» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Родина Елена Алексеевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Cовременные технологии в поликультурном воспитании дошкольников

Статья просмотрена: 541 раз
Дата публикации: 2.06.2018

УДК 37

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Родина Елена Алексеевна

воспитатель

МБДОУ №57 «Рябинка», г. Калуга

 

В настоящее время в системе образования на первом месте  находится человек - ребенок, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Еще начиная с дошкольного возраста важно в детях формировать способность взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и готовности принять других людей, такими, какие они есть[2].

Ни для кого не секрет, что наша страна Россия  является многонациональной, поэтому вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения[1].

Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе этнического уголка. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русского и других народов, художественными произведениями разных народов, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Калуги и Калужской области и др.

Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Калуги, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

В процессе формирования поликультурного образования используем разнообразные формы взаимодействия  с детьми. Особую роль играет непосредственно-образовательная деятельность по всем образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО.

Применяем в работе и  познавательные беседы, презентации, слайд-шоу, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, праздники, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, национальных блюд, художественные произведения, используют в речи не только  русские пословицы и поговорки, но и других народов. Большую радость детям приносят народные песни. Дети поют и даже используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

Большое место в приобщении дошкольников к русской и другим национальным культурам занимают национальные праздники. Народная педагогика – это, прежде всего, семейная педагогика. Поэтому к работе по приобщению детей к истокам русского и хакасского народного творчества привлекаю родителей воспитанников. Стало доброй традицией проводить совместные развлечения.

Особая роль в системе работы с дошкольниками отводится народному искусству. Знакомлю детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Чтобы знакомить детей   с декоративно-прикладным искусством русского и других народа, были оформлены тематические альбомы, наглядные пособия.

Неоценимую роль в поликультурном воспитании дошкольников оказывают родители (законные представители). Главными принципами здесь выступают –  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

В своей педагогической деятельности  широко использую информационно-компьютерные технологии: создание и представление мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете для создания коллекций информационных источников по различной тематике.

Наиболее интересно и познавательно в нашем детском саду проходят мероприятия, когда каждый педагог имеет возможность принять участие в решении творческих задач. Это - круглый стол, тренинги, семинары-практикумы, ринги, и др. Педагогический коллектив изучает историю и культуру родного края, местный фольклор, произведения народных мастеров, художников, поэтов, культуру других народов мира, но так же незабываем и про культуру других народов.

В результате применения современных педагогических технологий повысилось качество воспитания. Использование технологий и форм организации воспитательной работы помогает развить духовно-нравственную личность с большим творческим внутренним потенциалом.

Приобщая детей к культуре своего народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем. Поэтому им необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов[3].

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

Список литературы:

  1. Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220.
  2. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19
  3. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: