» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Егорычева Людмила Александровна, Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование рекламной деятельности в сети Интернет
Дата публикации: 7.06.2018
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Егорычева
Людмила Александровна
студентка 4 курса факультета подготовки
специалистов для судебной системы
(юридический факультет)
Северо-Западный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г.
Санкт-Петербург
Аннотация. В статье анализируется проблема
правового регулирования рекламы в сети Интернет: исторические и социальные
предпосылки. Автор исследует нормативную базу Российской Федерации, связанную с
регулированием рекламы в Интернет-пространстве,
делает выводы об актуальности и уровне правового регулирования в данной
области.
Ключевые слова: реклама в Интернете, информация,
размещение рекламы, остросоциальная проблема, конституционные принципы,
систематизация, механизм правового регулирования.
Вопрос
о необходимости правового регулирования рекламы возник еще в 90-е годы. Первый
нормативный акт, который, мы полагаем, стал толчком законодательной инициативы
в рекламной среде современной России – ФЗ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.
Сегодня этот нормативный акт утратил силу, но в нем законодатель впервые на
федеральном уровне определил формы недобросовестной конкуренции:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений,
способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб
его деловой репутации;
2) введение
потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места
изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его
изготовителей;
3)
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им
товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
Затем
появлялись новые законы, например, Закон РСФСР «О средствах массовой
информации» от 1991 года, который, подчеркивал недопустимость распространения
недостоверной информации и ограничивал объем рекламы в СМИ.
В
1992 году вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», который
выдвинул ряд требований по вопросам информирования потребителей и установил
юридическую ответственность за нарушение потребительских прав на получение
достоверной и полной информации о товарах и услугах.
Со
временем вопросы регулирования рекламы стали остросоциальной проблемой: Указов
Президента РФ как форм быстрого реагирования было недостаточно для
предотвращения распространения недобросовестной рекламы. Тогда законодатель
принял ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 № 38-ФЗ. Его главной задачей
было систематизированное и ясное регулирование рекламной деятельности в РФ. При
этом, безусловно, действовали и другие подзаконные акты, направленные на
решение проблем в рекламной среде. В дальнейшем закон о рекламе дополнялся и
изменялся, это объясняется стремительным развитием рекламных технологий,
научно-технического прогресса и общества в целом. На сегодняшний день реклама
играет огромную роль в жизни россиян.
Мы
кратко рассмотрели процесс формирования механизмов правового регулирования в
рекламной сфере в целом. Но реклама может привлекать внимание потребителя не
только на улице, в СМИ, но и в сети Интернет. Интернет-реклама направлена на информирование пользователей глобальной сети о
товарах, идеях, работах и услугах преимущественно через текстовые и графические
сообщения и видеоролики. Из ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 №
38-ФЗ следует, что реклама - информация, распространенная любым способом,
в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, все, что относится к правовому регулированию рекламы в целом,
относится и к рекламе в Интернете. Такое мнение было высказано Министром РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И. А. Южановым на конференции в 2004 году.
Рассмотрим
иерархически выстроенный перечень НПА, которые регламентируют правовые
отношения в интернет-пространстве:
Во-первых,
Конституция РФ 1993 года устанавливает базовые принципы для всех отраслей
законодательства без исключения. Рекламную деятельность можно связать со ст. 29
Конституции РФ: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не
может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от
них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется
федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой
информации. Цензура запрещается. Конституционные положения настолько емкие и
понятные, что дополнительных пояснений не требуют. Хочется отметить лишь
универсализм норм и подчеркнуть, что юридическая ответственность за нарушение
Конституции РФ устанавливается на уровне законов и подзаконных актов РФ, [1].
Во-вторых,
следует отметить кодифицированные нормативные правовые акты РФ. Прежде всего,
это Гражданский Кодекс, который регулирует гражданско-правовые отношения в
области рекламы: положения об обязательствах, договоре, возмездном оказание
услуг и другие. Кроме того, ГК РФ регулирует отношения по поводу использования
результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Все это в
значительной степени затрагивает отношения в области рекламы в интернет-пространстве, [2].
В-третьих,
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления в
сфере рекламной деятельности. В соответствии со ст. 242 и 242.1 УК РФ,
незаконное распространение порнографических материалов или предметов, а также
изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими
изображениями несовершеннолетних являются уголовно-наказуемыми деяниями. Именно
в сети Интернет чаще всего и встречаются такие материалы, а значит – названные
статьи УК РФ наиболее актуальны для правового регулирования рекламы в
Интернете, [3].
В-четвертых, рассмотрим административную ответственность за
нарушение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3. КоАП). Эта норма может применяться во всех случаях нарушения
закона о рекламе, поскольку имеет общий характер. Кроме того, КоАП предусматривает ответственность за недобросовестную конкуренцию,
нарушение требований к установке рекламных конструкций, размещение рекламы на
дорожных знаках и транспортных средствах, [4].
Все
перечисленные правовые акты носят общий характер и могут прямо или косвенно
регламентировать правоотношения в глобальной сети. К специальным НПА относится
ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, который охватывает различные
сферы рекламной деятельности, определяет механизмы контроля и ответственности в
сфере рекламы. Данный закон действует в отношении всех видов коммерческой и
социальной рекламы, распространяемой на территории РФ, независимо от места
производства рекламы. По кругу лиц закон распространяется на всех физических и
юридических лиц, являющихся субъектами рекламной деятельности (граждане РФ,
иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные
юридические лица). Кроме того, в самом законе определяется большой перечень
информации, на которую не распространяется действие закона. Например,
информация, которая обязательно должна быть доведена до потребителя,
справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве
основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой,
вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, объявления
физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности и др., [5].
Федеральный
закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при
осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и
распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении
защиты информации. В нем заключены основные понятия
связанные с информационными технологиями и Интернетом, правовое регулирование
общедоступной информации и информации с ограничением доступа, а также
предусмотрена ответственность за нарушение предписаний данного нормативного
акта №149-ФЗ, [6].
Следует
отметить и другие НПА по данной теме: Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон
РФ «О средствах массовой информации», Закон РФ «О защите конкуренции», Закон РФ
«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации», Закон РФ «О государственном
языке РФ» и многие другие Законы и Подзаконные акты.
Даже
при таком кратком анализе нормативной базы РФ, связанной с регулированием Интернет-рекламы, можно сделать
следующие выводы:
1. Смешанный тип
регулирования, то есть наличие закона о рекламе, об информации и других ФЗ и
подзаконных актов, не всегда вносят ясность. Очень сложно разобраться в череде
правовых норм и выбрать нужную. Безусловно,
интернет-пространство имеет специфические черты. Например, сложность
определения подлинных субъектов права, но развивать это направление определенно
необходимо.
2. Актуальность
данной проблемы обоснована развитием технологий, научного прогресса и
общественных отношений.
3. Реклама в
Интернете имеет массу преимуществ по сравнению, например, с уличными баннерами
или промо-акциями, но также имеет недостатки в части
правового регулирования.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:4 (дата обращения 02.03.2018).
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018).
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018).
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018).
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О рекламе"//"Российская газета", № 51, 15.03.2006.
- Федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
- Нечуй-Ветер В.Л. Особенности правового регулирования распространения рекламы в сети Интернет // Реклама и право. 2013. № 1. URL: http://www.center-bereg.ru/h51.html (дата обращения: 17.04.2018).
- Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. - М., 2008, 420 с.
- Эркенова Ф. Законодательство о рекламе: обретения и просчеты // Реклама. Advertising. - 2009. - № 2. - 70 с.
Комментарии: