» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017
Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Студентка 2-го курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Специфика подросткового этапа на примере психологического анализа фильма «хористы»
УДК 159.9
СПЕЦИФИКА ПОДРОСТКОВОГО ЭТАПА НА
ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛЬМА «ХОРИСТЫ»
Парамонова Юлия Андреевна
Студентка 2 курса
Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет
Россия, город Белгород
Аннотация: статья посвящена особенностям
подросткового этапа развития личности и трудностям, с которыми приходится
сталкиваться в этот период. В статье приведет психологический анализ фильма
«Хористы», в котором отражен наиболее продуктивный метод взаимоотношения с
трудными подростками. Сделан акцент на применяемых методах воспитания и его
результатах.
Ключевые слова:
личность, подростки, воспитание, методы воспитания.
«Никогда не говори никогда. Всегда можно начать сначала» –
этими словами начинается фильм и эта главная мысль
пронесена сквозь все произведение. Фильм «Хористы» производит положительное
впечатление. В данном фильме затронута важная тематика взаимоотношения
подростков со взрослыми. Дидактическая роль фильма
заключается в том, чтобы передать специфику подросткового возраста и
особенности продуктивного взаимоотношения с
подростками. Фильм «Хористы» выделяется из многих других фильмов о подростках
своей легкостью, положительной окраской и добротой.
В фильме достаточно подробно переданы трудности подросткового
этапа. Нормальными и характерными выступает проявление формирующегося
«чувства взрослости», агрессия и конфликтность в ответ на воздействия
окружающих, коллективное сознание, стремление самоутверждения, сохранения
собственного достоинства, желание получить уважения и признание своей
взрослости, стремление быть услышанным, забота и поддержка, не безучастное
отношение окружающих. Болезненным выступает крайняя агрессивность,
стадное чувство, жестокость, стремление доказать любым путем свою правоту.
Главная роль в фильме отведена учителю музыки Клементу Матье, который попадает
воспитателем в интернат для трудных подростков "Дно пруда". "Потерпев неудачу во всех областях жизни, я по-прежнему был
уверен, что худшее ещё впереди." Это очень добрый человек, живущий
чувствами, любящий детей такими, какие они есть. Он музыкант, сочиняющий
музыку, человек творческий. Матье стремится помочь
детям, несмотря на их проступки. Клемент Матье прирожденный воспитатель, талантливый музыкант и
потрясающий человек. Я считаю, что данные черты являются отчасти врожденными,
так как если человек добрый, то он такой с детства. Дальнейшему становлению
таких черт характера поспособствовало хорошее воспитание, которое Матье пытается дать и другим детям.
Клемент Матье
попадает в интернат для трудных подростков, где прибегают к жестоким
«воспитательным мерам», особенно директор этого заведения Рашан.
Главный принцип его работы «акция-реакция», смысл которого сводится к жестокому
обращению к детям, после любых их проступков и ошибок. Если неизвестен
виновный, наказание коллективное. Для виновных существует карцер и
принудительный труд уборщика и обслуги. Поощряется донос. Царит казарменная
атмосфера. И постоянные пакости со стороны детей. Чем
больше издевается Рашан над мальчиками, тем
агрессивнее они становятся. Добродушного по натуре Матье возмущают эти методы, но открыто протестовать он не в
состоянии. Рашен жёсткий, а вернее жестокий человек с
чертами диктатора, который с самого начала знакомства с новым сотрудником
показывает, кто в доме хозяин.
В первый же день Матье понимает с чем он столкнулся. Несправедливое отношение к
детям было уже обыденным делом и никого не смущает. Жестокость детей
распространялась на всех педагогов, включая и новопришедшего
учителя. Агрессия в его сторону оказалась безнаказанной, но он сам начал
защищать мальчиков, договариваясь с мальчиками о их о
примерном поведении. Матье крайне удивлен
и поражен именно жестокостью обращения с подростками. Но Рашен
утверждает, что по-другому с ними нельзя. Место этих подростков в тюрьме.
Матье не выдаёт виновного Рашену на расправу, а также договаривается с подростком,
что он будет ухаживать за Максансом. Т.е. вместо
наказания дает возможность исправить то, что он сделал. Таким образом показывая жестокость своего поступка и пример того,
как нужно себя
Матье не спускает на тормозах проступки
детей, но и не доносит на них. Считая, что можно попытаться понять причину
поступка, узнав, чем живёт подросток, какие его затаённые мечты, желания. Путем
своего интереса к внутреннему миру подростков, Матье
получает уважение и поддержку подростков.
Первое задание Матье было написать,
о какой профессии мечтает каждый из них. И он понял, что все их мечты сказочные,
потому что именно сказки им и не хватает. Не хватает тех образов, образцов для
подражания, тех идеалов, к которым стоит стремиться. И никто не мечтает стать
воспитателем, скорее всего в результате собственного негативного опыта.
Разница в подходах Матье и Рашена проявляется, когда ребята делают какую-нибудь пакость им лично. Матье включается
в игру ребят: на пение про него гадостей отвечает, что поющий фальшивит, на
карикатуру на себя Моранжа отвечает своей
карикатурой. А Рашен пользуется другими методами: он
мстит, сажает в карцер, заставляет работать, не брезгует и телесными
наказаниями. Как показал опыт, подход Рашена оказался
абсолютно не эффективным.
Рашен способен только давить, наказывать и
запрещать. Матье придумывает хор. И увлекает их
коллективным творчеством. Для них уже это есть сказка, знания о другой
реальности.
Добивался учитель своей цели не
спеша, думая о последствиях и все-таки нашёл точку прикосновения с ребятами, а
именно он решил организовать участие в общем деле. Ему, автору многочисленных
музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в
голову замечательная идея: организовать школьный хор. Эта идея изменила жизнь и
детям, и Матье. Их отношения складывались как нельзя
лучше и с каждым днём он «одёрживал новые победы». Хотя некоторые проблемы и не
исчезали, а порой появлялись новые, но учителя это не страшило, ведь у него уже
был хор и во главе него стоял мальчик с невероятно красивым голосом
которого звали Пьер Моранж.
Складывались их взаимоотношения достаточно сложно
продолжительное время, пока Матье не услышал
удивительное пение мальчишки и не обратил на это его внимание. Долгое время Матье обучал подростка нотам, высоте голоса, тембру и
многому другому, о чём он ранее не слышал. Матье
долгое время не верил, что у каждого из его класса ужасные характеры, как на
пример называли Пьера: «мальчик с ангельским лицом и дьявольским характером». Учитель знал, что каждый из них нуждается в семье, добрых
отношениях к ним, каждый из них нуждается в том, чтобы кто-то в них верил, ведь
им этого не хватает.
Матье удалось завладеть вниманием
подростков. Провинившийся воспитанник, которого Матье
приставил ухаживать за своей "жертвой", осознает результат его
проделок.
Матье не разрушает систему сразу, он её
плавно преобразует. Он действует в рамках правил и получает разрешение на хор. Матье изначально ищет в каждом человеке его лучшие, сильные
стороны. Он выявил природный талант в Моранже. Тот
поёт превосходно, хотя нигде не учился, всё схватывает на лету. Но он гордец, а
гений-гордец может стать злодеем. Матье это понимает.
И он в критический момент просто исключает Моранжа из
солистов, он как бы свергает Моранжа с пьедестала
гордыни. Матье видит, что в будущем Моранж может стать известным, получить почести, награды. Но
гордыня нанесёт ему непоправимый вред. И показывает Моранжу,
что его талант не делает его лучше других, что талант ещё не всё. Этот ход одержал
успех. Когда хор в конце концов получает слушателей со
стороны высокопоставленной делегации попечителей, то Матье
неожиданно включает Моранжа в игру. "И в глазах Моранжа я вдруг прочёл очень многое: гордость, радость быть
прощённым и что было новое для него - нечто, похожее на признательность". Матье, предоставив ребенку
испытание славой, показал абсурдность и не правомерность его поведения.
Хор меняет атмосферу в интернате в сторону потепления. К
весне в союзники Матье переходят учитель физкультуры
и математики. Сам Рашен вдруг начинает играть в
футбол с ребятами и пускать самолётики у себя в кабинете.
Матье даже в ситуации с Модэном, подростком не знающих
границ в поведении, опять-таки принимает правила игры. Он понимает, что душеспасительными беседами здесь не обойтись. Если для Модэна показатель лидерства сила воли и духа, то Матье и доказывает, что эта сила у него есть. И Модэн признаёт это, признаёт своё поражение перед Матье.
Когда произошел инцидент (пропали деньги) директор
запрещает хор и лишает воспитанников горячей воды. И вот здесь восстаёт уже Матье. В союзе с другим учителем он подпольно продолжает
заниматься с ребятами. И они греют воду за счёт личного запаса дров директора.
А папаша Максанс сообщает о хоре в опекунский совет.
Что позволяет легализовать хор, несмотря на запрет Рашена.
Когда Рашен уволил Матье, из-за того, что тот его ослушался, Матье и Рашен становятся
искренними друг перед другом. Матье высказывает Рашену, что он не имеет права руководить подобным
учреждением, что он ненавидит детей, что он превратил интернат в тюрьму. А Рашен видит других только такими как он сам. Рашен признает, что воспитание – это не его призвание, и
что ему наплевать на детей. Он запрещает Матье
прощаться с детьми. Можно ограничить свободу человека физически, но душевного
признания и благодарности ограничить нельзя. Об этом говорят летящие вслед Матье из окна бумажные самолётики со словами
признательности и напутствиями для Матье. И пение.
Эти самолётики как бы символ их признательности. И то, что всеми своими мыслями
и чувствами они остаются со своим любимым учителем.
За полгода Матье преобразует
атмосферу настолько, что достигает неимоверных результатов. После его ухода из
интерната, ничто не возвращается на круги своя. И уже руками тех же сотрудников,
которые выполняли волю Рашена, он теряет это место
навсегда.
В самом начале фильма мы сталкиваемся с человеком, который
достиг мировой известности в качестве дирижёра – это Моранж.
К нему приходит Пепино. Этого самого маленького
воспитанника интерната забрал в своё время Матье. Он
воспитал его, и вывел в люди. Пепино принёс дневник Матье Моранжу, который
воспитатель хотел передать именно этому ученику. Пепино
и Моранж встречаются через 50 лет после тех событий в
интернате, в момент, когда уходят из жизни мать Моранжа
и бывший его учитель Матье. Известность Моранжа, его слава - это результат трудов Матье.
Режиссер хотел донести до зрительный
значимость воспитания, отношений окружающих людей, наличие достойного образа
поведения для становления личности подростков. В фильме представлены и доказаны на
практике способы решения тех проблем и трудностей подросткового возраста,
которые являются преобладающими в этом возрасте.
Матье оказалось огромное влияние на судьбы
детей, изменив их жизнь навсегда. Он поверил в детей, дал им возможность для
осознания своих поступков. На мой взгляд, Клемент Матье – настоящий пример для подражания, авторитет для
детей и прирожденный воспитатель, который в настоящее время так мало.
Список литературы:
- Быстрицкий О.А. Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/11/10/vozmozhnosti-kinoterapii-dlya-povysheniya-psikhologicheskoy
- Быстрицкий О.А. Терапия киноискусством. Методы повышения психологической компетенции педагогов // Школьный психолог. 2007. № 3
- Малыхина Н.С. Методические материалы по педагогической психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2358754/
- Рецензия на фильм [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.proza.ru/2014/05/11/790
Комментарии: