» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (64) 2022
Автор: Хохлова Екатерина Александровна, учитель химии
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Дактильная речь как средство коммуникации дошкольников с нарушенным слухом
Дата публикации: 29.06.2022
ДАКТИЛЬНАЯ
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Хохлова
Екатерина Александровна
учитель
МБОУ СОШ №101, г. Самара
Аннотация. Проблема
дактильной речи стала предметом специального
исследования в 50-60-е гг., когда формируется новая концепция обучения глухих
детей языку. Суть нового подхода – идея о необходимости предоставить ребенку
возможность практического овладения словесной речью в процессе общения. [4]
Таким образом с самого начала можно организовать изучение детьми
языка в его коммуникативной функции, в тесной связи с различными видами
деятельности ребенка и потребностями в общении, возникающими у него в игре, на
прогулке. Устная речь у глухих формируется медленно, поэтому дети не могут
свободно вести устные беседы.
Речевое
общение взрослого с ребенком с нарушением слуха должно осуществляться на слухо-зрительной основе, то есть ребенок воспринимает
устную речь одновременно с губ говорящего и на слух, пользуясь при этом
индивидуальным слуховым аппаратом. Но не всегда ребенок с рассматриваемой
патологией, в состоянии таким путем понять, что ему говорят. В таких случаях на
помощь приходит дактилология, которая в процессе обучения речи выполняет роль вспомогательного средства. [3]
Дактилология
остается незаменимым средством анализа звукобуквенной структуры слова. Ни
письмо, ни разрезная азбука не могут в этом плане сравниться с дактилологией в
силу того, что пользование ими требует наличие дополнительных атрибутов:
пишущего предмета, приспособления для письма, кассы разрезных букв, наборного
полотна.
Дактильная речь –
единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у
ребёнка с нарушением слуха словесной речи не только на специальных занятиях, но
и в общении. Применение дактильной речи, как более
легкого, по сравнению с устной, для глухих детей вида словесной речи, позволяет
им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз,
овладеть звуко-буквенным
составом слов и, следовательно, аналитическим чтением.
Ключевые
слова: дактильная речь, средства коммуникации,дошкольники.
Выводы по результатам, практической работы:
Дактильная речь
является одним из средств, обеспечивающих реализацию основных принципов в силу
следующих её преимуществ перед устной и письменной речью.
Дактильная же
речь легче и быстрее усваивается глухим ребенком на основе зрения. Дактильные знаки обеспечивают четкое членораздельное
восприятие речи, а главное поддаются точному воспроизведению их ребенком по
подражанию. [1]позволяет идти в формировании речи естественным путем, т.е. от
понимания речи окружающих к её активному употреблению. Цель эта недостижима
средствами устной и письменной речи.
дактильная же
речь обеспечивает членораздельное восприятие слов и усвоение его буквенного
состава. Дактильная речь становится средством не
только для восприятия речи, но и для развития активной речи ребенка. Это
облегчает и ускоряет накопление словаря, дает возможность ребенку активно пользоваться
приобретенными знаниями в общении как со взрослыми,
так и между собой, а также делает процесс овладения речью более мотивированным.[2]
Дактильная речь
облегчает развитие навыка чтения с губ. Дети твёрже и определеннее знают состав
слова. Применение дактильной речи позволяет исходить
в подборе речевого материала не из доступности его произношению, а из
актуальности для общения и развития познавательной деятельности, позволяет
обучать детей разнообразным видам деятельности в единстве с формированием речи.
Правила дактилирования
1. Дактилируют в
соответствии с правилами орфографии.
2. Дактильная
речь сопровождается артикуляцией.
3. Дактильные
знаки показывают точно и чётко.
4. Дактилирование
ведут плавно и слитно.
5. Дактилируемые
слова разделяются паузой, фразы – остановкой.
6. При дактилировании
рука согнута в локте, кисть руки находится на уровне плеча, слегка вынесена
вперед и обращена ладонью от себя, к собеседнику .
7. Дактилирующая
кисть руки сдвигается влево.
8. В случае ошибки или непонимания повторно
дактилируется все слово.
9. Дактилирующий
смотрит на собеседника
Список литературы:
- Аврорин В. А. Проблема изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). М.: Наука. 1975.
- Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвистический словарь / А.А. Акишина, Х. Кано, Т. Е. Акишина. – М.: Либроком, 2013.
- Гейльман И. Ф. Словарь жестового языка: 2 т. /И.Ф. Гейльман. – Санкт-Петербург, 2004.
- Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации – М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
Комментарии: