» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Теоретическое обоснование необходимости подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми группы риска

Статья просмотрена: 509 раз
Дата публикации: 21.02.2018

УДК 37.07

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Митькина Евгения Павловна

магистрант

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема подготовки педагогов дошкольной образовательной организации работе с детьми группы риска. Автором представлен план организации постоянно действующего семинара по работе с педагогами.

Ключевые слова: обучение, педагог, дети группы риска, дошкольная образовательная организация.

 

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в общественной жизни человека и связаны они, в первую очередь, с модернизацией в экономической, политической, социальной сферах. Этим изменениям подверглась и образование, в том числе дошкольное, которое является первой ступенью системы образования и отражает общие тенденции его развития.

Что касается нормативно-правовой базы, то она так же существенно обновилась. Разработан и принят ряд основополагающих документов различного уровня, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [2]; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) [8]; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) [7]; Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) [6].

Нормативные акты предъявляют новые требования к системе дошкольного образования в целом, и к деятельности каждого конкретного педагога дошкольной образовательной организации в частности, требует особого отношения руководителя к решению проблем в образовательной организации и новых подходов к организации деятельности педагогов. Педагог в ДОО является ключевой фигурой, осуществляющей непосредственное взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) и родителями (законными представителями). Именно поэтому педагог должен владеть необходимыми компетенциями, для организации работы с различными категориями семей и быть готовым оказать помощь и поддержку тем семьям, которым она необходима [4, с. 296-297].

В пункте 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [8].

С 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Существенным аспектом модернизационных процессов в дошкольном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня профессиональной готовности педагогов. Стандарт призван обеспечить защиту ребенка и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в дошкольной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Основой повышения качества дошкольного образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [1, с. 372-375].

Воспитатель детского сада должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т.п. [3, с. 103-107].

Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт дошкольного образования требуют постоянного профессионального роста педагогов, поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные компетенции для работы с различными категориями детей.

В настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении множества неблагоприятных факторов, в дошкольных образовательных организациях растет количество детей, которых относят к категории группы риска. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [5, с. 169-172].

Таким образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.

В современных дошкольных образовательных организациях реальность такова, что работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста (социального педагога или педагога-психолога), но более эффективной, на наш взгляд, будет систематическая совместная организованная деятельность всего кадрового педагогического ресурса, имеющегося в ДОО (специалисты сопровождения и воспитатели).

Отсюда возникает противоречие между ростом количества детей группы риска, необходимостью организации работы с ними в дошкольной образовательной организации и неготовностью педагогов и их неумением выстраивать работу с данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать организация методической работы в ДОО, представляющая собой систему деятельности по обучению педагогов работе с детьми группы риска.

Для организации эффективной работы в данном направлении мы разработали программу постоянно действующего семинара по обучению педагогов ДОО работе с детьми группы риска. В рамках постоянно действующего семинара представлены различные мероприятия:

-                     лекция «Дети группы риска – кто они?» (цель: дать педагогам представления о различных подходах к характеристике понятия дети группы риска и об основных особенностях данной категории детей);

-                     консультация «Семейное неблагополучие – путь к социальному неблагополучию» (цель: познакомить педагогов с факторами семейного благополучия, которые могут свидетельствовать о вероятности социального неблагополучия в семье, с признаками неблагополучия в семье);

-                     аукцион идей «Помощь детям группы риска – наша общая задача!» (цель: познакомить педагогов с различными видами помощи детям группы риска, которые возможно оказать в условиях ДОО);

-                     круглый стол «Организация совместной работы с детьми группы риска» (с привлечением специалистов системы профилактики) (цель: дать педагогам представления об особенностях организации работы с детьми группы риска в различных учреждениях (на уровне ДОО (в т.ч. ПМПк), отдел полиции, УВСОП, АСРЦН; познакомить с организацией межведомственного учёта детей (семей) группы риска));

-                     практический семинар «Индивидуальный маршрут сопровождения» (цель: познакомить педагогов с особенностями разработки индивидуальных маршрутов сопровождения (ИМС) детей группы риска и научить составлять ИМС);

-                     индивидуальные консультации (по мере необходимости) (цель: углубить знания педагогов по проблеме);

-                     дискуссия «Дети группы риска – актуальная проблема современного детства» (цель: обобщить знания педагогов об организации работы с детьми группы риска).

Постоянно действующий семинар включает в себя как пассивные (консультация, лекция), так и активные (практический семинар, круглый стол, аукцион идей, дискуссия) формы работы с педагогами, которые позволят получить новые знания по проблеме и закрепить их с помощью практических действий.

Выбранная тематика мероприятий постоянно действующего семинара обусловлена необходимостью дать педагогам теоретические знания о различных подходах к характеристике детей группы риска и об особенностях работы с данными детьми, а также практические умения по оказанию помощи данной категории детей, в том числе с привлечением специалистов системы профилактики, а также научить составлять индивидуальные маршруты сопровождения.

Таким образом, по нашему мнению, работа постоянно действующего семинара в дошкольной образовательной организации по обучению педагогов работе с детьми группы риска, включающая в себя различные формы и методы работы (лекции, консультации, практические семинары, обмен опытом и др.), создаст условия для организации эффективного взаимодействия всех педагогов ДОО и позволит сформировать у них устойчивые знания об особенностях работы с детьми группы риска, а также умения и навыки работы с данной категорией детей.

 



Список литературы:

  1. Горина Л.В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества / Л.В. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Том 3. – 2014. – № 4. С. 372-375. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 07.03.2017).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 22.01.2018).
  3. Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста / Г.Н. Кузнецова // Научно-теоретический журнал «Современная школа». – 2015 – № 4 (25). С. 103-107. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
  4. Митькина Е.П., Буторина А.Н. К вопросу об актуальности обучения педагогов дошкольной образовательной организации работе с детьми группы риска / Е.П. Митькина, А.Н. Буторина // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Первые Макаренинские чтения: Материалы ХVIII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 498 с.
  5. Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д.Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Том 20. – 2014. – № 4. С. 169-172. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 29.10.2016).
  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 22.01.2018).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 22.01.2018).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 18.01.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: