» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Белова Капитолина Леонидовна , студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социоигровая деятельность в старшем дошкольном возрасте

Статья просмотрена: 1037 раз
Дата публикации: 17.03.2018

СОЦИОИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Белова Капитолина Леонидовна

студент

ПИ ИГУ, г. Иркутск

 

Аннотация. Авторы данной статьи отмечают, что социоигровая деятельность имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем.

Ключевые слова: социоигровая деятельность, старший дошкольный возраст.

           

Актуальность: Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления совместных форм на протяжении дошкольного периода [4, с. 170].

Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так, в исследованиях Л А- Венгера, А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко, НА Коротковой, Р.И. Жуковской. PC. Бурс и др. показана роль различных видов игр в социализации ребенка, его психическом развитии и социально-нравственном становлении. А.П. Усова, ТА. Релина, АЛ. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольников, в развитии «детского общества. В работах Л.В. Артемовой показаны общественные мотивы поведения в игре, а в исследованиях В.В. Абраменковой выделены особенности использования игры для развития гуманистической направленности личности ребенка [3, с. 17].

Сущность социоигрового стиля работы основатели В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко определили  так:  «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».  Большинство современных программ, педагогических технологий, методик направлено на организацию коллективной деятельности детей. Многие педагоги-практики пробуют использовать в организации работы с детьми микрогруппы, подгруппы, называя их «команда», «группа», «бригада» и т.п.  Авторы социоигровой технологии одним из наиболее рациональных способов организации жизни детей представляют работу в малых группах – компаниях, что делает данную технологию еще привлекательней [2, с. 44].

Необходимость использования игр в усвоении программного материала  настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.  Игра стимулирует познавательные интересы ребенка, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность детям самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.  Практическое использование социоигрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию не только коммуникативных навыков, но идет на пользу общему развитию ребенка.  Взаимное приспосабливание приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.   

 Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов (авторы) видят сущность социоигровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности [1, с. 47].

            Основная цель социоигровой технологии - организация самостоятельной деятельности детей, которой  ребенок хочет заниматься и в которой он  делает, слушает, смотрит и говорит.  Именно эти четыре компонента являются главными составляющими самостоятельной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.

Д.Б. Эльконин так писал о значении игры: «...возникает новая психологическая форма мотивов... происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» [5, с. 46-48].

Согласно теории Э. Гуссерля, необходимо рассмотреть игру как явление и выделить ее основные признаки и «только те, которые действительно проявляют себя в самом этом восприятии» [6, с. 320].

ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

В формировании игры можно выделить три основных этапа: 1) усвоение условных действий с игрушками и предметами – заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3) усвоение способов построения сюжета.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Важно также сформировать у детей умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2–3 роли.

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Взрослый учит фантазировать, воображать.

К пяти годам дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбирать тему игры, создавать предметно- игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.

У старших дошкольников совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр с постройками. Творческая игра, отмечала Д.В. Менджерицкая, должна входить в плановую педагогическую работу как одно из важнейших средств коммуникативного воспитания.

Известно, что сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, приобретенных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач.

На формирование коллективной игры существенно влияет развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. А.П. Усова писала, что в играх детей отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство личности играющих.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сказать, что социоигровые педагогические технологии оказываются бесценными в решении задач в области социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей.

 



Список литературы:

  1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада / СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, - 2008. – 44 с.
  2. Социоигровая педагогика в детском саду. Из опыта работы воспитателей. В.А. Букатов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  3. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. – М.: Астрель, 2003.
  5. Элькинова, Л.И. Психическое развитие в ролевой игре – когда оно происходит? / Л.И. Элькинова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2009. - №2. – С. 46-48.
  6. Hughes B. Evolutionary Playwork and Reflective Analytic Practice. L.: Routledge, 2001. 320 p.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: