» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Гамидова Салимат Хизриевна, научный сотрудник сектора родных литератур
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Использование ролевых игр на уроках английского языка

Статья просмотрена: 709 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 811

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Гамидова Салимат Хизриевна

научный сотрудник сектора родных литератур

Дагестанский  научно-исследовательский институт педагогики им.А.А.Тахо-Годи

 

Аннотация. Одним из основных стимулов к обучению является игра. Ведь в комплексе с дискуссиями и дебатами игры, в частности, ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры ученик преодолевает свою скованность и тревожность. Использование различных игр на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развить память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к английскому языку как таковому.

Ключевые слова: ролевые игры, грамматические упражнения, лексика, диалог, фонетические и  орфографические задания.

 

К ролевой игре методика преподавания иностранного языка идёт уже давно. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название «теория ролей», разработанной социологами и социопсихологами [1, с.56]. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача и т.д. Эти роли в обществе определяют речевое/неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача – что он будет заботиться о здоровье пациентов и т.д. [3, с.45].

Понятие социальной роли является, таким образом, элементом общественных отношений: окружающая среда выступает по отношению к человеку как первичная социализация. В ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель – ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о “вторичной социализации”, имитирующей первую в её самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортёр и т.д.). Мера условности может быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть более театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры [4, с.148].

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях [2, с.67].

Ролевые игры на уроках английского языка включены во все учебники и пособия для изучения этого языка. Всем нам известно, что каждый урок в таком учебнике посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Как правило, мы прибегаем к ролевым играм в самом конце изучения этой темы, так сказать, для оттачивания приобретенных знаний. В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические, орфографические задания и аудирования пройдены [5, с.45].

Рассмоотрм, какие ролевые игры нам предлагают учебные курсы «Headway» (elementary и pre-intermediate) и «New Millenium English» для средней школы. Начнем с «Headway». В заданиях под названием «Role play» мы находим следующее:

·                    Work in pairs. Student A is a journalist, student B is Ivan or Jaya. Discuss the advantages and disadvantages of living in New York. Then prepare an interview. Use the words and questions in the Comprehension Check to help you.

·                    Work in groups of two or three. Think of some role plays in an airport or on a plane. Choose a place and some characters. You can be travellers from different countries, pilots, customs officers…!

·                    Work in pairs. Practice some conversations in a hotel, using the ideas above. One of you in the guest, the other is the waiter or the receptionist.

·                    Your teacher will give you a list of TV programs for tonight on channels 1 to 4. Imagine that you and your partner live in the same flat and you have only one TV. Decide together which programs you are going to watch tonight.

·                    Some of you are members of a group of musicians (classical, pop, jazz). Some of you are journalists who are going to interview the musicians. Musicians: talk together to decide the following – the kind of music you play, the name of your band, who plays what, what has influenced your music, how long have you been together, the records you have made, the countries you have toured. Journalists: work together to think of some questions to ask the musicians. When you are ready, conduct the interview.

А вот какие ролевые игры на уроках английского языка включили в процесс обучения создатели второй книги:

·                    Read the job advertisement. Decide who will be the applicant and who will be the interviewing board. Read your role card and get ready for the interview. The students who have gone throught the interview become observants. Exchange your opinions about questions/answers. Avoids being judgemental. Be positive and friendly.

·                    You are invited to take part in a TV show called “Do you believe in…?” The show will start in 10 minutes. Take a role card and get ready to play your role. Take part in the show; try to be as active as possible. Vote on the question in the program – Do you believe in supernatural phenomena?

·                    You are going to take part in the International Student Science Conference. In turn, you will be a speaker, a participant, an interpreter, and some of you may wish to be the Chair.

Приложение 1

1. Задачи:

-Познакомить с речевым образцом «How old are you?»;

-развивать навыки диалогической речи;

-развитие грамматических навыков;

-активизация изученной лексики в знакомых речевых образцах.

Учитель предлагает учащимся в парах составить диалог на тему: «Знакомство». Затем выслушивается каждая пара.

-What is your name?

-My name is Olga.

-I am 7. What is your name?

-I am Masha.

-How old are you?

-I am 7. I have got a sister.

-I have got a brother.

-I live in the house. Where do you live?

-I live in the house.

Прослушивание диалога каждой пары, выявление лучшего диалога.

2. Задачи:

-Тренировка навыков устной речи по теме «Семья»;

-совершенствование фонетических навыков;

-тренировка диалогических навыков;

-развивать умение работать в парах.

Учитель просит учащихся составить диалог о своей семье.

-I have god a mother and a father.

-What is your mother’s name?

-My mother’s name is Lida.

-What is your father’s name?

-My father’s name is Yura

-Have you got a brother?

-No, I have got a sister

-What is your sister’s name?

-She is Nastya.

3. Задачи:

-Тренировать в устной речи по теме «Животные»;

-актуализировать навыки диалогической речи;

-развивать умение делать выводы, обобщать, выделять лучший диалог.

Учитель просит учащихся составить диалог по теме «Животные».

-I am a mouse. I live in the house.

-I am a fox. I live in the forest.

-Have you got a friend?

-I have got a friend. They are: a lion, a frog, a crocodile, a rabbit. And you?

-Yes, I have. They are: my sister Mary and my brother Bob.

-Where do they live?

-They live in the house.

4. Задачи:

-Повторить модальный глагол «can»;

-развивать навыки диалогической речи:

-активизировать изученную лексику в знакомых речевых образцах;

-Развивать умение работать в парах.

Учитель предлагает детям в парах составить диалог с использованием слов по теме «Спорт».

-Hello. My name is Olga. I am 7. I can swim and ski.

-Hi. I am Vlad. I can play football. Can you play chess?

-Yes, I can. What can’t you do?

-I can’t fly and ski, and you?

-I can’t draw and play tennis.

5. Задачи:

-cовершенствовать фонетические и грамматические навыки;

-тренировать навыки диалогической речи:

-повторить речевой и языковой материал, введенный и закрепленный на прошлых уроках.

Учитель предлагает учащимся представить, что они находятся в магазине и составить диалог между покупателем и продавцом.

-Hello. I have got yellow lion, a pink pig, a white cat, an orange tiger, a green crocodile, a brown monkey, a red fox.

-A brown monkey, please.

-A happy New Year!

-A happy New Year!

-Goodbye!

-Goodbye!

Приложение 2

1. Ролевая игра «Спортсмен»

Учитель предлагает детям поиграть в ролевую игру, которая называется «Спортсмен». Объявляет: для игры требуются двое желающих: 1 – спортсмен, 2 – журналист, который берет интервью у спортсмена.

-Can you play tennis?

-Yes, I can.

-Can you play tennis well?

-Yes, I can play tennis well?

-Who do you usually play tennis with?

-My friend plays tennis with me.

-What games do you like to play?

-I like to play football and volleyball.

-Can your brother play tennis?

-No, he cannot. He can play hockey.

-Thanks!

Далее выслушивается еще несколько пар, выбирается лучший актер, подводятся итоги игры.

2. Ролевая игра «В магазине»

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «В магазине». Объясняет: Для игры нам нужно выбрать двух человек: продавца и Алису. Представьте такую ситуацию: Алиса пришла в магазин чтобы купить подарок подруге на рождество.

-Good morning.

-Good morning. Welcome to toys shop!

-I want to buy a present my friend.

-I have got yellow lion, a pink pig, a white cat, an orange tiger, a green crocodile, a brown monkey, a red fox.

-An orange tiger, please.

-Please. Merry Christmas!

-Merry Christmas!

-Goodbye!

-Bye.

Заслушивается несколько пар, выбирается лучший актер.

3. Ролевая игра «Кто ты?»

Учитель предлагает ребятам представить ситуацию знакомства, поиграть в игру «Кто ты?». Выбирает самостоятельно двух человек. Распределяет роли.

-Hello! I am Misha.

-Hello! I am Jack.

-Nice to meet you.

-Glad to meet you too.

-Are you American?

-No, I am English.

-Where do you live?

-I live in London.

-Do you like it here?

-Yes, Russian people are very friendly.

Далее выслушивается еще несколько пар, выбирается лучший актер, подводятся итоги игры.

4. Ролевая игра «В ресторане»

Учитель предлагает ребятам представить ситуацию в ресторане: разговор между официантом и продавцом.

-Can I take your order?

-Yes. The chicken for me.

-Any salad?

-Ok, A salad too. The egg salad.

-Large?

-Small.

-Any desert?

-Ice cream, some fruit, please.

20 minutes later

-My bill please.

-50 dollars

-Your food is very good.

-Thanks

-Goodbye!

-Bye.

Далее выслушивается еще несколько пар, выбирается лучший актер, подводятся итоги игры.

 

Список литературы:

  1. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №4.
  2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – С.-П.: КАРО, 2008.
  3. Мильруд Р.П. Обучение диалогической речи на основе ролевой игры. // Иностранные языки в школе. – 2006г. №3.
  4. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6.
  5. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. // Иностранные языки в школе. – 1987г. №3. – С. 45.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: