» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Белова Капитолина Леонидовна , студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социоигровая деятельность в старшем дошкольном возрасте
Дата публикации: 17.03.2018
СОЦИОИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Белова Капитолина Леонидовна
студент
ПИ ИГУ, г. Иркутск
Аннотация. Авторы
данной статьи отмечают, что социоигровая деятельность
имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое
положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить
активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об
окружающем.
Ключевые слова: социоигровая деятельность, старший дошкольный возраст.
Актуальность:
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является
уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое
культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического
развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей
участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью
дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью
которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Игра
со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной
деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала
возможно лишь при условии понимания как специфических
особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления
совместных форм на протяжении дошкольного периода [4, с. 170].
Традиционно
подчеркивалось прежде всего воспитательное,
образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в
дошкольном возрасте. Так, в исследованиях Л А- Венгера, А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко,
НА Коротковой, Р.И. Жуковской. PC. Бурс и др. показана роль различных видов игр
в социализации ребенка, его психическом развитии и социально-нравственном
становлении. А.П. Усова, ТА. Релина, АЛ. Рояк определили значение игры в становлении коллективных
взаимоотношений дошкольников, в развитии «детского общества. В работах Л.В.
Артемовой показаны общественные мотивы поведения в игре, а в исследованиях В.В.
Абраменковой выделены особенности использования игры для развития
гуманистической направленности личности ребенка [3, с. 17].
Сущность
социоигрового стиля работы основатели В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко
определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их
участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в
результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Большинство современных программ, педагогических технологий, методик
направлено на организацию коллективной деятельности детей. Многие
педагоги-практики пробуют использовать в организации работы с детьми микрогруппы, подгруппы, называя их «команда», «группа»,
«бригада» и т.п. Авторы социоигровой технологии одним из наиболее рациональных
способов организации жизни детей представляют работу в малых группах –
компаниях, что делает данную технологию еще привлекательней [2, с. 44].
Необходимость
использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в
доказательствах. Игра стимулирует познавательные интересы
ребенка, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность
детям самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит
общения. Практическое использование социоигрового стиля в разных видах деятельности способствует
развитию не только коммуникативных навыков, но идет на пользу общему развитию
ребенка. Взаимное приспосабливание
приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг
с другом.
Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов
(авторы) видят сущность социоигровых подходов в
усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения
их собственной личности [1, с. 47].
Основная цель социоигровой
технологии - организация
самостоятельной деятельности детей, которой ребенок хочет
заниматься и в которой он делает,
слушает, смотрит и говорит.
Именно эти четыре компонента являются главными составляющими
самостоятельной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует
систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все
условия для этого ему создаёт воспитатель. Социоигровая
технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми,
при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.
Д.Б. Эльконин
так писал о значении игры: «...возникает новая психологическая форма мотивов...
происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно
окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных
намерений, стоящих на грани сознательности» [5, с. 46-48].
Согласно теории Э. Гуссерля, необходимо рассмотреть игру как явление и
выделить ее основные признаки и «только те, которые действительно проявляют
себя в самом этом восприятии» [6, с. 320].
ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего»,
многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором
дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.
В формировании игры можно выделить три
основных этапа: 1) усвоение условных действий с игрушками и предметами –
заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и
взаимодействий); 3) усвоение способов построения сюжета.
На первом этапе взрослый, руководя игрой,
делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает
ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в
передаче детям способов ролевого поведения. Важно также сформировать у детей
умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2–3 роли.
На третьем этапе в качестве основной стоит
педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Взрослый
учит фантазировать, воображать.
К пяти годам дошкольники при правильном
педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного
опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбирать
тему игры, создавать предметно- игровую среду, выполнять соответствующие
игровые действия и правила поведения.
У старших дошкольников совершенствуется
умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр с постройками.
Творческая игра, отмечала Д.В. Менджерицкая,
должна входить в плановую педагогическую работу как одно из важнейших средств
коммуникативного воспитания.
Известно, что сюжеты детских игр
самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также
знаний, приобретенных на занятиях, при чтении литературных произведений,
сказок, при просмотре детских телевизионных передач.
На формирование коллективной игры
существенно влияет развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
А.П. Усова писала, что в играх детей отражаются их общее развитие и
культура. Яркость и красочность содержания, богатство личности играющих.
Подводя итог всего
вышесказанного, можно сказать, что социоигровые
педагогические технологии оказываются бесценными в решении задач в области
социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом
общении со сверстниками. Социоигровая технология
ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором
принуждение уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии
воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с
двигательной активностью детей.
Список литературы:
- А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада / СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, - 2008. – 44 с.
- Социоигровая педагогика в детском саду. Из опыта работы воспитателей. В.А. Букатов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
- Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006.
- Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. – М.: Астрель, 2003.
- Элькинова, Л.И. Психическое развитие в ролевой игре – когда оно происходит? / Л.И. Элькинова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2009. - №2. – С. 46-48.
- Hughes B. Evolutionary Playwork and Reflective Analytic Practice. L.: Routledge, 2001. 320 p.
Комментарии: