» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Анпилогова Мария Ивановна, Студент-бакалавр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Отражение вопросов политического развития стран азии в школьных учебниках по истории нового времени в 8 классе
Дата публикации: 8.06.2018
УДК 9
ОТРАЖЕНИЕ
ВОПРОСОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ В 8 КЛАССЕ
Анпилогова
Мария Ивановна
студентка исторического факультета, 4 курс
Курский государственный университет,
г.Курск
Аннотация.
Данная
статья отражает степень изучения политических процессов стран Азии в Новое
время в школьных учебниках по истории за 8 класс. Акцентируется внимание на
содержательном материале происходивших событиях и степени их освещения в
школьных учебниках. Проводится анализ нескольких школьных учебников,
рекомендованных Минобрнауки РФ.
Ключевые
слова: школьные учебники, всеобщая история, ФГОС, 8 класс
В современном мире внимание
историков привлекают процессы, проходивших в странах Азии. Это связано, в
первую очередь, с возможностью понимания современной политической обстановки и
расстановки сил на международной арене. Соответственно, новые явления в
исторической науке находят свое прямое отражение и в современном школьном
образовании. Ведь один из главных принципов обучения истории – принцип
историзма.
В настоящей работе нами были
рассмотрены вопросы политического развития в странах Азии в 8 классе. Изучение
политических процессов позволяет применять на практике различные методы
реализации творческого потенциала учителя, с целью улучшения и облегчения
усвоения материала учащимися.
Согласно Приказу Министерства
образования РФ – Минобрнауки России, №253 от 31 марта 2014 года [5] был
утвержден федеральный перечень учебников, которые рекомендованы использовать
для реализации государственной аккредитации образовательных программ в школе.
Список учебников, на материал которых мы будем опираться при изучении
поставленной проблемы, приведен в Таблице №1.
Табл.
№1
№ |
Наименование учебника |
Автор/авторский коллектив |
Класс |
Наименование издателя учебника, год |
1 |
Всеобщая
история. История Нового времени. 1800-1900 |
Юдовская
А.Я., Баранов
П.А., Ванюшкина Л.М. |
8 |
Москва
«Просвещение» |
2 |
Всеобщая
история. История Нового времени |
Бурин
С.Н., В.А.
Ведюшкин |
8 |
Москва
«Дрофа» |
3 |
Всеобщая
история. История Нового времени XIX - начало XX века |
Загладин
Н.В. |
8 |
Москва «Русское
слово» |
4 |
История.
Новое время. Конец XVIII - XIX век |
Медяков
А.С., Бовыкин
Д.Ю. |
8 |
Москва
«Просвещение» |
Учебник под редакцией Юдовской
А.Я. охватывает период 1800 – 1900 гг.; рекомендован Министерством образования
и науки РФ. Для более легкого усваивания материала, книга оснащена картами,
таблицами, схемами, а также различными иллюстрациями.
В учебнике по истории Нового
времени под редакцией Юдовской А.Я. проблеме политического развития стран Азии
выделена V глава,
которая носит название «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма» [6].
Глава подразделяется на четыре
параграфа, три из которых имеют отношения к изучаемой нами проблеме. В учебнике
рассматриваются три страны – Япония, Китай и Индия. Автор учебника полагает,
что именно с этими регионами должны познакомиться обучающиеся 8 класса в
процессе изучения курса Новой истории. Рассмотрим же теперь каждую страну в
отдельности.
Открывает V главу § 27 «Япония на пути модернизации:
«восточная мораль – западная техника». Авторами учебника рассмотрено состояние
внутренней и внешней политики. Приведены несколько иллюстраций, фрагменты
исторических документов.
Что касается развития
политических процессов, то в учебнике этому уделено незначительное внимание.
Основной упор в параграфе делается на состояние экономического положения
страны. Даются краткие сведения о реформе в области государственного управления
и об «открытие» Японии. Внешняя политика
также отражена лишь в одном направлении – Корейском, да и то вкратце.
§ 28 «Китай: традиции против
модернизации» охватывает период истории этой страны с начала опиумных войн (
Небольшой по объему пункт
отведены Опиумным войнам. В сжатой форме дается пояснение ходу событий, что, на
наш взгляд, является не совсем верным. Это достаточно важная страница в истории
Китая, события которой до сих пор находят отклик в современном мире. Ведь в
Китае, на сегодняшний день, борьба с производство синтетических наркотиков
является одной из приоритетных задач руководства страны [2]. Соответственно,
прослеживать то, как события прошлого находят свое отражение в современных
реалиях – важное умение, которым должны овладеть школьники.
Далее в параграфе
рассматривается тайпинское восстание. Так же, как и в предыдущем случае, дается
лишь краткая справка о данных событиях.
Небольшое внимание уделяется и
государственному перевороту, произошедшему в результате возвышения роли Цыси
как императрицы. Тоже самое касается и проведения реформ. Для школьников, на
наш взгляд, писанные события носят лишь ознакомительный характер, а более
глубокое изучение подразумевается в ходе самостоятельной работы. В таком ключе
и предстоит работать учителю, чтобы уделить отдельное внимание особенно важным
моментам происходящих процессов. Это может быть выражено и в виде проектной
деятельности по отдельным темам, в форме докладов, например, по персоналиям, а
также в виде работ, связанных с изучением исторических источников (некоторые
фрагменты из которых представлены после текса параграфа).
Завершающий параграф по истории
стран Азии посвящен Индии – § 29 «Индия: насильственное разрушение
традиционного общества». В отличии от описанных выше двух других параграфов,
данный материал представлен более объёмнее.
Названия пунктов уже наталкивают учащихся на работу с проблемным
вопросом.
В представленном материале
дается характеристика Индии как с точки зрения экономического положения, так и
с политических действий, развернувшихся в эти годы. Особое внимание автор
уделяет взаимоотношениям Индии с Великобританией. И в конечном итоге авторы
учебника подводят самих учеников к мысли о том, что война 1857 года была как
раз необходимостью, которая ба позволила индийскому народу отстоять свою
независимость.
Также, что немало важно,
рассматривается и развитие политических сил в Индии – появлению в Индийском
национальном конгрессе (ИНК) двух течений: умеренных и крайних. Это важно
потом, что в истории любого государства развитие политического института
напрямую зависит от тех обстоятельств, в которых находится общество.
Таким образом, если говорить об
учебнике под ред. Юдовской А.Я., можно сказать, что проблемы, связанные с
изучением политических процессов отражены достаточно слабо. Дается небольшая
характеристика происходящим событиям, да и к тому же не всем. Выделяют всего
три страны при изучении истории азиатских стран – Китай, Япония и Индия, что
тоже является недостаточным.
Учебник «Всеобщая история.
История Нового времени» под авторством Бурина С.Н. и В.А. Ведюшкина [1]
включает в себя большое колличество иллюстративного материала: портреты
правителей, карты, изображения построек и предметов быта. Для облегчения
усвоения материала учебник оснащен различными знаками, которые призывают
обучающихся обратить внимание на тот или иной момент в параграфе учебника, а
также выделены основные для запоминания даты и термины. Присутствуют и отрывки
из документов конкретного периода.
Для изучения политических
процессов в учебнике выделяются шесть азиатских государства – Османская
Империя, Китай, Япония, а также в одном параграфе собраны государства
Центральной Азии – Персия, Индия, Афганистан.
Первым государством, которое
рассматривается в IV главе,
является Османская Империя. Само название § 19 «Кризис Османской Империи»
настраивает учеников на предстоящее изучение проблем, связанных с политической
властью в стране. В параграфе рассматривается как внешняя политика, но большее
внимание отводится именно внутренней политике государства. Особенностью
материала в данном учебнике является всестороннее рассмотрение причин и
последствий проводимой политики Селима III, Абдул-Хамида II; причин и результатов младотурецкой
революции.
Параграф оснащен большим
количеством иллюстраций, заданий, которые органично вписываются в
повествовательный материал, которые логически помогают закрепить знания
обучающих. В конце параграфа приводятся задания для закрепления, а также
заданий, связанных с более глубоким изучением изложенной проблемы.
В § 20 рассматриваются страны
Центральной Азии – Персия, Индия и Афганистан. Наибольшим минусом является то,
что информация о происходящих процессах в странах в рассматриваемый период
сокращен до минимума. Соответственно, у обучающихся не будет возможности
наиболее полно познакомиться со специфическими проблемами данного региона.
В параграфе даны лишь краткие
сведения о происходящих процессах, но отсутствует конкретизация. Задания и вопросы, которые имеются как в
самом параграфе, так и после него, нацелены в большей мере на самостоятельное
изучение обучающимися материала.
Несомненным плюсом данного
учебника является то, что авторы включили, хотя бы кратко, изучение Персии и
Афганистана. В других учебниках, которые рассматриваются нами, об этих странах
вообще не упоминается.
§ 21 посвящён истории Китая.
Основная проблематика, поднимаемая в данном параграфе посвящена опиумным войнам
и борьбе Китая за свою независимость.
В пункте «Первая опиумная
война» рассматриваются основные этапы войны, приводятся даты и имена основных
участников. Также раскрываются причины и последствия войны. Далее по хронологии
рассматривается тайпинское восстание. Также подробно и в доступной форме
излагается рудный для понимания материал, сопровождающийся иллюстрациями.
Последние два пункта параграфа посвящены закабалению Китая и его действами
против иностранного влияния. Рассматриваются основные этапы проведения реформ
Юань Шикаем, а также рассматривается период борьбы за власть Сунь Ятсеном.
Последний параграф IV главы посвящен Японии в период реформ
Мэйдзи-исин. Основное внимание сосредоточено на проблеме «открытия» страны, и
незначительное внимание уделяется самой политики реформ Мэйдзи. Параграф
включает в себя большое количество иллюстративного материала.
Таким образом, в учебнике под
ред. С.Н. Бурина отмечены основные проблемы политических процессов в азиатском
регионе; дана характеристика происходящим событиям; выделены ключевые моменты.
Единственным минусом является недостаточно уделенное внимание Индии.
Учебник «Всеобщая история.
История Нового времени XIX - начало XX века» Н.В. Загладина [3] рассматривает
развитие политических процессов, происходящих в Японии, Китае, Индии и
Османской Империи.
§ 16 «Япония на пути
модернизации» рассматривает историю с 1854 по 1907 гг., когда в стране
проходили реформы Мэйдзи. Особое внимание уделяется социально-экономическим
последствиям реформ, а также внешнеполитическому положению Японской Империи.
Такому важному событию для политической жизни страны, как свержению власти
сёгуна и возвращению полноты власти императору уделено совсем мало внимания.
Несомненным плюсом является
привлечение фрагментов исторических документов, сопровождающихся заданиями.
Которые направлены на закрепление полученных знаний и на более глубокое
изучение проблемы.
§ 17 посвящен Индии. В этом
параграфе наиболее полно отражены события политической жизни Индии, связанные с
восстанием сипаев. Можно смело утверждать, что весь данный параграф сводится
именно к этому событию. В первых двух пунктах рассматриваются события, которые
предшествовали восстанию, далее говорится о самом событии. Особо стоит
отметить, что в параграфе приведено большое количество дат и определений. Но в
тоже время они не перегружают материал, а логически вписываются в канву
повествования, что делает материал более легким для усвоения.
По ходу описывания событий на
рассмотрение обучающихся выносятся наиболее важные вопросы, связанные с
действами восставших, а также вопросы, касающиеся причин поражения данного
восстания.
Иллюстративный материал
соответствует текстовому сообщению, что также направлено на лучшее усвоение и
запоминание материала школьниками.
Задания, представленные после
параграфа, разнообразны: работа с таблицей, с текстами документов, а также
ответы на вопросы.
В § 18 параграфе
рассматривается другое не мало важное политическое событие, но уже в Китае, а
именно опиумные войны и восстание тайпинов.
Особо следует отметить, что в
достаточно небольшом по объему параграфе помещены основные события этих
процессов. Объясняются причины и последствия, а также приводятся даты и имена
наиболее видных деятелей. Отдельный
пункт параграфа посвящен деятельности национально-демократического движения,
приведшего к революции, и деятельности Сунь Ятсена.
Далее, в § 19 рассматриваются
события, протекавшие в Османской Империи и Персии. Выделяются основные
мероприятия, связанные с проведением реформ Селима III, а также рассматривается политика
«восточного вопроса». Также рассматривается вопрос о политике, проводимой
великими державами по отношению к Турции. Фактический материал представлен в
полной мере, хоть и в кратком изложении.
Что касается истории Персии, то
она упоминается лишь вскользь, без особых уточнений и разъяснений.
Подводя итог, можно сказать,
что учебник Н.В. Загладина наполнен логически хорошо выстроенным материалом,
легким для понимания. Учебник содержит разнообразный иллюстративный материал –
изображения быта, военных сражений, картами. Задания учебника направлены на
более глубокое изучение материала, а также на закрепление фактов.
Завершающим учебником, который
мы взяли для рассмотрения, является учебник А.С. Медякова [4]. По сравнению с
другими вышеописанными, этот учебник является наиболее новым. Сразу стоит
обратить внимание, что весь учебник состоит из 115 страниц. И второе – учебник
очень красочный и наполнен слишком большим количеством иллюстраций. Отсюда и
получается, что на фактический материал выделено очень мало. А следовательно –
и качество самого материала недостаточно для усвоения и понимания учениками 8
класса.
В § 18 рассматриваются три
государства – Индия, Афганистан и Персия. Как было отмечено ранее, параграф
пестрит изображениями. Фактическая часть практически отсутствует. Материал дан
в очень сжатом виде, что не даст ученикам представления о происходящих
процессах в этих странах. Значит, основной упор должен будет сделан на
самостоятельную работу.
§ 19 рассматривает в кратком
виде опиумную войну (не слова не упоминается про вторую опиумную войну),
восстание тайпинов и реформы. Даты не
выделены никак, не дается разъяснения о причинах и последствиях событий.
В § 20 дается информация лишь о
реформах, проводимых в Японии в период реставрации Мэйдзи. Но, следует
заметить, что все подается в сжатом и слишком кратком виде.
Подводя итог, следует отметить,
что данный учебник содержит слишком мало информации для понимания происходящих
событий в странах Азии. Отсюда у обучающихся могут быть выявлены пробелы в
знаниях.
Таким образом, нами были
рассмотрены учебники, которые содержатся в Федеральном перечне учебников.
Проанализировав их, нами были выявлены как достоинства, так и недостатки
учебных пособий. И из этого следует вывод, что в современных учебниках
уделяется мало внимания важным событиям XIX – начала XX века в странах Азии, которые
непосредственно влияли на последующее развитие этих стран, как во внутренней
политики, так и во внешней.
Список литературы:
- Ведюшкин В.А., Бурин С.Н Всеобщая история, История Нового времени, 8 класс, М.: Дрофа 2014.
- Всемирная метамфетаминовая скважина [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2014/07/24/chinsdrugs/
- Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – нач. XX века. М.: Русское слово. 2010
- Медякова А.С., Бовыкин, Д.Ю. История Новое время Конец XVIII - XIX век. 8 класс. Москва: Просвещение, 2015. — 115 с.
- Приказ от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 5 июля 2017 года)»
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1900, 8 класс. М.: Просвещение, 2014
Комментарии: