» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Чукштайкина Анна Александровна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование отношения студентов к здоровому образу жизни в условиях вуза

Статья просмотрена: 571 раз
Дата публикации: 21.02.2018

УДК  378:796.02.2:613.4

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Чукштайкина Анна Александровна, студентка 4 курса

Зотин В. В., ст. преподаватель

институт: инженерно-экономический Сибирский государственный университет

науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Россия г. Красноярск

 

Аннотация. В статье дается анализ современного состояния физической культуры среди молодежи. Сделаны выводы о том, что не смотря на активную пропаганду здорового образа жизни и несколько большую увлеченность молодежи в физическую культуру, в этой сфере преобладает бессистемность и отсутствие серьезного желания у молодых людей заниматься физической культурой.

Ключевые слова: молодежь, студенты, физическая культура

 

Современная образовательная система подразумевает формирование всесторонне развитой личности выпускника, в том числе с физической стороны. Это связано с тем, что проблема сохранения здоровья значима на общенациональном и государственном уровнях, поскольку от уровня здоровья студентов находятся в зависимости перспективы развития государства, его трудовой потенциал, благосостояние её населения, социально-психологическая защищенность.

Вместе с этим, молодежь показывает неготовность к серьезным занятием физической культурой. Среди населения, в том числе молодого, преобладает гиподинамия, часто связанная с чрезмерным использованием техники (компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.д.). 

Поэтому неудивительно, что результаты научных исследований за последнее десятилетие показывают значительные негативные перемены в состоянии здоровья студентов, в том числе: нарушения позвоночника, мышц, зрения, ожирение и т.д. Нарушения здоровья в значимой степени определяются воздействием других поведенческих факторов риска, помимо малой активности: курения, употребления алкоголя и наркотиков и др. Появилась необходимость в укреплении и охране здоровья молодого поколения в условиях современной образовательной среды.

Физическая культура выступает многомерным явлением, которое поддерживает опыт сохранения и поддержания здоровья человека. Вместе с этим действительность, которая связана с ухудшением экологии, кризисностью современного мира, определяет новые перспективы данной научной отрасли. Представление о физической культуре, с одной стороны, косвенно связано с содержанием физиологических, биологических исследований, а с другой – с психолого-педагогической проблематичностью понятий здоровья и здорового образа жизни.

Физическая культура должна в этом случае стать инструментом воспитания человека, поскольку только человек, который сочетает в себе духовность и серьезное отношение к своему здоровью, телу, может качественно улучшить генофонд нации.

Однако занятия физкультурой и спортом, хоть и являются модным трендом последние годы, носят эпизодический характер. Повсеместно выросшие фитнес-клубы, «качалки» используются молодежью в большинстве случаев не с целью формирования навыков здорового образа жизни, а чаще для того, чтобы «сбросить лишний вес», «немного подкачаться».

Пропаганда здорового образа жизни за последние годы принесла свои позитивные результаты. При этом в физическом воспитании молодежи нет системности, которая дала бы возможность взглянуть на проблему физической культуры, физического воспитания и физического образования как на составную часть проблемы национальной безопасности.

В высшем учебном заведении, несмотря на выделение физкультуры в пятерку ведущих дисциплин, ей отведено место в вариативной части, и 328 часов полноценных практических занятий теряют свою актуальность и значимость.

А ведь именно в процессе занятий физической культурой закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска, вырабатывается смелость, сила, быстрота, осмотрительность и умение не сдаваться.

Здоровый образ жизни представляет собой продукт деятельности человека, его мировоззрения и ценностей.

В связи с этим исследование практики организации физической подготовки, сдача норм ГТО, школьников, студентов, граждан России в последнее время является актуальным в психолого-педагогическом ракурсе (З.И. Тюмасева, А.И. Федоров и др.) [6; 7].

С учетом данной проблемы, следует отметить следующие противоречия:

-                   между потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и недостатком корректной педагогической стратегии, которая направлена на формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

-                   между необходимостью научного обоснования понятия «здоровье как индивидуализированная ценность» для осознания его важности в физической подготовке к сдаче норм ГТО;

-                   между увеличивающимся осознанием педагогическим сообществом необходимости сохранения и укрепления здоровья и недостаточной разработанностью методического обеспечения формирования у студентов ценностного отношения к здоровью в процессе изучения ими физической культуры.

Анализ последних публикаций по проблеме исследования показал, что проблема формирования физической культуры студентов является сложной и противоречивой. С одной стороны, это непонимание важности физического воспитания и спорта самими учениками.

Так, в исследованиях СМ. Королева предоставляет данные о выполнении трех стандартов физической подготовки (потянув за перекладину на 100 м и 1 км) призывников нового призыва, то есть вчерашних учеников. Таким образом, из 74 новобранцев для «хороших» и «отличных» управляли всего 11 человек, а 33 новобранца вообще не справлялись. Наименьшими результатами были оценки выносливости - бег на 1 км [4]. Исследователь отмечает прямую связь между физической подготовкой молодежи и пониманием гражданского долга, отношения к Родине. Например, только 12 человек оценивают необходимость военной службы в качестве своей гражданской обязанности, а 19 предметов прошли обучение на службе. Кроме того, следует отметить, что на фоне нежелания служить в армии, двигательная активность молодых людей уменьшается, сопротивление психостату и неопределенность возникают в возникновении чрезвычайных ситуаций. Проведенные исследования свидетельствуют об отношении к физической культуре в обществе в целом.

63% респондентов не связывают свое отношение к физической культуре и спорту с гражданством, своей гражданской позицией, но студенты, которые считают физическую культуру и спорт как жизненно важную потребность, имеют более высокий уровень личной ответственности, есть явно региональный патриотизм. В то же время группа студентов с отрицательным отношением к физической культуре и спорту демонстрирует передачу ответственности, низкий уровень святости и региональный патриотизм [4; 6].

С другой стороны, это ухудшение здоровья современной молодежи. Таким образом, T.A. Бережнова Н.П. Мамчик, О.В. Клепиков отмечает ухудшение здоровья студентов во время учебы в университете [2, c. 392]: если в 1 курсе соматических заболеваний страдают 23-30% студентов, то в прошлом году их число увеличивается в 2,5 раза. Наиболее распространенными являются заболевания органов пищеварения, а также оценены заболеваний опорно-двигательного аппарата. М.Т. Зеленина, А.Б. Коротков, С.Б. Короткова считает, что основным критерием здоровья человека является выносливость, которая определяется эффективностью кардиореспираторной системы [3, c. 339].

Результаты исследований, проведенных учеными, свидетельствуют о снижении выносливости у юношей и девушек [4].

Еще одна трудность заключается в отсутствии мотивации к формированию здорового образа жизни, красивого тела среди самих учеников. Между тем, государственные документы об образовании ставят задачу формирования у молодых россиян ценностного отношения к здоровому образу жизни. По словам Н.А. Красноперова, факторами формирования позитивной мотивации к здоровому образу жизни являются знания о здоровье и способах его сохранения, формирование внутренней картины здорового образа жизни и ценностное отношение к ней [5, c. 124].

При этом ключевое место в формировании ЗОЖ занимает физическая культура. Как было отмечено выше, до 30% первокурсников имеют низкие показатели здоровья, что объясняет рост заболеваемости и подверженности вирусным инфекциям среди студенческой молодежи в осенне-зимний период. Кроме того, проведенный среди первокурсников опрос выявил большое количество студентов с вредными привычками.

И, наконец, проблема педагогического мастерства. В работах преподавателей физической культуры поднимается вопрос о нежелании студентов заниматься, избегании ими занятий.

Системная модель формирования физической культуры студенческой молодежи включает три составляющие:

-                   когнитивная – содержит знания и установки относительно занятий физической культурой и спортом и роли физической культуры в жизни человека;

-                   мотивационная – включает мотивы занятий физической культурой и спортом, их направленность (внешние или внутренние, нормативные или девиантные), их устойчивость;

-                   поведенческая – характеризуется конкретными действиями: систематичностью посещений занятий физической культурой, спортивных секций, самостоятельными занятиями.

Анализ работ, посвященных внедрению ВФСК ГТО в образовательных организациях показал, что рассматриваемая проблема является актуальной и многогранной.

Выявив особенности и психофизический потенциал студентов, можно объективно оценить степень готовности к сдаче норм ГТО, а впоследствии сформировать оптимальную систему подготовки к успешному прохождению тестирования.

На сегодняшний день, только 25-30% обучающихся вуза имеют двигательный режим, который позволяет выполнять нормативы. Таким образом, следует менять систему мотивации к занятию спортом, повысить интерес к физкультуре у студентов.

О.В. Байгужина, П.А. Байгужин рекомендовали интегрировать оценку здоровья студентов и результаты тестирования в общую балльно-рейтинговую систему оценки освоения образовательной программы [1, c. 16], иными словами приравнять результаты сдачи норм ГТО к результатам обучения по основным предметам и признать их обязательными для всех учащихся.

Таким образом, реализовав принципы, которые находятся в основе комплекса ГТО, можно достичь целей, поставленных перед системой воспитания, которую необходимо сформировать. К этим принципам относятся: добровольность участия, ориентация на личностный рост и оздоровление, обязательность медконтроля, учет региональных особенностей, традиций народностей, проживающих в Российской Федерации, а также доступность. Особая роль в реализации данной проблемы должна отводиться преподавателю, от которого во многом зависит физическое развитие школьников, отношение к здоровью будущих абитуриентов.

 



Список литературы:

  1. Байгужина, О.В. Балльно-рейтинговая система оценивания подготовленности студентов педагогического вуза по дисциплине «Физическая культура» / О.В. Байгужина, П.А. Байгужин // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: Матер. Всерос. науч.- практич. конф. с междунар. участием. - Челябинск: ЧГПУ, 2014 . - С. 14-17.
  2. Бережнова Т.А. Анализ состояния здоровья взрослого населения г. Воронежа / Т.А. Бережнова, Н.П. Мамчик, О.В. Клепиков // Журнал теоретической и практической медицины. - Москва, 2010. - Т. 8, № 3. - С. 391-393.
  3. Зеленина М.Т. Сравнительная оценка некоторых показателей выносливости у студентов медицинского вуза / М.Т. Зеленина, А.Б. Коротков, С.Б. Короткова: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. - С. 338-343.
  4. Королев С.М. Значимость физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания / С.М. Королев - [Режим доступа] - Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/270/3239
  5. Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента // Теория и практика физической культуры. 2005. - № 6. - С. 124-135.
  6. Тюмасева, З.И. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, ГВ. Валеева, Е.С. Гладкая; под науч. ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 290 с.
  7. Федоров, А.И. Отношение студентов к здоровью: поведенческие риски в аспекте социологического анализа / А.И. Федоров, И.Н. Алешин, И.П. Сивохин, Н.Б. Мамиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 26-28.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: