» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018
Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант 1 курса, факультет истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Элективные курсы как средство повышения правовой грамотности в начальной школе
Дата публикации: 3.06.2018
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОЫШЕНИЯ
ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Федулкин Дмитрий Юрьевич
Магистрант 1 курса, факультет
истории и права
МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г.Саранск
Аннотация.
В статье рассматривается вопрос применения элективных курсов в целях
повышения правовой грамотности обучающихся в начальной школе и их особенности.
Анализируются проблемы правовой неграмотности и
показывается роль школы как института борьбы с данной проблемой.
Ключевые
слова: элективные курсы; правовая грамотность; начальная
школа; обучающиеся; несовершеннолетние.
В последнее время всё острее и актуальнее встаёт проблема правовой
грамотности населения. Ведь одним из важнейших признаков правового государства
считается наличие высокого уровня правовой культуры, который предполагает
сформированные компетенции правомерного поведения человека в реальной правовой
среде, что обеспечивает действенную работу демократических институтов и
социально – правовую активность граждан. Данные положения нашли свое реальное
закрепление в нормативных актах Российской Федерации. Так в федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «...развитие правового государства,
формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России
требует высокой правовой культуры граждан…» [4].
Правовая грамотность довольно тесно связана с общепринятыми нормами и
правилами, и не соблюдение таковых является правонарушением. Значительное
внимание следует уделять подрастающему поколению. Так, согласно статистическим
данным, можно видеть, что каждое восемнадцатое преступление совершается
несовершеннолетними, или при их участии. За распитие спиртных напитков в органы
внутренних дел ежегодно доставляют более 80 тыс. лиц, не достигших
восемнадцатилетнего возраста. На учете стоит более 330 тыс. несовершеннолетних
и около 150 тыс. родителей. По данным Росстата количество преступлений,
совершенных несовершеннолетними, в 2011 г. составило 9834, в 2012 г. — 9181.
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в 2011 г.
— 11136, 2012 г. — 10471 [3].
Правовая безграмотность является одной из основных причин девиантного поведения несовершеннолетних и их асоциального
образа жизни. В связи с этим существует потребность формирования условий для
воспитания повсеместной пропаганды правовой грамотности среди подрастающего
поколения.
Для начала следует раскрыть понятие правовой грамотности. Правовая
грамотность представляет собой общее знакомство с правовыми основами
государства, видами права и нормами, координирующими отношения людей на основе
закона. Правовая грамотность начинает действовать лишь тогда, когда вступает в
органическое взаимодействие с гражданским и правовым сознанием.
Значительную роль в данном процессе
играет школа. В настоящее время в образовательных учреждениях существуют такие
учебные предметы как обществознание, право, граждановедение,
включающие в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Но тем не менее, объем изучаемой информации невероятно мал,
а работа с родителями по данному вопросу практически не ведётся.
Из всего выше сказанного вытекает необходимость дополнительно правового
воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях и как одно из
направлений в данной работе может выступать разработка, апробация и применение
на практике различных элективных курсов обществоведческой и правовой
направленности.
Элективный курс (от лат. electus – избирательный)
– это обязательный курс по выбору учащегося. К характерным особенностям данного
вида курсов, отличающих их от других, к примеру
факультативных курсов, относятся следующие:
-
Данные курсы выбираются каждым учеником;
-
Они указаны в расписании, как и остальные уроки;
-
Эти курсы являются обязательными для посещения;
-
Они могут быть различной длительности, начиная от 6 часов и вплоть до
полугодия;
-
Данные курсы предлагаются в избыточном количестве по каждому предмету.
Как видно, данный вид занятий в значительной степени подходит для
реализации его на практике в области повышения правовой грамотности
обучающихся, и начинать осуществлять эту работу следует с первой ступени
образования, а именно с начальной школы [1, c. 2].
Сначала следует выделить этапы формирования правовой культуры у младших
школьников:
- Ознакомление с содержанием конкретных правовых знаний;
- Эмоциональное подкрепление правовых знаний и формирование
оценочного отношения к ним;
- Осознание ценностей и значения правовых знаний как
регулятора поведения;
- Правомерное поведение [2, c. 520].
В качестве примера можно привести следующие элективные курсы, которые можно
разработать и осуществить их применение в начальной школе: «Мои права и
обязанности», «Что такое Закон и что такое Государство», «Знакомство с
Конституцией» и многие другие. При их реализации в первую
очередь должна обязательно проводится
пропедевтическая работа: даются первоначальные представления правовых вопросов (права ребенка, правила
поведения ученика) происходит общее знакомство с правовыми документами (Конвенция о правах
ребенка, Конституция РФ. Осознание ценностей и правовых знаний
становится стимулом и регулятором поведения лишь в том случае, если правовые
знания перейдут в ценностные установки, получат эмоциональную окраску и
закрепятся в повседневных привычках и навыках. Если же правовое знание не
осознано или неверно понимается, по мнению то, создаются условия, при которых в
поведении младшего школьника преобладают эгоистические мотивы и допускаются
правонарушения. Формируя у младших
школьников правомерное поведение, следует их ориентировать на такие мотивы, как
убежденность в общественной пользе правомерного поступка и долг перед
обществом, правовая обязанность и т. д. Немалая роль в данном процессе должна отводится и родителям, которые в некоторых случаях могут
вместе с детьми присутствовать на уроке.
И всё же следует констатировать
что уровень правовой грамотности среди несовершеннолетних в настоящее время
невысок. Родители и школа, по целому ряду причин, уделяют недостаточно времени
для развития подрастающего поколения в данном направлении. Из этого следует что необходимо осуществлять просветительскую работу
по правовой грамотности среди учащихся как со стороны школы, так и со стороны
родителей. И немаловажную роль в этом процессе могут сыграть разнообразные
элективные курсы соответствующей тематики. Педагогам следует активнее
заниматься разработкой таких курсов и претворением их в жизнь. Ведь повышение
уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений
среди несовершеннолетних, что в свою очередь является залогом процветания и
достойного будущего для страны.
Список литературы:
- Баранников, А. В. Элективные курсы в профильном обучении/А. Баранников // Первое сентября. – 2004.– № 102. – С. 1-5.
- Клюева, В. В., Данилова, М. В. Правовая грамотность учащихся старших классов /В. Клюева, М. Данилова// Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 518-521.
- Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru (дата обращения: 01.02.2016).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г.
Комментарии: