» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Пронина Екатерина Валерьевна , магистрант
Рубрика: Искусствоведение
Название статьи: «Не продавайте мой портрет…» (К атрибуции портрета К. Рейхеля «Портрет неизвестной молодой женщины у фортепьяно»)

Статья просмотрена: 907 раз
Дата публикации: 02.03.2018

«НЕ ПРОДАВАЙТЕ МОЙ ПОРТРЕТ…»

(К АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА К. РЕЙХЕЛЯ «ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ У ФОРТЕПЬЯНО»)

Пронина Екатерина Валерьевна

магистрант

РГГУ, г.Москва

Не продавайте мой портрет!
Я лишь для вас и для искусства,
порою обнажала чувства…
и взгляд светился нежной грустью…
Лишь вам я свой дарила свет…

Не продавайте мой портрет!
Да, вы дарить не обещали,
лишь улыбались и молчали…
Но можно ли продать печали,
продать души моей секрет?

Прошу, сожгите мой портрет!
Отдайте даром в галерею,
о большем я просить не смею…
О, нет, я не себя жалею…
Не продавайте мой портрет! (романс)

И. Каховская-Калитина

 

Среди множества портретов неизвестных мое внимание привлекло полотно кисти К.Ф. Рейхеля «Портрет неизвестной молодой женщины у фортепьяно»[1] которое хранится в Государственном Русском Музее (далее, ГРМ – Е. П.). На нем изображена неизвестная молодая девушка лет 20-25 с дорогой шалью у музыкального инструмента.

Обратимся к каталогу ГРМ. В нем сообщается совсем мизерная информация по портрету. Полотно поступило из Ленинградского губернского отдела народного образования в 1924 году. Оттуда же поступило еще несколько работ художника. Таким образом, можно заметить, что история полотна совсем неизвестна.

Атрибутор, обратив внимание на ноты на пюпитре фортепьяно, ссылается на то, что на них написано. А указано там, что: «Les Papillons Rondo pour le Piano-Forte composé et dédié  à Mademoiselle Delia Dudor par D. Steibelt gravé chez F. A. Dittmar à St Petersbourg»[2].  На долгие годы эта ошибка играла злую шутку с музеем, ведь в каталоге подчеркивается, что информации о Делии Дюдор найти не удалось. Впрочем это не удивительно ведь такой женщины не существует.

Так кому же посвящены "Бабочки"? Даниэль Готлиб Штейбельт (1765-1823) - немецкий пианист и композитор, живший в России с 1809 года[3]. Будучи в еще в Париже, в 1807 он познакомился с Делией Тюдор Стюарт,  американкой, приехавшей в Париж с надеждой найти богатого мужа.

 Именно ей посвящено это произведение, очевидно в знак признания ее таланта (она слыла талантливой пианисткой - Е.П.).

Что же касается Карла Яковлевича Рейхеля, то он писал многих известных (и не очень – Е.П.) особ. Среди них поясные портреты В.Ф. Вяземской и сестры декабристов Шиповых. Среди его работ не встречается ни одного портрета иностранца. В 1813 году Рейхель был молодым и еще не достаточно известным художником. Хотя уже в это годы виден его талант.  

Теперь поговорим о возможной изображенной. Так как я давно занимаюсь декабристом М.С. Луниным и по иронии судьбы в нашем семейном архиве (семейства Голостеновых – Е.П.) отложилось фото его правнучатых племянников (с их матерью дружила тетя моей прабабушки[4], пианистка М.А. Станкевич[5] – Е.П.), не составило особого труда сделать свое предположение о портретируемой.

Хорошо известно, что Екатерина Уварова была ученицей Д. Штейбельта[6]. Так например в Дамском журнале издатель князь Шаликов вспоминал:  «…7 декабря 1824 года К.С.Уварова исполняла Большое рондо Штейбельта в Москве в концерте, устроенных в пользу пострадавших от наводнения.» [7]

Без сомнения в репертуаре столь хорошей пианистки были и произведения ее учителя, Штейбельта[8].  Не приходится сомневаться в том, что на портрете запросто может быть изображена ученица Штейбельта. Вдобавок нам действительно не известны больше имена ни одной из его учениц ввиду скудного исследования биографии композитора. А портрет сохранился и вовсе у одной Уваровой.

Я обратилась в Русский Музей. Они весьма настороженно (у меня нет пока ученой степени -  Е.П.) приняли в работу мою версию и дали задание отыскать репродукцию портрета Уваровой, с которой была напечатана статья в 1973 году в журнале «Наука и жизнь» к.и.н. Э.А. Павлюченко.

Мне посоветовали так же отыскать пианистку Анну Петрову-Форстер [9]  которая публиковала данную репродукцию на своем диске. Она исполняет произведения Д. Штейбельта. Предложив ей свою версию по изображенной мы стали рассуждать о вероятности данного предположения. В ходе разговора Анна высказала мне несколько мыслей которые я описала в статье от 28.02.2018 вышедшей в г. Инжавино Тамбовской области. К сожалению, моя статья составлялась на скорую руку и упомянуть об этом я забыла. Более развернутые рассуждения я собираюсь привести чуть позже.

Если говорить о визуальном сличении портретируемых, то можно отметить, что у Делии Тюдор весьма высокий подбородок и близко посажены к носу глаза. Иной овал лица. У Уваровой же напротив все идентично вплоть до изгиба бровей.

Вполне возможно, что художник сознательно исказил имя, оно не было важным в данном портрете. Более вероятно, что само произведение Штейбельта «Бабочки» дополняло общую картину девичьего портрета.

Мне предстоит еще сделать некоторые уточнения для подкрепления данной версии, но лично у меня нет сомнений в ее тождественности. Об этом портрете так же написал исследователь А.В. Смирнов[10]. Он считает, что на портрете изображена Делия Тюдор Стюарт. В это трудно поверить, ведь американка никогда не была в России. Но будущее покажет, какая версия больше соответствует истине.

 



Список литературы:

  1. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII – начало XX века. Каталог. Л., 1980.С. 243.
  2. Рондо «Бабочки» для фортепиано, сочиненное и посвященное мадемуазель Дюдор Д. Штейбельтом. Гравировано у Ф. А. Дитмара в Петербурге»
  3. Золотницкая Л. М. Даниэль Штейбельт: в тени Бетховена, между Наполеоном и Россией (2011)
  4. Клавдия Ивановна Голостенова в замужестве Зюлькова (1896-1978)
  5. Мария Алексеевна Станкевич (1867-1922), урожденная Голостенова, пианистка
  6. Сестра декабриста М.С.Лунина, как и брат ее, с детства проявила незаурядный музыкальный талант и обучалась фортепьянной игре у известного пианиста, композитора и педагога Штейбельта. Верстовский сообщал: Вчера музыкальные у К.С.Уваровой, женщины вполне романтической; любит музыку до сумашествия.. Книга о А.С. Даргомыжском с. 161
  7. Дамский журнал 1825 г. ч. IX № 1, январь
  8. Русское фортепьянное искусство стр.280 изд.1961 г.
  9. А. Петрова-Форстер. Три портрета или Загадка К. Рейхеля - https://www.academia.edu
  10. А.В. Смирнов. Музыка, звучащая с картин: находки и атрибуция. - https://www.academia.edu


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: