» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Мирясова Эльза Эдуардовна, Синявская Ксения Витальевна, студентки
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Направления совершенствования финансирования казенных учреждений в РФ

Статья просмотрена: 1552 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 334.72

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мирясова Эльза Эдуардовна

Синявская Ксения Витальевна

студенты 2 курса, кафедра «Финансы и кредит»

Полянская Инга Камилевна

Кандидат экономических наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Уфа

 

Аннотация. в данной статье рассмотрены системы финансирования не так давно появившегося вида учреждений в РФ - казенных, ее принципы и особенности, и механизмы финансирования. Также в статье представлены направления финансирования казенных учреждений в РФ. На современном этапе меры по модернизированию имеющихся механизмов казенных учреждений, остается лишь теоретическим аспектом, не применённым на практике. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: направления финансирования, казенное учреждение, бюджетная смета, бюджетный кодекс, федеральный закон, бюджетное учреждение.

 

В настоящее время принципы финансового обеспечения государственных учреждений в РФ абсолютно не разработаны: в существующих нормативно-правовых актах, целевых программах и в финансово-экономической политике имеется ряд неразрешенных вопросов. Ввиду данных обстоятельств, изучение перспективных направлений финансирования государственных учреждений, является крайне актуальной темой.

Для начала стоит разобрать само понятие казенного учреждения. Казенное учреждение представляет собой такой тип учреждения, созданный 1 января 2011 года в качестве преемника бюджетного учреждения. Поэтому казенные учреждения обладают особым правовым статусом, закрепленным действующим законодательством РФ.

Принятие ФЗ РФ от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» стало определенным этапом бюджетных преобразований в России [1]. Стоит обратить внимание на особенности учета в казенных организациях:

-           Учредитель принимает участие в управлении финансами.

-           Счета открываются в казначействе.

-           Финансирование осуществляется в пределах сметы.

-           Доходы от работы направлены в бюджет.

-           Учреждение не имеет прав собственности на имущественное владение.

-           Операции с ценными бумагами не производятся.

-           Структура не имеет возможности на использование упрощенной системы налогообложения.

Также весьма актуальными являются следующие особенности:

-           Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.

-           Учреждение применяет только общую систему налогообложения.

Современная классификация государственных учреждений представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Типы государственных (муниципальных) учреждений [2]

Постулаты финансового обеспечения казенных учреждений представляют собой сметное финансирование, тем самым, финансирование за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Предоставление субсидий казенным учреждениям запрещено. Разберемся с понятием бюджетной сметы казенных учреждений.

Бюджетная смета казенного учреждения — это финансовый документ, в котором указываются размер, направление и размещение финансов, выделяемых организацией из бюджетного фонда. От того насколько грамотно будет разработана бюджетная смета казенной организации, зависит объем бюджетных отчислений.

По мнению к.э.н. Васюниной М.Л. [4,с.40], развитие механизма финансирования казенных учреждений способствует продуктивному использованию бюджетных средств; полному соответствию деятельности казенных учреждений стратегическим целям и приоритетам социально-экономического развития России и ее субъектов, требованиям потребителей государственных услуг.

На основе механизмов финансирования казенных учреждений, Васюнина М. Л. выделяет следующие направления совершенствования финансирования казённых учреждений в Российской Федерации:

1.         Бюджетные средства на содержание казенного учреждения рассчитывается как сумма бюджетных отчислений на возмещение расходов по предоставлению государственных услуг и ассигнований на содержание государственного имущества, переданного в оперативное управление казенному учреждению.

2.         Интеграция государственного задания в механизм сметного финансирования казенных учреждений.

3.         Повышение мотивации казенного учреждения к обеспечению эффективности деятельности.

Для обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств особую роль играет мотивация казенного учреждения, представленная системой корректирующих коэффициентов[3,c.49].

Для определения эффективности бюджетного финансирования важен также мониторинг использования бюджетных средств. Контроль проводится на основе показателей социально-экономической результативности деятельности казенного учреждения.

Еще один существенный показатель, отличающий казенное учреждение от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг.

Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является первоочередной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, здравоохранительное учреждение не может проводить концерты и брать за них финансовую поддержку.

Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования [3,c.42].

Что касается налогообложения, то отчисления, поступившие в учреждение из бюджета, не облагаются налогом. Налогообложение также не касается дохода, полученного от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

-           Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет.

-           Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.

-           Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.

-           Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.

-           Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Для казенного учреждения применяется предварительный финансовый контроль по всем расходам - контроль казначейством наличия денежного обязательства.

Хотя процесс реформирования протекает уже несколько лет, массовых банкротств казенных учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается.

Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некой между учрежденческой конкуренции.

Таким образом, с учетом накопленного опыта сложилось несколько направлений совершенствования финансирования казенных учреждений, возможные применить на практике в России. Но пока данные меры по модернизации остаются только теоретическими в трудах различных авторов.

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации №145-ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 13.07.2015) // СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 21.02.2018).
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. 31.12.2014) // СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения 21.02.2018).
  3. Богер, И. Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений / И.Б. Богер // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 9 (27). – С. 39-42.
  4. Васюнина, М.Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования [Текст] / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит. – 2014. – № 19. – С. 48-53.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: