» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Кудряков Евгений Александрович, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Значимость проведения заключительного отрядного мероприятия в загородном лагере на примере квеста
УДК 379.835
ЗНАЧИМОСТЬ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ОТРЯДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ НА ПРИМЕРЕ
КВЕСТА
Кудряков
Евгений Александрович
студент
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский государственный университет», г. Вологда
Аннотация.
Данная
статья посвящена анализу проведения в летних загородных лагерях заключительных
отрядных мероприятий, которые нацелены на подведение итогов смены и подготовки
детей к отъезду домой. За основу взята форма проведения мероприятия – квест «17 мгновений смены», который был организован на
летней смене в лагере «Изумруд» (Вологодская область). По итогу уже
проведенного мероприятия были сделаны выводы о необходимости привлечения данной
формы к проведению летней оздоровительной кампании для детей всех
возрастов.
Ключевые
слова: загородный лагерь, квест, заключительный
этап, летняя смена, подведение итогов.
Одним из видов детского отдыха
детей в нашей стране на протяжении многих лет является отдых детей школьного возраста
в загородных оздоровительных лагерях и санаториях. Располагались они по всей
территории Советского Союза, как в северных районах, так и в особенности в
южных территориях на берегах крупных водоемов. Основными задачами организации
летних смен в загородных лагерях были обозначены:
•
оздоровление детей и профилактика детских
заболеваний;
•
развитие психических процессов детей;
•
развитие познавательной активности у детей;
•
развитие игровой деятельности;
•
повышение самооценки за счет общения со
сверстниками;
•
привитие навыков здорового образа жизни;
•
снижение эмоционального напряжения детей за
период длительности школьного процесса и т.д.
Над всеми этими задачами
работают профессиональные педагогические работники, которые на протяжении всего
года разрабатывают методические программы смен. Планирование смены заранее
позволяет сделать время нахождения детей вне города более гармоничным и
решающим большинство педагогических задач [1].
За временной промежуток
проведения летней оздоровительной смены, как в санаториях, так и в загородных
лагерях принято считать 21 день. Именно за это время дети отдыхают от городской
суеты, набираются сил перед новым учебным годом и проходят процесс оздоровления
путем каждодневного сбалансированного меню и распорядка дня. За эти дни дети проходят не только процесс
оздоровления, но и социализации [2]. С методической точки зрения смена делится
на три этапа, в каждый из которых заложены свои педагогические задачи.
Реализация каждой из задач напрямую зависит от профессионализма педагогических работников,
которые призваны сделать отдых детей насыщенным и приятным [3].
Каждый этап важен, но от заключительного
этапа смены зависит то, насколько ребенок будет удовлетворен проведенным
временем в лагере и насколько безболезненными станут последние дни смены, ведь,
так тяжело прощаться со сверстниками, которые за несколько недель стали
настоящими друзьями. Педагогу, в независимости от того вожатый, воспитатель или
руководитель программы, важно продумать мероприятие на этот этап так, чтобы
были достигнуты основные стоящие перед ним задачи [4].
Одной из самых распространенных
форм проведения мероприятий в педагогической среде на сегодняшний день является
квест. Квест – это
приключенческая игра, имеющая сюжетную линию, для прохождения которой
необходимо решить несколько логических задач. Продолжительный и
целенаправленный поиск и прохождение этапов призван решить сразу несколько
задач [5, С.146]. Поэтому для мероприятия призванного подвести итог всей смены
для отряда и была выбрана данная форма, так как она наиболее подходит. Специфика проведения такой формы отрядного
дела предполагает постоянное решение не только практических, но и логических
заданий, которые напрямую связаны с тематикой смены и задачами проведения
данного мероприятия. Квест предполагает коллективную
форму работы, тем самым в игре задействован каждый ребенок.
Для того чтобы в
действительности увидеть результат теоретического обоснования необходимости
данного мероприятия была создана методическая разработка в форме квест под рабочим названием «17 мгновений смены», которая
была реализована на второй летней оздоровительной смене 2017 года в детском
лагере на базе МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Изумруд» г. Вологда.
Перед разработкой мероприятия
была сформулирована цель квеста и состояла она из нескольких пунктов, которые
предстояло достичь:
•
предварительное подведение итогов летней
оздоровительной смены;
•
оценка уровня сплочения детского коллектива;
•
оценка степени удовлетворенности детей от
отдыха;
•
оценка эмоционального настроя и психологического
климата детей;
•
помощь ребятам вспомнить яркие и запоминающиеся
моменты всех мероприятий летней оздоровительной смены.
Вспомнить яркие моменты смены
зафиксировать все этапы игры в виде фоторепортажа и дальнейшая отправка
послания в воздух с воспоминаниями о смене являлось игровой задачей квеста.
Целевая аудитория квеста «17
мгновений смены» – все отряды загородного летнего лагеря. Таким образом,
никакого возрастного ограничения для участия в этом мероприятии не было. Также
не преследовалась цель какой-либо состязательности или соперничества. Каждый
отряд сам определял, когда ему лучше проходить испытания. Игра не имела
подготовительного этапа для детей, только на вечернем «огоньке» или собрании
было объявлено о том, что завтра потребуются воспоминания о смене от каждого
ребенка. Основная задача по подготовке к квесту легла
на плечи воспитателей и вожатых отрядов. Они получили только методическую
разработку и в дальнейшем действовали уже самостоятельно, ведь, они лучше всего
знали свой отряд и знали все настроения и дела своих ребят. Для проведения квеста
был специально определен день на заключительном этапе смены.
Ход мероприятия выглядел
следующим образом: Команды играют отрядами, перемещение по станциям происходит
по мере отгадывания логических заданий,
а также заданий на внимательность. Задания индивидуальны, поэтому никакого
разделения по уровням сложности не существует. У каждой
команды-отряда свой индивидуальный маршрут, который им необходимо пройти
благодаря свой эрудированности, памяти и логике. Каждую команду
сопровождает диспетчер (вожатый или воспитатель), который следит за
правильностью выполнения всех заданий. По ходу квеста команды должны делать
коллективные фото или «селфи», а также в конце
написать послание о проведенных днях в лагере, которое в дальнейшем они
отправят в небо на воздушных шарах.
Среди заданий для отряда помимо
стандартных кроссвордов и головоломок были приготовлены задания от вожатых и
воспитателя. Переходы между станциями также были в виде загадок связанных со
сменой и отрядной жизнью. Подготовка к мероприятию не носила однодневный
характер и продолжалась на протяжении всей смены.
Ожидаемый результат от заключительного квеста:
•
активное участие всех детей;
•
развитие умений у ребенка в коллективной
логической игре;
•
дети проверили свою память;
•
осознали значимость своих действий за всю летнюю
оздоровительную смену.
По итогу проведения квеста «17
мгновений смены» удалось сделать вывод о
том, что проведение мероприятия на заключительном этапе смены необходимо по
ряду причин. Первой из них является то, что детям не хватает рефлексии, не
многие привыкли не только идти вперед, но и оглядываться назад и делать выводы.
В данной ситуации мероприятие не нацелено на движение вперед, а наоборот для
того чтобы остановиться и оценить происходящее рядом, прислушаться к мнению
своих сверстников с которыми была прожита целая смена в лагере. Вторая причина необходимости проведения
подобных мероприятий заключается в том, что в этой форме проведения лагерного
мероприятия задействован каждый ребенок.
Также в процессе создания
квеста выяснилось, что воспитателям и вожатым летних лагерей подчас не хватает
простора для творчества в организации мероприятий для отряда. В данном случае
акцент направлен на то, что педагогам выдается только методическая разработка с
рекомендациями к проведению мероприятия, в дальнейшем перед педагогами простор
для деятельности и творчества. Также одним из явных плюсов проведения такой
формы мероприятий в лагере является то, что каждый отряд самостоятельно
назначает время квеста, тем самым не меняя свой привычный режим, который в
последние дни смены подвержен серьезным изменениям.
По итогу отзывов детей разных отрядов,
которым предстояло пройти испытание в виде заключительного
квеста отметили, что данное мероприятие вызвало положительные эмоции и
понравилось. Ярким финалом квеста стало написание послание о проведенной смене
и отправление его на воздушных шариках в небо с обязательным загадыванием
желания.
Таким образом, на примере
проведенного мероприятия в загородном летнем оздоровительном лагере можно
сделать вывод о том, что необходимо более ответственно подходить к реализации
мероприятий на заключительном этапе смены. Проведения отчетных концертов для
детей недостаточно, каждому ребенку необходимо персональное внимание,
необходимо, чтобы его услышали. Внутриотрядное
мероприятие способно решить данные задачи и
сделать отдых детей в загородных лагерях интересным и запоминающимся.
Список литературы:
- Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект// Вестник Вятского государственного университета. –2009. – С. 16-19
- Плясунова Е.В. Пути совершенствования работы по обеспечению отдыха детей в летнем лагере// Социальные отношения. –2015. –№1 (12). – С.11-14
- Лобачева С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1-11 классы // С. И. Лобачева - М.: ВАКО, -2007. -208 c.
- Белов В.Н. Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере// Высшее образование в России. –2009. –№9. – С.163-165
- Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах// Филологическое образование в период детства. Уральский государственный педагогический университет. – 2016. – С. 146-148
Комментарии: