» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Борисова Сильвия Димитрова, Доцент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Патронажный уход для детей с особыми потребностями
Дата публикации: 8.06.2018
УДК 614.2
ПАТРОНАЖНЫЙ УХОД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Борисова Сильвия Димитрова
доцент
Медицинский
университет "Профессор д-р Параскев Стоянов", г.Варна,
Болгария
Аннотация. Предоставление патронажа детям
с особыми потребностями в Центре охраны материнства и детства г. Шумен (Болгария) развивает и предлагает программы,
ориентированные на детей и мероприятия, направленные непосредственно на
родителей. Чрезвычайно важным моментом в работе Детского
центра является
партнерство с родителями и семьями детей-инвалидов. Это делается через
различные формы обмена мнениями - формальные и неформальные.
Ключевые слова:патронажная медсестра, забота о здоровье, дети с особыми потребностями
PATRONAGE
CARE OF CHILDREN THE SPECIAL NEEDS
Borisova Silvia
Dimitrova, associate professor
Faculty
of Public Health, Department of Nursing Care
Medical
University "Professor Dr. Paraskev Stoyanov" Varna, Bulgaria
Summary. The provision of patronage for children with special
needs in the Center of Maternal and Child Welfare in Shumen
(Bulgaria) develops and offers programs oriented at children and activities and
aimed directly at their parents. An extremely important point in the work of
the Children's Center is the partnership with parents and families of children
with disabilities. This is done through various forms of exchange of views -
formal and informal.
Key words: health nurse, healthcare, children with special needs
Существующие
практики в отношении детей-инвалидов, обусловленные правовой базой страны,
часто противоречат с принципами, закрепленными в "Конвенция
о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) и
других основополагающих международных документах по правам человека.
Как
дети в специализированных учреждениях, так
и дети, воспитываемые семьями, подвергаются дискриминации и устаревшим
общественным установкам. До сих пор усилия государственных учреждений были в
основном сосредоточены на физическом выживании детей-инвалидов и их медицинской
реабилитации.
Альтернативной
формой ухода за детьми-инвалидами, не покидающими семейную среду на данный
момент, являются центры дневного ухода, созданные Министерством здравоохранения
в некоторых домах для оказания медицинской и социальной помощи, детские сады
для детей и молодежи с умственной отсталостью в Министерстве труда и социальной
политики, специальных школ и детских садов в системе Министерства образования и
науки и детских садов и реабилитационных центров, созданных
неправительственными организациями. Центры дневного ухода являются необходимым,
но их недостаточно. Социальная
интеграция центров дневного ухода должна быть
четко определена как цель с момента предоставления услуги и включения ребенка в данную среду. Такая практика редко
встречается. Центры дневного ухода больше служат родителям, чем детям с
ограниченными возможностями в сообществе.
Предоставление
патронажа детям с особыми потребностями в Центре охраны материнства и детства г. Шумен (Болгария) развивает и предлагает мероприятия, ориентированные на детей и
мероприятия, направленные непосредственно на родителей, и адресованные им
непосредственно. В этом и состоит
специфика и уникальность услуг.
Опыт,
накопленный в период предоставления патронажа Центром охраны материнства и
детства в Шумене, является начальной
точкой для развития передовой практики Патронажного ухода для детей-инвалидов.
Предоставляемые мероприятия включают:
• ранние интервенции: посещение группы
ранней интервенции пары матери-новорождённого в родильном доме;
• приём и комплексная программа ранней интервенции
в Центре;
• поддержка в создании эмоциональных
отношений между родитель-новорожденный;
• психологическое консультирование;
• психомоторная стимуляция и
восстановление;
• реабилитация и социальные услуги;
• предоставление квалифицированных
медицинских услуг;
• домашние визиты
Некоторые из услуг новаторские. Например, услуга, которая
позволяет создавать отношения между матерью и ребёнком, при выписывании ребёнка
из Родильного дома. Создаётся возможность для матери принять участие в
реабилитационных процедурах ребёнка, сначала контролируя взаимодействие
медсестры и ребёнка, а затем проявлять собственную готовность и желание. Этот
подход также относится к работе других специалистов: психологу,
профессиональному терапевту и социальному работнику. Таким образом, мать имеет
возможность взаимодействовать с ребёнком, которого поддерживают и сопровождают
специалисты Центра по патронажному уходу. У неё есть способность развивать
чувствительность к особенностям и реакциям своего ребёнка и перейти от статуса
наблюдателя к более активному отношению к заботе без чувства вины и напряжения.
При оказании патронажной помощи детям-инвалидам матерям, родителям предлагается
занять место активных партнёров в подготовке и актуализации плана их ухода за
детьми.
Ещё одна инновационная услуга- эрготерапия
(лечебно-терапевтическая процедура с педагогической, психологической и социальной
направленностью) у недоношенных детей и новорождённых с ограниченными
возможностями.
Во время домашних посещений медсестра выполняет следующие
виды деятельности:
• информировать и консультировать
родителей по основным аспектам болезни или травмы, которые препятствовали бы
развитию и повседневной деятельности ребенка;
• предоставить родителям письменную и
визуальную информацию о нормальном психомоторном развитии ребёнка;
• обучение правильной технике по уходу
(кормление, одевание, купание) ребенка-инвалида, в зависимости от его
клинических симптомов: изменения мышечного тонуса; изменения силы мышц и объёма
движения; ненормальные движения, позы и рефлексы; сенсорные нарушения; низкий
вес; врождённые ортопедические дефекты, множественные поражения и деформации.
Раннее
вмешательство дает возможность детям с ограниченными возможностями пользоваться разнообразием социальных и
реабилитационных услуг в раннем возрасте, что позволяет развивать большую часть
своих способностей и участвовать,
в дальнейшем в общественной жизни,
и иметь равный доступ к образованию. Психологическая и эмоциональная поддержка
родителей сразу после рождения позволяет быстро принять различия ребенка и
способствовать его взрослению в семейной среде.
Семьи,
воспитывающие детей с нарушениями в развитии все чаще нуждаются
в качественной и
своевременной поддержке. В
последние годы значительно увеличилось число детей, рожденных преждевременно и
с экстремально низкой массой тела. Увеличелось и
число детей с генетическими и другими нарушениями. В этой связи, остается высокой актуальностью по созданию новых и совершенствования
существующих социальных услуг для детей и их семей.
Услуга
направлена на обеспечение всесторонней поддержки родителей и
ребенка
как можно раньше, чтобы как можно раньше
осуществить связь между родителем и ребенком; предотвращение
затруднений в этой связи, чтобы не привести к отказу и / или социальной изоляции
родителей. Конкретные виды деятельности, рассмотрены ниже.
1. Родителям предоставляется:
• Полная информация
о возможностях, предоставляемых Центром
для детей с ограни-ченными
возможностями, психологическая
и социальная
поддержка;
• Индивидуальная реабилитационно-восстановительная
программа, разработанная фи-зиотерапевтом и психотерапевтом в зависимости
от общего состояния ребенка;
• Поддержка в развитии основных навыков материнства в области ухода за детьми;
• Консультация психолога;
• Социальная поддержка
при взаимодействии с различными учреждениями;
• Развитие
навыков психомоторной стимуляции и распознавание ранних моторных навыков
ребенка;
• Обучение
правильному позиционированию ребенка во время сна и питания;
• Правильное
позиционирование во время еды, одевания, купания, игры, бодрствования;
• Руководство по уходу за детьми;
• Помощь в развитии
родительского потенциала;
• Консультирование
родителей и родственников о том, как адаптировать свою домашнюю среду к новому
члену семьи;
• Помощь в
привлечении матери/ родителей в группу «Поддержки родителей»;
• Консультирование и развитие
других сложных, комплексных навыков;
• Приобретение
социальных навыков и деятельности в связи с коммуникационной и групповой
работой, досугом, развлечениями, а также расширение горизонтов и «открытие»
посредством различных семинаров в
групповой работе внутри
и за пределами Центра, экскурсий, посещений различных учреждений и общественных мест (направленные на
приобретение навыков социального поведения, ознакомление с традициями и
праздниками) для лучшей социальной интеграции.
2. Ребёнку:
• Проведение
оценки индивидуальных потребностей ребёнка;
• Оценка
психомоторного развития;
• Дыхательная
гимнастика для улучшения дыхательной способности;
• Проведение двигательной терапии
различными методами - массаж, упражнения и процедуры;
• Психомоторная
стимуляция и реабилитация недоношенных детей;
• Визуальная
стимуляция и терапевтическое позиционирование;
• Специализированное
медицинское консультирование в соответствии с индивиду-альными потребностями ребёнка.
• Диагностика, профилактика, коррекция,
реабилитация и консультации лингвистических нарушений.
• Исправление патологических поз и
движений;
• Развитие сенсорной интеграции;
• Стимулирование моторики путём участия в
играх и в повседневной деятельности;
• Преодоление трудностей;
• Мероприятия
для соответствующего возрастного диапазона в соответствии с возмож-ностями и ограничениями ребёнке.
• Обучение в использовании
вспомогательных и адаптированных средств.
Программа «Временный
уход» (respite care) - предоставляется детям-инвалидам из семей в обществе
- родным, приёмным родителям и опекунам. Эта программа обеспечивает временный отдых
для семей. Это позволяет семье: заниматься повседневной деятельностью и тем
самым уменьшать чувство изоляции; улучшить способность семьи справляться со
своими повседневными обязанностями; поддерживать стабильность в кризисных
ситуациях; сохранить семью, уменьшив
стресс, который, в свою очередь, может довести до развода, до насилия или
пренебрежения над ребёнком. Продолжительность Программы 1 месяц за 1
календарный год.
Программа «Поддержка воспитания» включает:
информирование о специфике конкретного нарушения у ребенка, консультации специалистов, образовательные
программы для родителей по расширению
родительского потенциала, улучшению ухода за ребенком-инвалидом, с учётом специфики конкретной инвалидности.
Чрезвычайно
важным моментом в работе Детского центра является партнерство с родителями и семьями
детей-инвалидов. Это делается через различные формы обмена мнениями -
формальные и неформальные. Диалог и обмен мнениями в основном сфокусированы над улучшением жизни
ребенка. Основное место для диалога - обсуждение индивидуального плана развития ребенка,
в котором должен быть достигнут общий язык и взаимопонимание.
Список литературы:
- Кръстева. Н., Й. Костадинова. Сестрински грижи при хора с увреждания, Пловдив, 2005.
- Левтерова, Д., Интеграция на хора с увреждания. Пловдив, УИ „Паисий Хилендарски”, 2009.
- Мумджиев, Н. Детски болести. Сиела, София, 2005.
- Петрова, Г. Интегрирани грижи – съвременни подходи за здравни, фармацевтични и социални грижи в областта на хроничните заболявания. СТЕНО; МУ-Варна, 2015.
- Стоева, Б., В. Костадинова. Хората с увреждания и техните права в Европейския съюз. България и нейните „невидими“ граждани, Група за европейски прогнози и изследвания 2004, София, ISBN 954-9828-23-9.
- Тончева, С., С. Борисова, П. Загорчев, Т. Цветкова. Първична здравна помощ-наръчник за медицинските сестри, II изд., ред. К. Юрукова, София, Горекс Прес, 2000.
- WHO, International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF), http://www.who.int/classifications/icf/en/
Комментарии: