» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Парахонько Никита Андреевич, магистрант
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Изучение общественного мнения: перспективы развития
и основные подходы
Дата публикации: 5.06.2018
p class=MsoNormal align=left style='text-align:left;text-indent:0cm'>УДК 304.4
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Парахонько Никита Андреевич
магистрант, кафедра международного бизнеса,
факультет государственного и муниципального
управления, инженерно - экономический институт,
Сибирский государственный университет
науки и технологий,
имени академика М.Ф. Решетнева, г.Красноярск
Аннотация. Актуальность данной
темы обусловлена необходимостью непрерывного развития методологии изучения общественного
мнения. Прогнозы и перспективы развития данной сферы необходимо исследовать, для
совершенствования и дальнейшего использования их практике. Изучение общественного
мнения, необходимо не только для социологических наук, но и для исследования политологических
процессов. В этой связи необходимо рассматривать не только современное состояние изучения общественного
мнения, но и историю его становления.
Ключевые слова: методы изучения, общество, мнение, социология,
исследование, оценка эффективности.
Наряду с развитием
и становлением современных государственных систем и институтов, формы и методы изучения
общественного мнения совершенствовались и эволюционировали. Происходящие в XXI веке
события подтверждают, что сила влияния общественного мнения
в политических и социальных процессах возрастает, превращаясь в мощное оружие воздействия
при реализации той или иной политической стратегии.
Появляются новые
профессии и специальности, занимающиеся практической деятельностью по формированию
общественного мнения.
К таковом относят
социологов по изучению общественного мнения, специалистов по связям с общественностью.
[11]
Мир постоянно
изменяется и в рамках информационного пространства происходит ситуация, при которой
действовать без учёта общественного мнения немыслимо. Политика сегодня стала публичной
гораздо в большей степени, чем это было раньше. Власть в новом информационном обществе – это власть, слушающая
и слышащая то, что говорит общество, население. Система управления информационным
пространством государства состоит в создании собственных потоков информации, концентрирующих
внимание массового сознания на нужных объектах.[3]
В современных
методах изучения общественного мнения можно выделить три основных типа:
1)
изучение потребительского поведения в рамках реализации интегрированных
маркетинговых коммуникаций
2)
изучение политического (в частности электорального) поведения,
3)
изучение любых социально-экономических, политических
и духовно-нравственных процессов, связанных с социальными изменениями.
Исторически сложилось так, что в исследованиях общественного мнения
чаще всего используются различного рода опросы, наблюдение, анализ документальных
источников и другие методы социологии.
В процессе социологического изучения общественного мнение, как
правило, определяется ряд его параметров, таких как:
1) характер
(позитивное или негативное);
2) интенсивность
(слабая или сильная выраженность);
3) наличие/отсутствие
интереса к социальной проблеме/товару или услуге;
4) суждения
о возможных путях решения проблем изменения или усовершенствования товаров или услуг.
Методы исследования общественного мнения делятся на качественные и количественные.
Качественные исследования направляются на обнаружение тенденций
и факторов, на выяснение текущего положения вещей. Качественные методы включают
в себя глубинное интервью, фокус-группы, анализ документов, иногда наблюдение.
Количественные исследования применяются с целью измерения социально
значимого соотношение каких-либо взаимосвязанных факторов.
К основным методам количественного исследования общественного мнения относятся анкетирование
и интервью (в том числе телефонное). [18]
Социологическое
исследование общественного мнения – это изучение отношения больших социальных групп
к актуальным проблемам действительности при помощи социологических методов.
В каждой общественно-экономической
формации отношения с обществом являлись частью системы управления. Умение влиять
на мнение большинства известно со времен античности. Деятельность по формированию
общественного мнения связана с созданием определенного информационного поля.
Мониторинг и непрерывное исследование общественного мнения
создает понимание, вместе с другими способами, как изменяется общество в поисках
решений своих проблемных вопросов. Гражданское общество создает необходимые условия
и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов
демократии, равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости.
Наличие обратной связи – главный приоритет для современного демократического общества,
заинтересованного в повышении уровня жизни своих сограждан.
Требования к
повышению эффективности деятельности бюджетных учреждений и к оптимизации управления
обуславливают необходимость внедрения современных методов управления, ориентированных
на результат.
Оценка эффективности
деятельности бюджетного учреждения требует методологических подходов, отличных от
традиционного определения эффективности хозяйствующего субъекта как отношения результата
к затратам.[16]
Государственная политика
в сфере информационных технологий России должна принимать во внимание характер распределения
информационных технологий и развития информационного общества, когда каждый член
общества может выразить свое мнение напрямую, т.е. оказывается способным лично принимать
участие в создании общей картины общественного мнения и проследить дальнейшую судьбу
своего голоса, отметить резонанс на него. Тем самым у граждан появляется возможность
влиять на деятельность учреждений и организаций в которые они обращаются.
Для изучения влияния
общественного мнения на повышение эффективности работы бюджетных организаций было
проведено исследование, по средствам проведения анкетирования респондентов.
Респондентам
задавались вопросы относительно состояния работы бюджетных организаций, с целью
выявления проблемных вопросов и оценке их деятельности в целом.
Из проведенного исследования
можно сделать выводы и вывести ряд проблемных вопросов:
1. Опрошенные больше
взаимодействуют с учреждениями здравоохранения и образования, чем с другими. В этой
связи, необходимо проработать в первую очередь работу и деятельность именно учреждений
данной сферы. (Таблица 1)
Таблица 1. Взаимодействие с бюджетными учреждениями
Организации/
респонденты |
Всего |
М |
Ж |
||||
|
до
18 |
18-35 |
35
и более |
до
18 |
18-35 |
35
и более |
|
Образования |
59 |
8 |
15 |
0 |
7 |
28 |
1 |
Здравоохранения |
40 |
4 |
5 |
3 |
1 |
21 |
6 |
Культура и массовый досуг |
27 |
2 |
3 |
1 |
4 |
13 |
4 |
ЖКХ |
21 |
0 |
4 |
1 |
0 |
12 |
4 |
Государственная власть |
16 |
0 |
5 |
1 |
0 |
9 |
1 |
2. Качеством работы
бюджетных учреждений довольны (40%) опрошенных. Отсюда можно сделать вывод, что
качество работы бюджетных учреждений требует дальнейшего совершенствования и улучшения.
Количество граждан неудовлетворенных работой бюджетных учреждений было и остается
на высоком уровне.
Диаграмма 1.
3. Качеством предоставляемых
услуг бюджетными организациями довольны (13%) опрошенных. Выявляется необходимость
проработки предоставления услуг, форма предоставления, обьем, качество.
Диаграмма 2.
4. В вопросе, какие
проблемы существуют в бюджетных организациях самая распространенная проблема – устаревшие
технологии, вторая по популярности проблема – некомпетентность
персонала, третья проблема – низкий уровень предоставлемых услуг. Можно сделать
вывод, что учреждения не на высоком уровне уделяют вниманию вопросам использования
и внедрения новых технологий и инструментов, а также вопросам приема на работу высококвалифицированных
сотрудников, повышения квалификации и переобучение работников.
Диаграмма 3.
7. Абсолютное число
(100%) респондентов утверждают, что работу бюджетных учреждений можно улучшить.
Отсюда следует, что респонденты верят, что с помощью выражения своего мнения и оценки
работы данного учреждения можно влиять на повешение качества деятельности учреждений
и предоставляемых ими услуг.
С учетом полученных
результатов анкетирования можно сделать вывод, что граждане в большем своем количестве
не довольны работой бюджетных учреждений. Большинство респондентов, взаимодействующие
с бюджетными учреждениями это граждане в возрастной группе (18-35 лет). Каждый из
опрошенных взаимодействует как минимум
с 2 бюджетными учреждениями, что означает, что люди нуждаются
в услугах данных учреждений. Преимущественно это учреждения образования и здравоохранения.
Качеством работы и предоставляемых услуг недовольны большинство респондентов.
Отсюда можно сделать
вывод, что повышения качества работы
и предоставляемых услуг, остается проблемным вопросом на сегодняшний день. В решении
данной проблемы должны быть заинтересованы не только граждане, которые недовольны
работой учреждений, но и сами работники бюджетной сферы и государственная власть,
в силах которой изменить данную ситуацию.
Список литературы:
- Бахтуридзе З.З. Формирование общественного мнения в условиях развивающегося информационного общества // Армия и общество. – 2013г.
- Павелкина Л.С. Теоретико-методологические основы изучения проблем и технологий формирования общественного мнения // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012г. – № 4. – С-50-55.
- Франц, В. А. Управление общественным мнением : [учеб. пособие] / В. А. Франц ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 135 с. ISBN 978-5-7996-1750-9
- Рудова А. А. Современное Российское государство в общественном мнении граждан // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014г. – С.115-119
Комментарии: