другими учреждениями [6. C 44].
Таким
образом, из анализа подходов к классификации неблагополучных семей видно, что
характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо,
многообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми,
не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни,
занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условий для
нормального развития и т.д. Такая семья не в силах сама решить проблемы
воспитания и социализации детей. Родителям необходима конструктивная и
регулярная помощь, которую можно реализовать через социально-педагогическую
деятельность.
Список литературы:
- Антонова А. И. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. -2-е изд. – М., 2005
- Галагузовой М.А. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. – М., 2008
- Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005
- Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
- Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2009
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 2003
Комментарии: