» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Гончарук Анастасия Андреевна, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
Рубрика: Политология
Название статьи: Программно-целевой метод реализации государственной политики

Статья просмотрена: 1157 раз
Дата публикации: 20.05.2018

УДК 338.27

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Гончарук Анастасия Андреевна

студент

ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

 

Аннотация. Раскрывается сущность понятия программно-целевой метод, приводится система критериев эффективности государственной программы, освещаются актуальные проблемы реализации данного метода.

Ключевые слова: государственное регулирование, программно-целевой метод, критерии эффективности, планирование.

 

Основной целью государственного регулирования является достижение таких результатов деятельности института экономики, которые бы соответствовали целевым значениям индикаторов развития. Ориентация деятельности на достижение поставленных целей лежит в основе программно-целевом планировании. Именно поэтому этот метод государственного регулирования нашел широкое применение в социально-значимых сферах деятельности.

По мнению Багудиной Е. Г. планирование можно представить как: «способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения действий». [1]

Овчинникова О. П. и др. считают, что планирование является процессом разработки и принятия целевых установок (как в количественном, так и в качественном выражении), а также выбора оптимальных направлений их достижения. [2]

Последовательность и определенность действий, планомерная реализация намеченных шагов обязательно приведут к желаемой цели. Таким образом, планирование как функция управления проявляется в установлении и конкретизации целей перспективного развития отрасли на определенный период времени, выборе и оптимизации ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.) для их достижения в установленные сроки.

Понятие «программно-целевое управление» так же понимается как метод программного воплощения крупных управленческих решений, и как реализация комплексного, системного подхода при решении крупномасштабных социально-экономических проблем.

Сегодня на программно-целевой метод планирования сектором государственного управления возлагаются основные надежды по улучшению социально-экономического положения в регионе, стране в целом. Использование данного метода сектором государственного управления позволяет обозначать приоритетные цели и задачи, разрабатывать комплексы мероприятий по их достижению и согласовывать объемы и этапы финансового обеспечения. Программно-целевое планирование получило широкое распространение практически во всех отраслях социальной сферы.

Отличительными особенностями данного метода являются: концентрация ресурсов на решении конкретных задач, точная определенность сроков достижения поставленных целей, измеримость ожидаемых результатов, концентрация ответственности основных исполнителей программ перед органами региональной или федеральной власти.

Еще одной особенностью программного планирования является сам способ влияния на систему. В центре ставится само управление элементами программы и программными действиями, а не система сама по себе с ее составными элементами. Программно-целевое планирование является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов  [3].

Отличительные характеристики программно-целевого метода: [4]

-                   ориентация на решение проблем комплексного характера;

-                   наличие стратегического компонента;

-                   планирование ресурсов, осуществляемое исходя из конкретных результатов, ожидаемых при реализации определенных целей;

-                   обязательность экономической оценки эффектов управления.

Центральным понятием в программно-целевом методе является «целевая программа».

Государственная целевая программа – это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевая программа представляет собой конкретный документ, имеющий адресный характер, в котором обозначены ресурсы, исполнители и сроки реализации целевых мероприятий. Существует множество видов программ, наиболее распространенными из которых по содержательному наполнению являются экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные. [5]

Для оценки эффективности государственных целевых программ разработан и утвержден определенный порядок проведения оценки эффективности и результативности государственных целевых программ.

Методика оценки эффективности представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов и возможных рисков.

Оценка эффективности реализации государственных программ проводится с использованием следующих критериев: [6]

K 1 - соответствие целевой программы основным направлениям

стратегии социально-экономического развития города;

K 2 - соответствие содержания программы, предъявляемым к

ней унифицированным требованиям; качество представления отчетности по

реализации программы;

K 3 - выполнение плановых объемов освоения, привлечение

дополнительных средств для реализации программы;

K 4 - уровень достижения целевых индикаторов и показателей;

выполнение мероприятий программы;

К 5 - коэффициент эффективности реализации целевых программ,

оценка динамики эффективности реализации программы.

Рис. 1. Критерии оценки программ.

Необходимо вести оценку на каждом уровне реализации программы, то есть после каждого мероприятия в рамках программы. В России внедрение государственных программ рассматривается как основной инструмент, используемого при формировании бюджета. Внедрение государственных программ является одним из ключевых мер по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов и управлению по результатам в целом. Следовательно, эффект государственной целевой программы зависит от качества мониторинга и оценки реализации программы, а также от того, в какой степени результаты такой оценки влияют на дальнейшую реализацию программ.

Под эффективностью понимается относительный показатель, отражающий соотношение конкретного целевого показателя к уровню затрат. Результативность отражает степень или уровень достижения изначально поставленных целей. Поэтому, для оценки целевых программ необходимо в равной степени использовать как показатели эффективности, так и показатели результативности, с последующим определением общего показателя.

Несмотря на то, что целевые программы выступают важнейшим инструментом осуществления государственной экономической политики развития страны, эффективным механизмом решения приоритетных задач, зачастую они выполняются с недостаточной эффективностью и не достигают запланированных результатов. Это говорит о необходимости их совершенствования.

Существуют определенные проблемы, как на этапе формирования программы, так и на этапе реализации.

Во-первых, должна быть четко определена система управления реализацией программы, в том числе разграничены полномочия и ответственность субъектов управления.

Во-вторых, в некоторых программах не приводятся показатели оценки эффективности реализации программ, определенные в количественном выражении, это не позволяет дать четкого ответа на вопрос «Эффективна ли программа?», так как не с чем сравнить. Если планируемые результаты целевых программ невозможно количественно оценить (так как нет числовых показателей), то при сокращении финансирования целевых программ остаются без изменения критерии и объемы целевых показателей.

Так же проблемой целевых программ является то, что не всегда мониторинг и оценка их результативности государственными заказчиками проводиться на должном уровне. По сей день, в законодательстве нет санкций за недостоверность собранной государственными заказчиками информации.

 

Список литературы:

  1. Багудина Е.Г. Экономический словарь – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г.
  2. Овчинникова О.П. Финансовый менеджмент. Учебно-методическое пособие/ О.П. Овчинникова, Е.А. Збинякова, Н.В. Ивлева. – Орел: Издательство ОРАГС, 2005 г.–340 с.
  3. Жуковский А. И., Васильев С. В., Штрейс Д. С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта): Учебно-методическое пособие. - Оттава - Москва - Великий Новгород, 2006.
  4. Рисин И. Е. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ коллектив авторов – М.: КНОРУС, 2014. – 240 с.
  5. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  6. Постановление Правительства Красноярского края от 06.04.2015г. № 154-п «Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Красноярского края и критериев оценки эффективности реализации государственных программ Красноярского края»


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: