» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Юнусова Лилия Нурихановна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Коррупция в сфере государственных закупок: основные особенности и
способы противодействия
Дата публикации: 7.06.2018
УДК 338.26.015.
КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК:
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Яруллин Рауль Рафаэлович
доктор экономических наук, профессор
Юнусова Лилия Нурихановна
студентка
Уфимского филиала Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Уфа
Аннотация. Исследованы основные способы
проявления коррупционных действий в сфере государственных закупок, а также
выявлены основные механизмы противодействия данному явлению: мониторинг
государственных закупок как основное из них.
Ключевые слова: коррупция в сфере государственных закупках, механизмы противодействия коррупции, мониторинг государственных закупок.
В связи с
переходом от централизованной экономики к рыночной в России начало
расцветать такое явление как коррупция. После распада СССР плохая
законодательная база и общее падение моральных принципов, стали завлекать
чиновников и предпринимателей к легкому обогащению. Особенно это касается сферы
государственных закупок, ведь даже пенсии уплачивались с многомесячной
задержкой.
Государство осуществляет
политику, направленную на обеспечение интересов всего общества. При этом
определённая сумма денежных средств из бюджета направляется на закупку товаров
и оказание услуг для удовлетворения государственных нужд, что представляет из себя государственные закупки. И поскольку
финансирование государственных заказов происходит за счёт налоговых
поступлений, противодействие их расхищению является важнейшей задачей
государства.
Актуальность данной темы
обусловлена необходимостью повышения антикоррупционной устойчивости в сфере
государственных закупок, для чего должны вводится
новые механизмы и способы управления, способные противостоять коррупционным
действиям. Сфера государственных заказов является той областью, где наличие
коррупционных процессов сложно распознать и при этом они наносят серьёзный вред
национальной экономике.
По данным отчета Счетной палаты
за
Можно выделить основные
коррупционные схемы при проведении тендеров на закупку товаров, выполнение
работ и оказание, где победители уже заранее определены.
1) Преднамеренное
завышение требований к участникам тендеров, благодаря которым аффилированные
компании получают преимущество. Например, требованиями могут служить: наличие
значительных финансовых гарантий и отсутствие обязательств перед третьими
лицами. Причем, в соответствии с Федеральным Законом 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" эти требования являются легитимными, и при этом
избавляются от большого количества компаний «мелкого» и «среднего» бизнеса.
2) Установление
минимальных сроков для проведения работ, которые заведомо определяют исход
выбора победителя в пользу аффилированных команд (уже раннее проделавшие работу
в полном или частичном объёме).
3) Лоббирование интересов некоторых
организаций посредством завышения суммы банковской гарантии. Согласно ст. 44
(Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов) и ст. 45 ФЗ-44
(Условия банковской гарантии), компании должны «заморозить» собственные
средства на определенную часть, которая зависит от суммы контракта, либо
получить банковскую гарантию на такую же сумму, но уже с оплатой услуг самого
банка. Это также препятствует выходу на тендер компаний.
4) Отсутствие
конкурентных компаний, отстранённых по формальному признаку. Отказом в участии
может служить ошибка в оформлении конкурсной документации.
5) «Запрос
котировок» как один из способов проведения тендеров. Согласно ст. 42 «Запрос
котировок» закона №44-ФЗ заказчик может размещать заказ путем запроса котировок
цен товаров, работ, услуг, выполнение которых осуществляются не по конкретным
заявкам заказчика, если цена контракта менее пятиста
тысяч рублей. Смысл приёма котировок заключается в принятии заявок от
претендентов стать поставщиками или подрядчиками, где победителем становится
тот, кто предлагает наименьшую цену за товар или услугу [1]. Сначала проводится
процесс принятия котировок от всех участников тендера, но в
последствии данная процедура признается несостоявшейся из-за ряда
юридических манипуляций данное мероприятие признается несостоявшимся. И после
того как аффилированные компании получают данные котировок, проводятся еще один
запрос котировок, но самая низкая цена уже предлагается аффилированной
компанией.
Таким образом, действие закона 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» в полной мере еще не может предотвратить
коррупционные действия в данной сфере. Необходимо разрабатывать такие механизмы
противодействия коррупции, которые будут способны изменить существующее
положение и сохранить бюджетные средства нашей страны. Создание прозрачной
системы государственных закупок, способной обеспечить конкурентную и
справедливую среду в области государственных закупок – одна из важнейших задач
сегодняшнего дня [4]. Изменения,
произошедшие в 2014 году, позволили улучшить ситуацию посредством создания
единой информационной системы и введения прозрачных, равных и конкурентно
выполнимых условий механизмов отбора
поставщиков и подрядчиков.
Главную роль в оценке эффективности контрактной
системы государственных закупок играет организация мониторинга государственных
закупок.
Мониторинг госзакупок обеспечивает более эффективное отслеживание
существующих и перспективных рисков, позволяет находить пути снижения
транзакционных издержек. В новом законе предусмотрена смена регулирования
мониторинга госзакупок с органа исполнительной власти
субъекта РФ на федеральный орган исполнительной власти по регулированию
контрактной системы в сфере закупок. Таким органом, согласно Постановлению Правительства РФ № 728 от 26 августа
Эффективным
средством в борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок также выступает
общественный контроль. Участие общественности в решение данной проблемы заключается
в наблюдении за системой госзакупок. Оно реализуется
через Общественную палату РФ, регионов РФ и местные общественные палаты, а
также через различные общественные комиссии и общественные объединения.
Общероссийский
Народный Фронт (ОНФ) запустил портал, целью которого является выявление
злоупотреблений в системе госзакупок. Так, любой
гражданин РФ при обнаружении нарушений в данной сфере может сообщить об этом
через портал. Таким образом, члены ОНФ, граждане страны и СМИ активно начали
работать над решением данной проблемы. Действие портала на
сегодняшний день призвано успешным, поскольку уже несколько сомнительных
тендеров были признаны несостоявшимися. И чем больше общественность
будет допущена для решения данной проблемы, тем больше будет доверия к власти.
Повышение качества управления
антикоррупционными действиями, во-первых, позволит снизить риск транзакционных
издержек, во-вторых, сохранить бюджетные ассигнования внутри страны. Главными
принципами антикоррупционной политики являются: -
эффективность; -
экономичность; -
открытость и прозрачность; -
ответственность.
И как показывает практика,
чтобы снизить риск экономической безопасности страны от коррупционных действий,
нужно улучшать и формировать механизмы управления.
Таким
образом, можно подытожить, что только комплексный подход на всех этапах госзакупок позволит снизить уровень коррупционных действий.
При этом самым эффективным выступает мониторинг
государственных закупок.
Список литературы:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173623/. – Дата обращения 10.02.2018.
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд "
- Бажин, И.И. Управленческие механизмы предотвращения коррупции в органах власти / И.И. Бажин // Государственная служба. – 2015. – № 4 (64). – С. 23-32.
- Храмкин, А.А. Противодействие коррупции в госзакупках / А.А. Храмкин. – М. : ИД «Юриспруденция», 2013. – 152 с.
- Ковалева А.Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок // ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 3. С. 31.
Комментарии: