» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Томбулова Елизавета Николаевна , студентка 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблема кодификации административного права
Дата публикации: 28.12.2018
ПРОБЛЕМА КОДИФИКАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Томбулова Елизавета Николаевна
студентка II курса Института Права
Научный руководитель: Кононенко Данил Валерьевич
кандидат наук, доцент кафедры конституционного
и муниципального права
Волгоградский Государственный Университет,
г. Волгоград
Аннотация. Данная
статья закрепляет такую важную проблему
в законодательстве нашего времени, как кодификацию административного
права. Эта проблема очень актуальна
сейчас , поскольку сложности связанные с данной проблемой затрагивают многие
слои общества.
Ключевые
слова: кодификация ,
административное правонарушение, правовое регулирование, процессуальный кодекс , систематизация , административное судопроизводство , деликт .
Проблема кодификации
административного права
Административное право является одной из
ведущих отраслей российского современного права, поэтому его систематизация и
кодификация является важнейшей и наиболее актуальной задачей правотворческой
деятельности государства.[1]Данная
отрасль представляет собой совокупность правовых норм, направленных на
регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Из-за
обширности отношений, которые регулирует данная отрасль, возникает проблема
кодификации административного законодательства. Данный вопрос поднимают многие
авторы, такие как Л.Л. Попов, и другие[2]
В предмете административного
права Российской Федерации обычно выделяют порядка трёх основных групп
общественных отношений: Во-первых, это отношения, возникающие в процессе
выполнения регулятивной функции государственной администрации; Во-вторых,
отношения, возникающие в процессе выполнения охранительной функции
государственной администрации и в третьих - отношения, возникающие в процессе
осуществлении административного судопроизводства[3].
Вопрос, касающийся российского
законодательства об административных правоотношениях, без сомнения, является
одним из самых проблемных на данный момент. Обращаясь к истории административного
законодательства в России стоит обратить внимания на то, что оно развивалось
гораздо медленнее, чем другие отрасли законодательства. Даже в современных
реалиях можно заметить, что многие нормы административного права противоречивы
и недоработаны, а многие исследователи считают, что на
данном этапе развития необходима кодификация административного
законодательства.
Что же такое кодификация и для
чего она нужна? Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию
и переработку действующего законодательства путём подготовки и принятия нового
кодификационного акта. Она применяется в процессе правотворческой деятельности
и является при этом более сложной формой систематизации законодательства,
которая оформляет кардинальные и наиболее глубокие изменения в системе
нормативно-правового регулирования общественных отношений.В Российской
Федерации кодификация нашла широкое применение на практике. Такой вывод можно
сделать исходя из того, что все основные отрасли права в Российской Федерации
имеют свои кодексы, составляющие основу правового регулирования данной отрасли
права.
Следует отметить, что некоторые
специалисты в области административного права, опираясь на практику, признают
невозможность создания единого кодифицированного акта в форме, например,
Административного кодекса. «Кодекс, как особая форма законодательного акта,
должен представлять собой закон, обеспечивающий единое регулирование и
содержащий в систематизированном виде всю основную массу норм, регулирующих
определенную сферу общественных отношений»[4].Также
существует мнение:« Конкретно эти требования к
кодексу, как к нормативно-правовому акту, практически невозможно
выполнить в силу огромного разнообразия деятельности и общественных отношений,
регулируемых административным законодательством, невозможно охватить все нормы
административного права»[5]
Существует и противоположная
точка зрения, так, другие авторы считают создание единого Административного
кодекса возможным, но такой кодекс должен включить в себя только «нормы,
которые наиболее полно отражают сущность государственного управления и имеют
основополагающее значение для исполнительной деятельности»[6]. При
этом следует учесть отсутствие общего объективного критерия, определяющего
значимость норм. Осуществляя кодификацию по изложенному принципу, мы приходим к
тому, что она ничем не отличается от уже применяемой на практике отраслевой
кодификации. Таким образом, можно увидеть две точки зрения на данную проблему и
прийти к выводу о дискуссионности данного вопроса.
Обобщая вышесказанное, можно
дать общее определение кодификации административного законодательства. Такая
кодификация представляет собой форму систематизации норм административного
права, содержащихся в нормативных правовых актах. Цель кодификации
административного права – создание на основе общепризнанных принципов норм,
устраняющих пробелы в правовом регулировании управленческих отношений путем
отбора, редакции, отмены устаревших и противоречащих друг другу норм. Следует
подчеркнуть, что кодификация административного права направлена на развитие
общественных отношений в управленческой сфере в соответствии с социальными,
экономическими и политическими изменениями, путем создания новых сводных,
кодификационных актов административного права.
И если на данный момент
практически невозможно кодифицировать всю отрасль административного права, то
представляется целесообразным провести процедуру кодификации хотя бы некоторых
крупных институтов (как это сделано в административно-деликтной сфере).
Объективно присутствует необходимость создания единого кодексапо
управленческому процессу или Административно-процессуальныйкодексРФ, атакже существует
необходимостьусовершенствовать Кодекс об административных правонарушениях. Это
необходимо для того, чтобыизбежать противоречивости норм, а необходимым законом
будет являться Административно-процессуальный кодекс. Я считаю,что из-за
отсутствия данногокодекса, существуют достаточно серьезные проблемы в
управленческих отношениях, такие как низкая эффективность государственного
управления,бюрократизм, коррупция в государственном аппарате и многие другие. В
качестве примера можно обратиться к кодексу ФРГ (Verwaltungsverfahrensgesetz, сокр. VwVfG), в котором процессуальная,
процедурная часть составляет несколькосотен страниц, следует обратить внимание,
что уровень коррупции в этой стране гораздо ниже, ведькодекс детально
регламентирует все процессуальные и процедурные
элементы.
Кроме того,существуют проблемы
систематизации[7]
административного права,которые задерживают процесс кодификации данной отрасли
права. К таким проблемам относятся: противоречия между федеральным и
региональным административным законодательством (Например,в соответствии со ст. 72 Конституции РФ
«административное и административно-процессуальное законодательство относится к
совместному ведению Российской Федерации и образующих ее субъектов» Такое же
положение содержится и в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами);
отсутствие единого акта,кодифицирующего материальное и процессуальное
законодательство; разрозненность и противоречивость между законами и
подзаконными актами. В настоящее
время несогласованность и противоречивость законов и подзаконных нормативных
актов может дискредитировать демократические идеи правового государства.
Особенно острый характер приобрела проблема внутренних противоречий в
законодательстве.
Следует обратить особое
внимание на то, что основы административного процесса заложены в КоАП, где лишь
8 из 32 глав посвящены процессуальным вопросам. По моему мнению этого
категорически недостаточно и на это есть множество весомых причин. Во-первых,
именно в рамках процессуального производства обеспечивается защита прав и
свобод граждан и организаций. Во-вторых, к каждому делу необходим независимый,
индивидуальный и своевременный подход при прочих равных возможностях.
В-третьих, необходимо регламентировать каждую детальдля избегания нарушений
прав граждан и организаций, атакже предотвращения коррупции со стороны
государственного аппарата. В-четвертых, новый кодекс необходим для удобства,
ведь в этом случае все административно-процессуальные аспекты будут собраны в едином кодифицированном акте.
Следует также упомянуть о
существовании проблемы недостаточной
развитости процедуры досудебного разбирательства дел по административным
правонарушениям. По моему мнению данная проблема так же решается с помощью
принятия Административно-процессуального кодекса.Ведь опять же, обращаясь к
мировой практике, можно заметить, что, например, во Франции лишь два процента,
а в Германии пять процентов дел доходят до суда. В этих странах активно
развивается досудебное производство.А в нашей стране огромная роль лежит на
суде, в частности на мировых судьях, в обязанности которых должны входить лишь
регулирование вопросов относящиеся к праву.
В силу вышеизложенного, для
решения упомянутых проблем предлагается два способа устранения недостатков
регулирования этих институтов. Первый, радикальный, заключается в
созданииединого закона, в котором будет объединеноадминистративно-процедурное
производство и административно-деликтное производство (Кодекс Административного
Судопроизводства РоссийскойФедерации затрагивает лишь специфические категории
административных дел). Второй, компромиссный, состоит только лишь в создании административно-процедурного
или административно-процессуального кодекса, который бы регулировал типичные
административные процедуры как в среде органов власти, так и при взаимодействии
их с обществом, с невластвующими субъектами.
Список литературы:
- Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: автореф. дис. д.ю.н. – Каз.: Изд-во КГУ. – 2002. – С. 38.
- Попов Л.Л «Административное право»
- Костенников М.В. Теоретические проблемы кодификации административного права России: Монография. – М.: Щит-М. – 2000. – С. 25
- «Правотворческая составляющая кодификации законодательства» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» А.Р. Нематов
- «Нужен ли нам административно-процессуальный кодекс российской федерации?» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Попов Л.Л.
[1]Администрати́вное пра́во — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
[2]
Нематов
А.Р. Правотворческая составляющая кодификации законодательства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:
Юридические науки . 2005.
Попов Л.Л. Нужен ли нам административно-процессуальный кодекс российской федерации? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, 2015.
[4]Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: автореф. дис. д.ю.н. – Каз.: Изд-во КГУ. – 2002. – С. 38.
[5]Костенников М.В. Теоретические проблемы кодификации административного права России: Монография. – М.: Щит-М. – 2000. – С. 25
[6]Там же.
[7]Систематизация – это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему.
Комментарии: