» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Мефтакова Анастасия Андреевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделей и моделирования.

Статья просмотрена: 528 раз
Дата публикации: 6.06.2018

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

Мефтакова Анастасия Андреевна

Студент

ПИИГУ, гркутск

 

Аннотация.  Статья посвящена вопросам использования моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Проведён анализ методических подходов к использованию наглядного моделирования в речевом развитии.

Ключевые слова:  модельразвитиесвязная речь

 

Вступительная часть:

Развитие связной речи ребенка дошкольника является важнейшим условием его речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей. Язык и речь – это средство проявления психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития коммуникативной и эмоционально – волевой сфер.

Актуальность использования моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что:

-           во-первых, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования различных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.

-           во-вторых, ребенок дошкольник легко обучаем, но для детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделей в развитие связной речи вызывает интерес у детей и помогает решить эту проблему.

 -          в-третьих, использование моделей в развитие связной речи, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

-           в-четвертых, использование моделей в развитии связной речи дошкольников позволяет эффективно решать задачи образовательных областей  ФГОС ДО «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

 Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста - область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж.С. Брунер, С.Л. Рубинштейн. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключался он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. 

Основная часть:

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком. А именно: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознания состава слов, развитие коммуникативных умений, формирование грамматических категорий, умения и навыков связной речи.

Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов очень разнятся между собой. В современной отечественной методике нормой считается 2500-3500 слов в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Л.С. Выготский считает, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, так как мышление детей дошкольного возраста отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование - это метод исследования объектов на их моделях, аналогах определенного фрагмента природы или;

Моделирование - это построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, и конструируемых объектов.

 Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создания его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования, так как он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнению и обобщению. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это важно для детей дошкольного возраста, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

В теории и методике развития речи детей дошкольного возраста технология моделирования тоже нашла свое применение.

 Одна  из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений - обучение детей связной течи, т. е. уметь четко, последовательно излагать свои мысли.

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго фактора Т.А. Ткаченко выделяет создание плана высказывания.

Наше  внимание привлекли схемы модели для составления описательных рассказов. Схемы модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

 Т.А. Ткаченко  рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Сначала можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. После того, как  дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу. Моделирование в своей практике используют и Н. Малетина, Л. Пономарева. Они отмечают, что описательная речь детей с тяжелыми речевыми нарушениями требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста:

-           умения вычленять и называть признаки объекта; 

-           умения перечислять признаки в определенной последовательности;

-           умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.

Обучению связной речи должна предшествовать подготовительная работа, направленная на устранение лексико - грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений. В сочетании с подготовительными упражнениями педагоги - практики рекомендуют учить детей действиям замещения (обозначать каким - либо символом выделяемый признак обследуемого предмета). Они отмечают, что основная трудность заключается в обучении детей осознанному использованию различных способов межфразовой связи. Вместо нее дети используют повтор, реже – местоименную связь, при этом практически не используют синонимы.

Педагоги отмечают, что, проанализировав рекомендации по использованию моделирования в развитии связной речи дошкольников, обнаружили ряд пробелов, и дополнили существующие схемы (Т.А. Ткаченко), спроектировав последовательность применения моделирования. Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи обусловили необходимость подготовительных упражнений, таких, как:

-           Упражнения в наблюдательности;

-           Словарные грамматические упражнения.

Заключение: Таким образом, использование моделей для развития связной речи позволяет раскрывать детям старшего дошкольного возраста существенные особенности объектов, закономерные связи, формирование системных знаний и наглядно – схематического мышления. С помощью моделирования можно повысить эффективность речи дошкольников. Модели могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития,  навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 1997. – 400 с.
  2. Багинская, Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). – Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. – 294 с.
  3. Левшина Н.И.Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.
  4. Левшина Н.И. Развитие языковой способности дошкольников//Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.
  5. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И.Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: