» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Ефремова Мария Владимировна, Студентка 4 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Феноменология и гендерные особенности проявления решительности.
Дата публикации: 6.06.2018
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ
Ефремова Мария Владимировна
студентка 4 курса
Елабужского института Федерального
государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Елабуга
Аннотация: В статье рассматривается
феноменология и гендерные особенности проявления
решительности. Настоящим исследованием автор показал, что подростки с маскулинным гендерным
самосознанием более решительны, чем представители андрогинного и феминного типа и для подростков с феминным
гендерным самосознанием более свойственна
решительность в принятии ответственности на себя.
Для
достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировано понятие
«решительность» и «гендер» в научной литературе;
2. Рассмотрены особенности подросткового
возраста и особенности их влияния на развитие воли и решительности в данном
периоде;
3. Подобран диагностический материал и
сформирована выборка для исследования;
4. Проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления решительности в
подростковом возрасте.
Изучение
особенностей развития и представлений учащихся о решительности в этом возрасте
поможет в дальнейшем в установлении более близких контактов с учащимися, а так
же откроет новые возможности для коррекционной работы, направленной на развитие
решительности в подростковом возрасте.
Ключевые слова:
подростки, гендер, решительность, гендерный
тип, проявление решительности.
Подростковый возраст представляет из себя наиболее сложный период наравне с другими
детскими возрастами, так как в этот период происходит становление личности. Ярким отличительным
признаком данного периода являются фундаментальные изменения, которые
осуществляются в сфере Я-концепции
подростка, имеющее огромное значение при становлении подростка личностью, а
также для его последующего развития.
Проблема
решительности школьника интересовала многих отечественных психологов старшего
поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн [2, c.
211], Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев,
Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни [1, c. 115] и др.
Актуальность данного исследования
состоит в том, что особенно важную роль решительность играет в подростковом
возрасте, так как именно в этом возрасте происходят стабилизация качеств
личности и развитие волевой саморегуляции. Однако
большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей
различного возраста, была выполнена без учёта гендерного
аспекта этой проблемы. Проблема гендерных различий в
проявлении решительности, как одной из основных составляющих волевой регуляции,
остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в подростковом возрасте. Это
определило тему нашего исследования и обусловило постановку цели и задач.
Проведенное
исследование полностью раскрыло цель работы – выявление гендерных
особенностей проявления решительности в старшем подростковом возрасте.
На основе
работ по исследованию волевого поведения человека, можно выделить несколько
волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления:
самостоятельность, целеустремлённость, смелость, дисциплинированность,
решительность, выдержку, настойчивость, мужество [4, c. 145]. Процесс полового созревания приходящийся
на подростковый возраст заметно влияет и изменяет нейродинамику
(увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону
возбуждения), из-за чего происходит изменение волевой сферы[5, c. 215] .
Для достижения поставленной цели нами были
реализованы следующие задачи:
1. Проанализировано понятие
«решительность» и «гендер» в научной литературе;
2. Рассмотрены особенности подросткового
возраста и особенности их влияния на развитие воли и решительности в данном
периоде;
3. Подобран диагностический материал и
сформирована выборка для исследования;
4. Проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления решительности в
подростковом возрасте.
Таким
образом, целью нашего исследования являлось выявление гендерных
особенностей проявления решительности в старшем подростковом возрасте. Объектом
исследования стали подростки 14-15 лет.
В ходе
исследования было выявлено, что большая часть опрошенных нами учеников (57,8% –
33 человека) обладают наиболее выраженной степенью андрогинности.
Причем девушки и юноши практически в равном соотношении. Это означает, что
ученикам данной группы присущи как мужские, так и женские черты в равных
позициях. Данные результаты объясняются тем, что в современном мире рушатся полоролевые стереотипы, которые являются основой для
восприятия подростков друг друга как противоположного пола. Так же немаловажным
является факт подросткового возраста наших респондентов. Переход к интимно – личностному общения, необходимость доказать взрослым о своих
правах требует комбинацию качеств мужественности и женственности. Девушек с феминной идентификацией –
12 человек (21%), из юношей только 1 представитель – 1,7%. Это все можно
обусловить стремлением девушек в подростковом возрасте выглядеть более
привлекательной для лиц противоположного пола. Феминность
у ученика мужского пола можно охарактеризовать чрезмерной инфантильностью в
данном возрастном периоде. В группе с маскулинной 2
девочки и 10 мальчиков, 3,5% и 17,6% соответственно.
По шкале
решительности и смелости абсолютное большинство респондентов продемонстрировали
высокий уровень – 68,4%, 29,8% – средний
уровень, и лишь 1 человек (1,8%) продемонстрировал низкий уровень. Высокая
степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием
возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в
опасной ситуации — и с сильной нервной системой.
В данной
выборке у подростков решительность находится на достаточно высоком уровне, что
подтверждается результатами по методикам Н.Е. Стамбуловой
«Решительность, смелость» и И.П. Ильина «Шкала робость – стеснение».
Из ключевых
особенностей выявлено, что критерий «отсутствие страха для принятия на себя
ответственности за решение» большая часть респондентов (18,75%) выделяют в
качестве лидирующего качества и приоритетного для себя. Также, выделим, что
56,25% учащихся определяют данное качество для себя значимым
и ставят в первую половину списка (1 – 5 место). Стоит отметить, что
большинство представителей с феминным психологическим
полом – 87%, отметили это качество наиболее значимым для решительного человека,
а также при обсуждении развивали мысль о том, что именно ответственность за
принятие решения необходимо воспитывать в себе с младшего подросткового
возраста.
При проверке
полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента, нами были получены данные, о
существенных различиях в уровне
решительности у представителей маскулинной и феминной идентификации, с высоким
уровнем значимости (р =
0,01).
Таким
образом, нами была доказана гипотеза о том, что подростки с маскулинным
гендерным самосознанием более решительны, чем
представители андрогинного и феминного типа и для
подростков с феминным гендерным
самосознанием более свойственна решительность в принятии ответственности на
себя.
Изучение
особенностей развития и представлений учащихся о решительности в этом возрасте
поможет в дальнейшем в установлении более близких контактов с учащимися, а так
же откроет новые возможности для коррекционной работы, направленной на развитие
решительности в подростковом возрасте.
Список литературы:
- Вербин С. Наука принятия решений. – СПб.: Питер, 2012. – 154с.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012 г. - 560 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2011. - с.114-254.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1: Общие основы психологии. 2014 г. - 688 с.
Комментарии: