» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Фролова Анастасия Вадимовна, Студентки 3 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
Дата публикации: 20.05.2018
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Парамонова Юлия Андреевна
Фролова Анастасия Вадимовна
студент 3 курса
Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, г.Белгород
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического изучения особенностей пяти компонентов эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
Ключевые слова: личность, подростки, эмоциональный интеллект.
Интерес
к эмоциональному интеллекту возник у учёных на рубеже XX – XXI вв. Изучение
этого психологического явления стало активно развиваться в зарубежной
психологии такими учёными, как Дж. Майер, П. Сэловей,
Д. Карузо, Д. Гоулмен, Бар-Он..
В
отечественной психологии аналогом термина эмоциональный интеллект являлось
понятие эмоционального мышления, изучением которого занимался О.К. Тихомиров.
Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные
состояния включены в процесс решение задач [1].
По
данным исследования П. Лафренье, подростки ощущают
себя очень счастливыми в шесть раз чаще, чем родители, а крайне несчастными – в
три раза чаще. Подобный всплеск в эмоциональной жизни в подростковом возрасте
учёные связывают с балансом двух основных видов нервных процессов – возбуждения
и торможения. Абсолютно одинаковые жизненные ситуации вызывают у подростков
более яркий эмоциональный отклик [2].
Именно
в возрасте 13 лет проявляется большое количество сложностей во взаимодействии
между подростками и взрослыми [3]. Таким образом, ведущим видом деятельности в
подростковом возрасте является общение, которое не может эффективно протекать
без учета эмоционального интеллекта. Сензитивным
периодом для развития эмоциональной сферы является подростковый возраст,
психологическими новообразованиями которого являются развитие эмоционального и
интеллектуального компонента.
Цель: изучить особенности эмоционального
интеллекта в подростковом возрасте.
База исследования:
исследование проводилось в городе Белгороде, испытуемыми выступали учащиеся в
возрасте от 13 до 15 лет в количестве 48 человек.
В
результате проведенного исследования нами была выявлена выраженность пяти
характеристик эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность,
управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей, а также
выделены три уровня эмоционального интеллекта. Результаты представлены на рис.
1.
Рис.1. Выраженность
содержательных характеристик эмоционального интеллекта по уровням
Эмоциональная осведомлённость. Индивиды, имеющие
высокую эмоциональную осведомленность в гораздо большей мере, чем другие
понимают и осознают своё внутреннее состояние. Низкий уровень набрали 38 (79%)
подростков, средний – 10 (21%) подростков.
Управление своими эмоциями – т.е. эмоциональная
отходчивость, эмоциональная гибкость и пластичность. По данной шкале низкий
уровень набрали 43 (89,5%) ученика, а средний – 5 (10,5%).
Самомотивация. Наглядно демонстрируется управление собственным поведением за счет
управления эмоциями. Низкий уровень набрали 35 (73%) школьников, средний – 13
(27%) школьников.
Эмпатия – это осознанное понимание эмоций других людей, а также умение сопереживать
эмоциональному состоянию другого человека на текущий момент времени. Данное
понятие рассматривается так же, как и умение понять человека по мимике, жестам,
позе. По шкале «эмпатия» низкий уровень набрали 35
(73%) подростков, средний – 12 (25%) подростков, а высокий всего один подросток
(2%).
Распознавание эмоций других людей. Имеется ввиду способность влиять на
эмоциональное состояние других людей, оказывать им поддержку в необходимый
период времени. Низкий уровень набрали 42 (87,5%) ученика, средний – 6 (12,5%)
учеников.
Наиболее развитым компонентом эмоционального
интеллекта у подростков, является «Самомотивация».
Подростки без особого труда способны мотивировать себя на обязательное
выполнение определенных задач, к которым не испытывают интереса. Так же, высоко развита такая характеристика эмоционального
интеллекта, как «Эмпатия». Подростки в состоянии
осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Наименее
развитым компонентом эмоционального интеллекта является «Управление своими эмоциями»,
т.е. школьники имеют затруднения в контроле своих эмоциональных состояний: не
способны контролировать интенсивность своих эмоций, а также их внешнее
проявление.
В работе Т.В. Семеновских и В.В. Дуплянкин
[32] были выявлены следующие результаты тестирования: наиболее развитым
компонентом в структуре эмоционального интеллекта является «Эмпатия»
и «Эмоциональная осведомленность». На среднем уровне развития у испытуемых
находятся такие компоненты эмоционального интеллекта, как «Самомотивация»
и «Распознавание эмоций других людей». Наименее развитым компонентом в
эмоциональном интеллекте является «Управление своими эмоциями».
Таким образом, наши результаты совпадают с результатами Т.В. Семеновских
и В.В. Дуплянкиным: подростки способны себя
замотивировать без особых сложностей; подростки имеют определенные трудности
при контроле собственных эмоциональных проявлений и плохо умеют распознавать
эмоции других людей.
Список литературы:
- Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. // пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 256 с.
- Михалкина Ю. А. Изучение уровня эмоционального интеллекта подростков города Самара. Сравнительный анализ по полу // Самарский Государственный Университет. – 2009. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17962.pdf.
Комментарии: