» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Кошелева Татьяна Анатольевна, магистрант
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Оценка результативности системы менеджмента качества
Дата публикации: 8.06.2018
УДК 006.1
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Кошелева
Татьяна Анатольевна
магистрант
Брянский государственный технический
университет, г.Брянск
Аннотация. В статье рассматривается процедура оценки
результативности системы менеджмента качества организации. В стандартах
ИСО серии 9000 одним из основных инструментов совершенствования
деятельности организации в области качества является измерение результативности
действующей системы менеджмента качества (СМК). Оценка результативности организаций широко используется для определения
степени достижения планируемых организацией целей, в том числе в области
качества. Правильная разработка, внедрение, а также функционирование системы
менеджмента качества на основе стандартов серии ИСО 9001 позволяет предприятию
избежать многих рисков, наладить связь с поставщиками другого уровня,
приобрести доверие постоянного потребителя.
Ключевые слова: система менеджмента
качества, процесс, оценка результативности, стандарты серии ISO 9000, критерии
результативности, организация.
В соответствии с ГОСТ ISO
9001-2011 [1] высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению СМК,
а также постоянному улучшению ее результативности. Цель анализа СМК
руководством организации состоит в получении объективного подтверждения
достижения целей предприятия в области качества, результативного
функционирования процессов менеджмента качества, а также оценке возможностей
улучшения.
Стандарт
ГОСТ ISO 9001-2011 направлен на внедрение и улучшение результативности системы
менеджмента качества (СМК), которую необходимо: обеспечивать, анализировать,
демонстрировать, постоянно улучшать и постоянно повышать.
Стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 предполагает следующие
составляющие оценки СМК:
-
оценивание процессов системы менеджмента качества;
-
аудит (проверка) системы менеджмента качества;
-
анализ системы менеджмента качества;
-
самооценка.
В
соответствии с ГОСТ ISO 9000-2011 [2] проведение регулярной оценки
результативности и эффективности СМК является одной из задач высшего
руководства организации. Данная оценка, проводимая на систематической основе,
через запланированные интервалы времени, с целью обеспечения ее постоянной
пригодности, достаточности и результативности является одним из требований ГОСТ
ISO 9001–2011, посредством которого осуществляется реализация одного из
принципов менеджмента качества – принятие решений, основанных на фактах.
Вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также
последующего анализа результативности СМК, приобретают вид задачи как
теоретической, так и практической значимости и каждая организация сталкивается
с необходимостью выбора способа определения результативности [3].
Анализ со стороны руководства
должен планироваться и включать в себя рассмотрение:
-
статуса действий по результатам
предыдущих анализов со стороны руководства;
-
изменений во внешних и
внутренних факторах, касающихся СМК;
-
информации о результатах
деятельности и результативности СМК, включая тенденции, относящиеся;
-
достаточности ресурсов;
-
результативности действий,
предпринятых в отношении рисков и возможностей;
-
возможностям для улучшения.
Выходные данные анализа со стороны руководства должны
включать в себя решения и действия, относящиеся:
-
к возможностям для улучшения;
-
любым необходимым изменениям СМК;
-
потребности в ресурсах.
Исходя
из стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, повышение
результативности СМК означает постоянную постановку все более высоких целей в
области качества и создание необходимых условий для их достижения [4].
Периодичность
анализа, с которой рассматривается деятельность организации необходимо
анализировать не реже одного раза в год для каждого вида входных данных. Каждый
вид входных данных по каждому аспекту деятельности организации необходимо
анализировать не реже одного раза в год.
Ответственное подразделение
обобщает входные данные, проверяет их на соответствие установленным в
организации требованиям. Обобщенные входные данные в форме
специального отчета направляют должностным лицам, входящим в состав высшего
руководства организации, для предварительного ознакомления и анализа в
установленный срок.
Источниками подготавливаемых
данных для анализа Политики и целей в области качества служат результаты
деятельности организации за рассматриваемый период. Наиболее важным
показателем, определяющим эффективность СМК, является «степень удовлетворенности
потребителей». При этом под потребителями понимаются как внутренние
потребители, так и внешние.
Результаты внутренних проверок
предоставляются только на основании официальных отчетов. По результатам
внутренних аудитов, по информации о состоянии производственных факторов и
качестве работ можно составить более полную картину о состоянии СМК в
организации и направить усилия специалистов на выработку не только
корректирующих действий, но и на идентификацию потенциальных несоответствий,
планирование необходимых ресурсов для их исключения.
В ходе проведения анализа отдел
ОСМК предоставляет высшему руководству документы,
относящиеся к предыдущему анализу со стороны руководства, которые обсуждаются
с целью определения эффективности предпринятых корректирующих и предупреждающих
действий в отношении наиболее важных проблем. Таких как удалось ли с помощью
действий устранить несоответствия и правильно установить причины их
возникновения, предотвратить потенциально возможные несоответствия.
В
ходе анализа СМК со стороны руководства рассматривается: эффективность или
провал корректирующих действий, предложенных во время прошлого анализа со
стороны руководства; значительные несоответствия, выявленные во время
внутренних проверок, проверок инспектирующих организаций в течение времени
после прошлого анализа со стороны руководства; предложения по улучшению
существующей системы, поступившие из любого заинтересованного источника; текущие
данные по рекламациям и несоответствиям в целях выявления тенденций; изменения,
которые могли бы повлиять на СМК; необходимость актуализации Политики в области
качества и Руководства по качеству в целом.
В отчет для анализа СМК со
стороны руководства включаются сведения о:
-
степени достижения
установленных (заданных) целей в области качества;
-
удовлетворенности потребителей,
в том числе наличие рекламаций, претензий, замечаний и предложений от
потребителей;
-
результаты аудитов, как
внутренних, так и внешних;
-
степени реализации (статус)
корректирующих/предупреждающих действий;
-
функционировании процессов;
-
выполнении
решений предыдущих анализов и рекомендаций по улучшению;
-
предложения по изменениям,
которые следует внести в СМК с целью ее совершенствования.
По результатам анализа и оценки
эффективности функционирования СМК, руководствуясь утвержденным протоколом
заседания ПДКК, на всех уровнях управления и во всех подразделениях,
ответственных за решение проблем качества, могут разрабатываться предложения и
мероприятия по совершенствованию деятельности в рамках СМК, а также
корректирующие и предупреждающие действия. Разработанные планы мероприятий
предоставляются ОПР не позже, чем через месяц после
проведения заседания ПДКК [5].
Алгоритм оценки
результативности процессов СМК состоит из:
Этап
1 – организация и проведение оценки результативности процессов СМК. Процесс
оценивания начинается с установления измеримых целей, на основании которых и
будет проводиться анализ результатов.
Этап
2 – анализ полученных данных и принятие решения о результативности процессов.
Анализ будет заключаться в сравнении полученных расчетных значений с теми,
которые были установлены руководителями процессов СМК в качестве критериев
результативности процесса.
Этап
3 – организация и проведение корректирующих мероприятий. При принятии решения о
недостаточной результативности процесса его владелец должен выявить и
проанализировать возможные причины обнаруженных несоответствий.
Для
того чтобы регулярно собирать, обрабатывать и анализировать информацию, делать
выводы, принимать обоснованные решения, осуществлять корректирующие и предупреждающие
действия, необходима система. Для организации такой системы создаются методики
оценки результативности. В них прописывается: что необходимо
сделать; кто должен это делать; когда нужно это делать; почему, на каком
основании нужно это делать; где необходимо это делать; как, каким образом нужно
это делать. Указания на то, как конкретно осуществлять оценку
результативности СМК, в стандартах ISO серии 9000 отсутствуют. Поэтому каждая
организация исходя из специфики деятельности, приоритетных
целей, задач, условий функционирования создает свою методику оценки
результативности СМК [6].
В
отношении результативности СМК, если система результативна, значит необходимо
ужесточать критерии, повышать уровень требований к процессам, исполнителям,
если система не результативна, возможно, правильное направление деятельности
недостаточно обеспечено ресурсами (неверно заданы целевые показатели), либо
стоит скорректировать само направление развития организации (Политику в области
качества).
Список литературы:
- ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2012. – 36 с.
- ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2012. – 32 с.
- Искандерова Р. Р. Методика оценки результативности СМК предприятия // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 278-280.
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2015. – 24 с.
- СТО 011.(5.6)-2012. Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства. – Брянск, 2012. – 22 с.
- Горячев В.В. Оценка результативности системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества. – 2009. – № 12. – С. 14-18.
Комментарии: