» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Родина Елена Алексеевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Cовременные технологии в поликультурном воспитании дошкольников
Дата публикации: 2.06.2018
УДК 37
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Родина Елена Алексеевна
воспитатель
МБДОУ №57 «Рябинка», г.
Калуга
В настоящее время в системе
образования на первом месте находится
человек - ребенок, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Еще начиная с дошкольного
возраста важно в детях формировать способность
взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и
готовности принять других людей, такими, какие они есть[2].
Ни
для кого не секрет, что наша страна Россия является многонациональной, поэтому вопросы,
связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного
отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой
принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства.
В
национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели
образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе,
с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием
у детей культуры межэтнического общения[1].
Поскольку
дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной
культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и
уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических
культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне
зависимости от их этнической принадлежности.
Современные
подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к
национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог
культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном
учреждении. Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь
к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим
миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти
представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения личности ребенка к миру.
Для
гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему
освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных
ценностей, стало необходимым создание в группе этнического уголка. По мере
освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом.
Детям предлагается иллюстрации к сказкам русского и других народов,
художественными произведениями разных народов, куклы в национальных костюмах,
народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Калуги и Калужской
области и др.
Обращая
внимание ребенка на живописные пейзажи Калуги, на животный и растительный
мир, воспитываем в
детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его,
патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
В
процессе формирования поликультурного образования используем разнообразные
формы взаимодействия с детьми. Особую
роль играет непосредственно-образовательная деятельность по всем
образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО.
Применяем в работе и познавательные беседы, презентации, слайд-шоу,
целевые прогулки, экскурсии, развлечения, праздники, театрализованные
представления. Благодаря этому, дети
уже знают названия и назначение народных игрушек, национальных блюд,
художественные произведения, используют в речи не только русские пословицы и поговорки, но и других
народов. Большую радость детям приносят народные песни. Дети поют и даже используют
народную атрибутику в самостоятельных играх.
Большое
место в приобщении дошкольников к русской и другим национальным культурам
занимают национальные праздники. Народная педагогика – это, прежде всего,
семейная педагогика. Поэтому к работе по приобщению детей к истокам русского и
хакасского народного творчества привлекаю родителей воспитанников. Стало доброй традицией проводить
совместные развлечения.
Особая
роль в системе работы с дошкольниками отводится народному искусству. Знакомлю
детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Чтобы знакомить
детей с декоративно-прикладным
искусством русского и других народа, были оформлены тематические альбомы,
наглядные пособия.
Неоценимую
роль в поликультурном воспитании дошкольников оказывают родители (законные
представители). Главными принципами здесь выступают – установление партнерских отношений с семьей
каждого воспитанника, объединение усилий для развития
и воспитания
детей; создание
атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и
взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений
родителей, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях.
В
своей педагогической деятельности широко
использую информационно-компьютерные технологии: создание и представление
мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете для создания коллекций
информационных источников по различной тематике.
Наиболее
интересно и познавательно в нашем детском саду проходят мероприятия, когда
каждый педагог имеет возможность принять участие в решении творческих задач.
Это - круглый стол, тренинги, семинары-практикумы, ринги, и др. Педагогический
коллектив изучает историю и культуру родного края, местный фольклор,
произведения народных мастеров, художников, поэтов, культуру других народов
мира, но так же незабываем и про культуру других
народов.
В
результате применения современных педагогических технологий повысилось
качество воспитания.
Использование технологий и форм организации воспитательной работы
помогает развить духовно-нравственную личность с большим творческим внутренним
потенциалом.
Приобщая
детей к культуре своего народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем. Поэтому им
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет в дальнейшем
с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов[3].
Таким
образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной
из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
- Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220.
- Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19
- Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.
Комментарии: