» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Петухова Татьяна Сергеввна, студентка-бакалавриата
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социально-педагогическая характеристика неблагополучных семей

Статья просмотрена: 1642 раз
Дата публикации: 24.05.2018

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Петухова Татьяна Сергеевна

студент

Научный руководитель: Смагина Мария Викторовна

кандидат социологических наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института, гелезноводск

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы социально - педагогической характеристики неблагополучных семей. Рассматриваются, общие трудности поведения детей в неблагополучных семьях. Также в статье рассматриваются работы научных исследователей: В.Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, Т.И. Шульги, идр.

Ключевые слова: характеристика неблагополучных семей, конфликтные семьи, адекватное поведение, аморальные семьи, проблемные семьи, кризисные семьи, антисоциальные семьи.

 

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть и семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, к данному виду относятся семьи алкоголиков и наркоманов,  конфликтные, проблемные, кризисные,  и антисоциальные семьи. Также к таким семьям относятся, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, бросают детей, запугивают, не создают нормальные условия для их жизни.

В трудностях поведения детей, часто окликаются проблемы самих родителей. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у которого есть проблемы с ребенком чаще всего это трудный ребенок, сами в детстве страдали от конфликтных ситуаций со своими же родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что родительское поведение непроизвольно отложится в психике ребенка. Это может произойти, как и в дошкольном так и младше школьном возрасте, и, как правило, неосознанно.

Причины этого могут быть разными. Но самыми главными бывают:

  1. Невыносимые условия для жизни, нехватка финансов, что приводит к духовному и физическому воспитанию. Так как родители заняты поисками средств, для существования.
  2. Исчезает взаимосвязь с родителями и детьми, не могут найти общий язык. Родители часто употребляют своей силой и стараются повлиять на ребенка физически. Это же приводит к тому, что у детей появляется: детская агрессия, замкнутость, отчужденность. После этого воспитания у ребенка появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводит к жестокому обращению с младшими школьниками, что является плохим примером для подражания. Нередко ребенок становится таким как его родители.

Таким образом, факторы, которые влияют на появление неблагополучных семей, влияют материальные и педагогические несостоятельности, плохой психологический климат. В семьях где нарушено адекватное поведение, взаимосвязи, делятся на категории неблагополучных семей, к ним относятся:

  1. Конфликтные семьи - это те семьи где родители с детьми постоянно ругаются, не умеют контролировать себя в обществе, не могут найти компромиссы, где они воспитывают своих детей при помощи ругательств и рукоприкладства.
  2. Аморальные семьи – это те семьи, которые находятся в наркотическом опьянение, или же злоупотребляют спиртными напитками. Данные семьи не знают что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают своих детей В данных семьях родители не занимаются воспитанием и не обеспечиваю необходимые условия для жизни.
  3. Проблемные семьи – это те семьи, где взрослые не умеют воспитывать ребенка. Где родители потеряли авторитет или же слишком опекают свое чадо. Всё это дальше сказывается на неустроенности ребенка в жизни.
  4. Кризисные семьи – к данным семьям можно отнести несколько факторов, это те семьи, где произошел развод, смерть, трудный – подросток, так же можно отнести проблемы с финансами или же с работой. Когда эти семьи переживают кризис, семьи восстанавливаются и продолжают жить нормальной жизнью.
  5. Антисоциальные семьи. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил [1].

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание. Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически.

Характеристики неблагополучных семей неутешительны, поэтому необходимо обратить на них внимание и, если не поздно, помочь выбраться из данной ситуации.

В научных работах В.Г.Бочаровой «Педагогика социальной работы» содержится попытка дать понятие социального благополучия. В частности, автор говорит, что социальное благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов, служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и другие нужды [6. C 16].

Думается, что социальное благополучие семьи можно рассматривать как процесс получения социальных благ и как его результат, выражающийся в определенном уровне и качестве жизни. При этом под социальным благом следует понимать все то, что позволяет поддерживать необходимый уровень и качество жизни через удовлетворение потребностей[1].

В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

М.А.Галагузова охарактеризовала неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом. Она выдвигала что в любой из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, родители не справляются с воспитание ребенка, снижаются адаптивные способности к существованию. Воспитание ребенка протекает с трудностями, медленно и безрезультатно[2].

Т.И. Шульга под неблагополучной семьей понимает «семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [5] .

П.Д. Павленок выделяет, что неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху [4] .

Г.Г. Зайдуллина полагает, что понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами – школой, училищем, производством, досуговыми и другими учреждениями [6. C 44].

Таким образом, из анализа подходов к классификации неблагополучных семей видно, что характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, многообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условий для нормального развития и т.д. Такая семья не в силах сама решить проблемы воспитания и социализации детей. Родителям необходима конструктивная и регулярная помощь, которую можно реализовать через социально-педагогическую деятельность.



Список литературы:

  1. Антонова А. И. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. -2-е изд. – М., 2005
  2. Галагузовой М.А. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. – М., 2008
  3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005
  4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
  5. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2009
  6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 2003


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: