» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Юнусова Лилия Нурихановна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Коррупция в сфере государственных закупок: основные особенности и способы противодействия

Статья просмотрена: 847 раз
Дата публикации: 7.06.2018

УДК 338.26.015.

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Яруллин Рауль Рафаэлович

доктор экономических наук, профессор

Юнусова Лилия Нурихановна

студентка

Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Исследованы основные способы проявления коррупционных действий в сфере государственных закупок, а также выявлены основные механизмы противодействия данному явлению: мониторинг государственных закупок как основное из них.

Ключевые слова: коррупция в сфере государственных закупках, механизмы противодействия коррупции, мониторинг государственных закупок.

 

В связи с переходом от централизованной экономики к рыночной в России начало расцветать такое явление как коррупция. После распада СССР плохая законодательная база и общее падение моральных принципов, стали завлекать чиновников и предпринимателей к легкому обогащению. Особенно это касается сферы государственных закупок, ведь даже пенсии уплачивались с многомесячной задержкой.

Государство осуществляет политику, направленную на обеспечение интересов всего общества. При этом определённая сумма денежных средств из бюджета направляется на закупку товаров и оказание услуг для удовлетворения государственных нужд, что представляет из себя государственные закупки. И поскольку финансирование государственных заказов происходит за счёт налоговых поступлений, противодействие их расхищению является важнейшей задачей государства.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения антикоррупционной устойчивости в сфере государственных закупок, для чего должны вводится новые механизмы и способы управления, способные противостоять коррупционным действиям. Сфера государственных заказов является той областью, где наличие коррупционных процессов сложно распознать и при этом они наносят серьёзный вред национальной экономике.

По данным отчета Счетной палаты за 2016 г. наибольший удельный вес среди всех выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы наряду с нарушениями при формировании и исполнении бюджетов, приходится на сферу госзакупок – 541,3 млрд руб. (56% общего числа нарушений). По данным Федеральной антимонопольной службы объём коррупционных действий при совершении государственных закупок достиг 2 трлн руб. за 2017 год. Если учитывать, что общая сумма затрат на госзакупки составляла 16 трлн руб., то коррупционным является каждый восьмой заказ. При этом около 10% всех госзакупок совершаются с помощью картелей, которые представляют из себя вид монополии, где ряд крупных предпринимателей определённой отрасли заключает союз для обеспечения господства на рынке и получения самой высокой прибыли. Сферами, где чаще всего можно обнаружить картели, являются: поставка медицинского оборудования и расходных материалов для операций, контракты по благоустройству и ремонт дорог на общую сумму соответственно 35 млрд руб., 9 млрд руб. и 2.6 млрд руб.

Можно выделить основные коррупционные схемы при проведении тендеров на закупку товаров, выполнение работ и оказание, где победители уже заранее определены.

1)         Преднамеренное завышение требований к участникам тендеров, благодаря которым аффилированные компании получают преимущество. Например, требованиями могут служить: наличие значительных финансовых гарантий и отсутствие обязательств перед третьими лицами. Причем, в соответствии с Федеральным Законом 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" эти требования являются легитимными, и при этом избавляются от большого количества компаний «мелкого» и «среднего» бизнеса.

2)         Установление минимальных сроков для проведения работ, которые заведомо определяют исход выбора победителя в пользу аффилированных команд (уже раннее проделавшие работу в полном или частичном объёме).

 3)        Лоббирование интересов некоторых организаций посредством завышения суммы банковской гарантии. Согласно ст. 44 (Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов) и ст. 45 ФЗ-44 (Условия банковской гарантии), компании должны «заморозить» собственные средства на определенную часть, которая зависит от суммы контракта, либо получить банковскую гарантию на такую же сумму, но уже с оплатой услуг самого банка. Это также препятствует выходу на тендер компаний.

4)         Отсутствие конкурентных компаний, отстранённых по формальному признаку. Отказом в участии может служить ошибка в оформлении конкурсной документации.

5)         «Запрос котировок» как один из способов проведения тендеров. Согласно ст. 42 «Запрос котировок» закона №44-ФЗ заказчик может размещать заказ путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, выполнение которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, если цена контракта менее пятиста тысяч рублей. Смысл приёма котировок заключается в принятии заявок от претендентов стать поставщиками или подрядчиками, где победителем становится тот, кто предлагает наименьшую цену за товар или услугу [1]. Сначала проводится процесс принятия котировок от всех участников тендера, но в последствии данная процедура признается несостоявшейся из-за ряда юридических манипуляций данное мероприятие признается несостоявшимся. И после того как аффилированные компании получают данные котировок, проводятся еще один запрос котировок, но самая низкая цена уже предлагается аффилированной компанией.

Таким образом, действие закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в полной мере еще не может предотвратить коррупционные действия в данной сфере. Необходимо разрабатывать такие механизмы противодействия коррупции, которые будут способны изменить существующее положение и сохранить бюджетные средства нашей страны. Создание прозрачной системы государственных закупок, способной обеспечить конкурентную и справедливую среду в области государственных закупок – одна из важнейших задач сегодняшнего дня [4].  Изменения, произошедшие в 2014 году, позволили улучшить ситуацию посредством создания единой информационной системы и введения прозрачных, равных и конкурентно выполнимых условий   механизмов отбора поставщиков и подрядчиков.

Главную роль в оценке эффективности контрактной системы государственных закупок играет организация мониторинга государственных закупок.

Мониторинг госзакупок обеспечивает более эффективное отслеживание существующих и перспективных рисков, позволяет находить пути снижения транзакционных издержек. В новом законе предусмотрена смена регулирования мониторинга госзакупок с органа исполнительной власти субъекта РФ на федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Таким органом, согласно Постановлению Правительства РФ № 728 от 26 августа 2013 г., является Министерство экономического развития Российской Федерации. Это способствует повышению эффективности, поскольку снижает злоупотребления со стороны региональных органов власти, которые могут быть в сговоре с коммерческими организациями, участвующими в государственных закупках.

Эффективным средством в борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок также выступает общественный контроль. Участие общественности в решение данной проблемы заключается в наблюдении за системой госзакупок. Оно реализуется через Общественную палату РФ, регионов РФ и местные общественные палаты, а также через различные общественные комиссии и общественные объединения.

Общероссийский Народный Фронт (ОНФ) запустил портал, целью которого является выявление злоупотреблений в системе госзакупок. Так, любой гражданин РФ при обнаружении нарушений в данной сфере может сообщить об этом через портал. Таким образом, члены ОНФ, граждане страны и СМИ активно начали работать над решением данной проблемы. Действие портала на сегодняшний день призвано успешным, поскольку уже несколько сомнительных тендеров были признаны несостоявшимися. И чем больше общественность будет допущена для решения данной проблемы, тем больше будет доверия к власти.

Повышение качества управления антикоррупционными действиями, во-первых, позволит снизить риск транзакционных издержек, во-вторых, сохранить бюджетные ассигнования внутри страны. Главными принципами антикоррупционной политики являются: - эффективность; - экономичность; - открытость и прозрачность; - ответственность.

И как показывает практика, чтобы снизить риск экономической безопасности страны от коррупционных действий, нужно улучшать и формировать механизмы управления.

Таким образом, можно подытожить, что только комплексный подход на всех этапах госзакупок позволит снизить уровень коррупционных действий. При этом самым эффективным выступает мониторинг государственных закупок.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173623/. – Дата обращения 10.02.2018.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд "
  3. Бажин, И.И. Управленческие механизмы предотвращения коррупции в органах власти / И.И. Бажин // Государственная служба. – 2015. – № 4 (64). – С. 23-32.
  4. Храмкин, А.А. Противодействие коррупции в госзакупках / А.А. Храмкин. – М. : ИД «Юриспруденция», 2013. – 152 с.
  5. Ковалева А.Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок // ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 3. С. 31.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: