» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Иванов Павел Викторович, старший преподаватель кафедры математики, информатики
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Формирование информационной культуры людей старшего поколения

Статья просмотрена: 737 раз
Дата публикации: 2.06.2018

УДК 1082

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Иванов Павел Викторович

старший преподаватель кафедры математики, информатики

филиал Ставропольского государственного педагогического института, гссентуки

 

Аннотация. Статья посвящена обзору формирования информационной культуры людей старшего поколения. Бесспорно, обучая людей пожилого возраста необходимо принимать во внимание фактор влияния возраста на информационную культуру. Возраст негативно влияет на когнитивные способности человека, а вместе с тем с каждым годом важно все больше учиться для того, чтобы оставаться функционально грамотным. Помимо этого, для большинства зрелый возраст – это психологических барьер. В большинстве случаев, пожилые люди мотивируют нежелание заниматься интеллектуальным совершенствованием именно своим «преклонным» возрастом. В связи с этим, большинство исследователей призывают отказаться от стереотипов и рассматривать пожилой возраст обучающихся не как препятствие к образовательной деятельности, а, существенным образом, как детерминант ее специфики.

Ключевые слова: формирование, информационная культура, люди старшего поколения, образовательная деятельность, детерминант.

 

Численность граждан пенсионного и предпенсионного возраста в нашей стране продолжает увеличивается. За последние 60 лет доля детей в общей численности населения уменьшилась почти вдвое, а доля людей старше 60ти лет возросла почти втрое [2; 3; 4]. Таким образом, в начале XXI века количество пенсионеров по старости составляло 29,3 млн. человек. Согласно официальным данным, население Российской Федерации уменьшается на 700 тыс. человек в год и к 2050-му году сократится до 100 млн. человек. Согласно международным критериям, население государства можно считать старым в том случае, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По данным критериям население нашей страны давно можно считать таковым. Согласно прогнозам GMID, в ближайшее время ситуация не изменится (диаграммы 42-44).

C:\Users\Симонкина\Desktop\Безымянный.png

Диаграмма 42. Средний возраст жителей Российской Федерации с 2013 по 2015 год (по данным и прогнозам GMID)

C:\Users\Симонкина\Desktop\Безымянный2.png

Диаграмма 43. Доля россиян старше 65 лет (по данным и прогнозам GMID)

C:\Users\Симонкина\Desktop\Безымянный3.png

Диаграмма 44. Доля пенсионеров в Российской Федерации с 2013 по 2015 год (по данным и прогнозам GMID)

Изучая социологическую литературу можно встретить разные взгляды на процесс старения как этап социализации, в частности не очень приятные. Так в большинстве работ, пожилые люди считаются балластом общества, который, в свою очередь, тормозит государственные реформы. Так по мнению А.И. Кравченко доиндустриальное общество было направлено в большинстве случаев в сторону старости, нежели юности. В настоящее же время знания пенсионеров кажутся архаичными для подрастающего поколения, а их авторитет – низложенным. Дело в том, что утратили свое значение социальные роли, некогда выполнявшиеся пожилыми людьми [5].

Существующее отношение к пожилым людям и, в частности, к самому процессу старения можно объяснить тем, что на протяжении существования человечества им всегда отводилась роль иждевенцев. В наше время с точки зрения экономики, старение – это роскошь. Большая часть стран уже на данный момент обеспокоены размерами пенсионных выплат в связи с увеличивающейся продолжительностью жизни. Большинство экспертов считают, что в ближайшее время необходимо в обязательном порядке пересмотреть принципы социального обеспечения пенсионеров, перекладывая данную функцию на самого человека и членов его семьи [1, с. 32]. Согласно данному утверждению можно сделать вывод, что роскошь долголетия будет доступна лишь тем, кто сможет в полной мере обеспечить себя за счет собственных материальных и интеллектуальных ресурсов.

Дело в том, что социум, в силу ограниченности ресурсов, способен поддерживать пенсионное и медицинское обеспечение пенсионеров лишь до определенного уровня. При том условии, что данный уровень обеспечения не может быть неизменным с течением времени – его величина напрямую зависит от идеологических, демографических, культурных и экономических факторов в конкретном обществе. В противовес этому, социум все больше и больше заинтересован в применении значительного человеческого капитала, носителями которого выступают пожилые люди.

На данный момент речь идет о том, что нужно отодвинуть срок выхода на пенсию, и о том, что социуму следует способствовать увеличению периода активной профессиональной деятельности. Данные изменения вынуждают пересмотреть устоявшиеся в обществе стереотипы касательно образования пожилых людей. Появляется необходимость в институтах, устремленных на поддержание профессиональной компетенции представителей пожилого возраста. Но за исключением прагматических интересов, социум не должен забывать и о том, что пожилые люди, в основном, первыми страдают от функциональной неграмотности не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни [8].

Необходимо выделить, что обучение людей пожилого возраста является довольно новым для нашей страны, и, вследствие этого, отношение к нему в обществе довольно неоднозначно. По мнению М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой современная образовательная ситуация остается довольно закрытой для пожилых людей, а социум либо отрицательно настроен в отношении образовательных программ, либо индифферентно.

Бесспорно, обучая людей пожилого возраста необходимо принимать во внимание фактор влияния возраста на информационную культуру. Возраст негативно влияет на когнитивные способности человека, а вместе с тем с каждым годом важно все больше учиться для того, чтобы оставаться функционально грамотным. Помимо этого, для большинства зрелый возраст – это психологических барьер. В большинстве случаев, пожилые люди мотивируют нежелание заниматься интеллектуальным совершенствованием именно своим «преклонным» возрастом. В связи с этим, большинство исследователей призывают отказаться от стереотипов и рассматривать пожилой возраст обучающихся не как препятствие к образовательной деятельности, а, существенным образом, как детерминант ее специфики.

Образовательная политика в отношении людей пожилого возраста выступает в качестве неотъемлемой части социальной политики большинства стран. Она призвана задействовать потенциал старения в интересах социума и чело­века вследствие образовательных и информационных технологий и формирования на государственном уровне условий для их реализации. Наше государство делает в данном направлении пока лишь первые шаги. Что же касается развития информационной культуры людей пенсионного и предпенсионного возраста, то к сожалению, в России такой целенаправленной работы практически не ведётся [6, с. 48].

Изменения образовательных парадигм, продиктованные переходом к информационному обществу, заставляют по-новому взглянуть на образование лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Возможно, в скором будущем одним из направлений социальной защиты пенсионеров станет работа по развитию их информационной культуры, во всяком случае, необходимость этого очевидна. Пришло время изменить привычную точку зрения, на данный момент образование для пожилых людей - это не хобби для скрашивания досуга, а деятельность, необходимая для полноценного существования, расширения образовательного пространства, осуществления права на удовлетворение познавательных по­требностей и сохранение достигнутого ранее качества жизни.

 

Список литературы:

  1. Ваграменко Я.А. Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ // Педагогическая информатика. – 2002. – №1. – С.5-12.
  2. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: Дисс. канд.пед.наук. – Тобольск, 2000. - 166 с.
  3. Вострикова Е.А. Формирование информационной культуры средствами ИКТ: сборник трудов региональной научно-практической конференции / Е.А. Вострикова. – Новокузнецк: Изд. ИПК, 2004. - 64 с.
  4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура / Г.Г. Воробьев. – М.: Молодая гвардия,1988. - 303 с.
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – М.:АРКТИ,2003. - 192 с.
  6. Горчаков В.В. Инфосфера новая среда образования // Научные и технические библиотеки. – 1999. – №4. – С.60-66.
  7. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
  8. Еременко Т.В. Основы информационной культуры: Рабочая программа к курсу для специальности «Социология» / Т.В. Еременко. – Рязань: РГПУ, 2001. - 35 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: