» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Нестеренко Александр Михайлович, нет
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Психологическая безопасность личности тревожного дошкольника в период адаптации к ДОУ

Статья просмотрена: 960 раз
Дата публикации: 10.03.2018

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ТРЕВОЖНОГО ДОШКОЛЬНИКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

Нестеренко Александр Михайлович

студент

филиал Ставропольского государственного педагогического института, г. Ессентуки

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме тревожности с позиции ее влияния на психологическую безопасность дошкольников. Особое внимание уделено сущности и причинам возникновения тревожности у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. Материалы могут использоваться в работе практических психологов, дефектологов, воспитателей детских садов и социальных педагогов.

Ключевые слова: психологическая безопасность; тревожность; адаптация.

 

Проблема тревожности является достаточно обширной и многогранной. Изучением данной проблемы занимались как зарубежные (З. Фрейд, В. Райх, К. Хорни, Ф. Перлз, А. Фрейд и др.), так и отечественные (А.М. Прихожан, В.Р. Кисловская, И.А. Мусина и др.)  психологи. Необходимо заметить, что большинство научных трудов посвящены изучению тревожности у подростков и взрослых людей. Исследования тревожности и ее коррекции у детей дошкольного возраста достаточно редки и имеют разрозненный характер. Этот факт определяет отсутствие своевременной квалифицированной помощи тревожным дошкольникам, что может привести к возникновению ряда психологических трудностей (дезорганизация продуктивной и интеллектуальной деятельности, нарушение поведения, возникновение неврозов и т.д.). Соответственно, изучение сущности и причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста, а также их влияния на психологическую безопасность личности [2, 5, 11] в условиях адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) представляется достаточно актуальным.

Дошкольный возраст отхватывает период от 3 до 6-7 лет и сопровождается переходом ребенка от домашнего воспитания к нахождению в первом в его жизни внесемейном институте – воспитательном учреждении. Период адаптации к условиям ДОУ характеризуется существенными личностными изменениями, которые проявляются в его деятельности, режиме дня и т.д. Процесс социальной адаптации присущ каждому человеку, т.к. любой социальный континуум требует адекватных форм поведения, базирующихся на сформированных морально-этических нормах того или иного общества. Социальная адаптация рассматривается как один из этапов социализации человека – процесса овладения системой знаний, образцов поведения, установок, ценностей и норм, культивируемых конкретным обществом.

В дошкольном возрасте проходит основной этап социализации человека, которому характерно формирование базиса личности, основ человеческой культуры, нравственности и т.д. Однако ее процесс в дошкольном возрасте характеризуется недостаточным объемом социального опыта и несформированной психологической готовности ребенка. В процессе адаптационного периода данные обстоятельства вызывают у дошкольника нервно-эмоциональное состояние напряженности, которое оказывает свое негативное влияние на психологическую безопасность личности, что, как показано в ряде исследований [8, 10, 14], продуцирует многочисленные негативные изменения как на уровне отдельных психических структур, так и на уровне личности и поведения человека в целом.

Основным маркером нарушения психологической безопасности личности выступает возникновение у субъекта тревоги [1, 7, 12]. Анализ терминологической дифференциации позволил нам определить тревогу в качестве эмоционального состояния внутреннего беспокойства, проявляющегося в ожидании неосознаваемой угрозы. Склонность человека к переживанию тревоги может перейти на личностный уровень и проявиться в формировании личностной тревожности. Тревога проявляется на трех уровнях человеческой организации: физиологическом, эмоционально-когнитивном и поведенческом. У детей дошкольного возраста наиболее выражены именно поведенческие проявления тревоги.

Тревога условно подразделяется на нормальную и патологическую. Возможно и дальнейшее деление тревоги на множество разновидностей (невротическая, ситуативная и др.). Несмотря на это, большинство исследователей рассматривают тревогу как единое явление, которое принимает патологический характер при чрезмерной интенсивности эмоционального напряжения. Как правило, субъективное переживание тревоги оценивается как негативное явление, но необходимо заметить, что тревога может оказывать и положительное влияние на человека. С пониманием этого обстоятельства связано выделение мобилизующей и дезорганизующей тревоги: первая является дополнительным побуждением к деятельности, а вторая – снижает эффективность деятельности, вплоть до ее прекращения.

Понятие тревоги тесно связано с понятием стресса, который является одним из видов эмоционального состояния и при этом социальным и психофизиологическим явлением. В силу своей неустойчивости при благоприятных условиях стресс может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в нервно-эмоциональное состояние напряженности, которому присуще снижение работоспособности и эффективности функционирования органов и систем, а также истощение энергетических ресурсов. В своих исследованиях Г. Селье сделал вывод о том, что на разные неблагоприятные воздействия организм человека отвечает общей комплексной защитной реакцией вне зависимости от раздражителя, а не только конкретной защитной реакцией для каждого воздействия. Г. Селье описал определенные процессы, которые проходят в промежутке между воздействием и реакцией организма на раздражитель. Эти процессы являются доказательством того, что для любого адаптационного периода характерны стадии стресса. Как и в случае с тревогой, стресс, не может рассматриваться только как негативное явление. При умеренном стрессе наблюдается положительное влияние на психические процессы и свойства личности. Существует и отрицательное проявление стресса, которое приводит к демобилизации систем организма – дистресс. Итак, стресс, как правило, возникает в ситуациях, когда организму необходимо приспособиться к незнакомым для него условиям, т.е. стресс напрямую связан с процессом адаптации и потребностью в восстановлении безопасности [3, 6].

Вопрос о причинах возникновения тревожности у дошкольников в настоящее время остается открытым. Механизм формирования тревожности как устойчивого свойства личности заключается в том, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокую степень тревоги, у человека создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. В настоящее время, большинством исследователей используется биосоциальный подход в изучении причин возникновения тревожности, который основным фактором формирования тревожности относит особенности высшей нервной деятельности.

Наряду с этим, тревожность связывается и с действием социальных факторов, которые наиболее изучаемы в контексте адаптации детей к ДОУ.

К основным причинам ее появления относится нарушение детско-родительских отношений, в частности, тревожность родителей, которая проявляется по отношению к ребенку как в гипоопеке (эмоциональная холодность, отвержение ребенка, полное отсутствие контроля и т.п.), так и в гиперопеке (постоянные запреты, ограничения и т.п.). К социально-психологическим семейным факторам, влияющим на формирование тревожности у дошкольника, относят непосильно завышенные требования к ребенку, а также неудовлетворенность родителей своим материальным положением, личными отношениями, работой и уровнем жизни в целом. Смена социальных отношений может стать причиной развития тревожности у дошкольника. Достаточно большое количество времени ребенок проводит в ДОУ и его взаимоотношения с воспитателями играют немаловажную роль. Некорректное поведение воспитателей (непоследовательность предъявляемых требований, авторитарный стиль общения и т.п.) оказывает значительное влияние на формирование тревожности у ребенка в период адаптации к ДОУ. Еще одним немаловажным социальным фактором, влияющим на формирование тревожности у ребенка, являются взаимоотношения со сверстниками. Сверстники могут дразнить, отнимать игрушки или всячески перестают контактировать с ребенком в период адаптации. Дошкольник, по отношению к которому направлена негативная реакция, оценивает такую группу как ненадежную, отвергающую, доминантную, что в свою очередь является показателем дезадаптации.

Очевидно, что ребенок, переживающий трудности адаптации, связанные с возникновением тревожности, требует помощи в восстановлении психологической безопасности его личности. На сегодняшний день предложены различные пути и средства обеспечения данного психологического образования [4, 9, 13, 15]. Вместе с тем, они, преимущественно ориентированы на старшие возрастные группы. Однако, как нам представляется, допустима их адаптация к особенностям детей дошкольного возраста.

Таким образом, тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, может выступать дезадаптивным моментом, препятствующим развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы личности, а также становлению эмоционально-личностных образований. Дети дошкольного возраста особенно подвержены данному явлению, т.к. дошкольный возраст требует адаптации к ДОУ, сопровождающейся фрустрацией у него потребности в защищенности, надежности со стороны ближайшего окружения. В силу возрастных особенностей, тревожность у дошкольников еще не является устойчивой чертой личности, ее высокая интенсивность и периодичность ее проявлений могут привести к широкому спектру нарушений. В силу того, что на данном возрастном этапе личность еще находится на стадии формирования, длительное состояние тревоги оказывает свое значительное влияние на развитие психической структуры ребенка, а, в конечном счете, может привести к нарушению формирования личности в целом. Серьезность такого рода последствий требует разработки практик восстановления и поддержания психологической безопасности личности тревожных дошкольников в период адаптации к ДОУ.

 



Список литературы:

  1. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2009. № 12. С. 23-31.
  2. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 2005. № 40. С. 145-153.
  3. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. Пятигорск, 2010. 268 с.
  4. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 4. С. 1.
  5. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ТРТУ. 2006. Т. 68. № 13. С. 299-305.
  6. Краснянская Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 350-354.
  7. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность. Пятигорск, 2011. 328 с.
  8. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 25-33.
  9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166.
  10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Конструирование мифов безопасности в политическом сознании студенческой молодёжи // Национальная безопасность / nota bene. 2017. № 4. С.71-87.
  11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. №4. С.26-30.
  12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Education Sciences and Psychology. 2017. №2 (44). С. 73-81.
  13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т.62. №6. С.203-215.
  14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности пенсионера в условиях социального выбора // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта ім. Янкі Купалы. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2018. Т. 8. №1. С. 144-154.
  15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73-82.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: