» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Кудряков Евгений Александрович, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Значимость проведения заключительного отрядного мероприятия в загородном лагере на примере квеста

Статья просмотрена: 585 раз

УДК 379.835

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ОТРЯДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ НА ПРИМЕРЕ КВЕСТА

Кудряков Евгений Александрович

студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет», г. Вологда

 

Аннотация. Данная статья посвящена анализу проведения в летних загородных лагерях заключительных отрядных мероприятий, которые нацелены на подведение итогов смены и подготовки детей к отъезду домой. За основу взята форма проведения мероприятия – квест «17 мгновений смены», который был организован на летней смене в лагере «Изумруд» (Вологодская область). По итогу уже проведенного мероприятия были сделаны выводы о необходимости привлечения данной формы к проведению летней оздоровительной кампании для детей всех возрастов.  

Ключевые слова: загородный лагерь, квест, заключительный этап, летняя смена, подведение итогов.

 

Одним из видов детского отдыха детей в нашей стране на протяжении многих лет является отдых детей школьного возраста в загородных оздоровительных лагерях и санаториях. Располагались они по всей территории Советского Союза, как в северных районах, так и в особенности в южных территориях на берегах крупных водоемов. Основными задачами организации летних смен в загородных лагерях были обозначены:

                     оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;

                     развитие психических процессов детей;

                     развитие познавательной активности у детей;

                     развитие игровой деятельности;

                     повышение самооценки за счет общения со сверстниками;

                     привитие навыков здорового образа жизни;

                     снижение эмоционального напряжения детей за период длительности школьного процесса и т.д.

Над всеми этими задачами работают профессиональные педагогические работники, которые на протяжении всего года разрабатывают методические программы смен. Планирование смены заранее позволяет сделать время нахождения детей вне города более гармоничным и решающим большинство педагогических задач [1].

За временной промежуток проведения летней оздоровительной смены, как в санаториях, так и в загородных лагерях принято считать 21 день. Именно за это время дети отдыхают от городской суеты, набираются сил перед новым учебным годом и проходят процесс оздоровления путем каждодневного сбалансированного меню и распорядка дня.  За эти дни дети проходят не только процесс оздоровления, но и социализации [2]. С методической точки зрения смена делится на три этапа, в каждый из которых заложены свои педагогические задачи. Реализация каждой из задач напрямую зависит от профессионализма педагогических работников, которые призваны сделать отдых детей насыщенным и приятным [3].

Каждый этап важен, но от заключительного этапа смены зависит то, насколько ребенок будет удовлетворен проведенным временем в лагере и насколько безболезненными станут последние дни смены, ведь, так тяжело прощаться со сверстниками, которые за несколько недель стали настоящими друзьями. Педагогу, в независимости от того вожатый, воспитатель или руководитель программы, важно продумать мероприятие на этот этап так, чтобы были достигнуты основные стоящие перед ним задачи [4].

Одной из самых распространенных форм проведения мероприятий в педагогической среде на сегодняшний день является квест. Квест – это приключенческая игра, имеющая сюжетную линию, для прохождения которой необходимо решить несколько логических задач. Продолжительный и целенаправленный поиск и прохождение этапов призван решить сразу несколько задач [5, С.146]. Поэтому для мероприятия призванного подвести итог всей смены для отряда и была выбрана данная форма, так как она наиболее подходит.  Специфика проведения такой формы отрядного дела предполагает постоянное решение не только практических, но и логических заданий, которые напрямую связаны с тематикой смены и задачами проведения данного мероприятия. Квест предполагает коллективную форму работы, тем самым в игре задействован каждый ребенок.

Для того чтобы в действительности увидеть результат теоретического обоснования необходимости данного мероприятия была создана методическая разработка в форме квест под рабочим названием «17 мгновений смены», которая была реализована на второй летней оздоровительной смене 2017 года в детском лагере на базе МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Изумруд» г. Вологда.  

Перед разработкой мероприятия была сформулирована цель квеста и состояла она из нескольких пунктов, которые предстояло достичь:

                     предварительное подведение итогов летней оздоровительной смены;

                     оценка уровня сплочения  детского коллектива;

                     оценка степени удовлетворенности детей от отдыха;

                     оценка эмоционального настроя и психологического климата детей;

                     помощь ребятам вспомнить яркие и запоминающиеся моменты всех мероприятий летней оздоровительной смены.

Вспомнить яркие моменты смены зафиксировать все этапы игры в виде фоторепортажа и дальнейшая отправка послания в воздух с воспоминаниями о смене являлось игровой задачей квеста.

Целевая аудитория квеста «17 мгновений смены» – все отряды загородного летнего лагеря. Таким образом, никакого возрастного ограничения для участия в этом мероприятии не было. Также не преследовалась цель какой-либо состязательности или соперничества. Каждый отряд сам определял, когда ему лучше проходить испытания. Игра не имела подготовительного этапа для детей, только на вечернем «огоньке» или собрании было объявлено о том, что завтра потребуются воспоминания о смене от каждого ребенка. Основная задача по подготовке к квесту легла на плечи воспитателей и вожатых отрядов. Они получили только методическую разработку и в дальнейшем действовали уже самостоятельно, ведь, они лучше всего знали свой отряд и знали все настроения и дела своих ребят. Для проведения квеста был специально определен день на заключительном этапе смены. 

Ход мероприятия выглядел следующим образом: Команды играют отрядами, перемещение по станциям происходит по мере  отгадывания логических заданий, а также заданий на внимательность. Задания индивидуальны, поэтому никакого разделения по уровням сложности не существует. У каждой команды-отряда свой индивидуальный маршрут, который им необходимо пройти благодаря свой эрудированности, памяти и логике. Каждую команду сопровождает диспетчер (вожатый или воспитатель), который следит за правильностью выполнения всех заданий. По ходу квеста команды должны делать коллективные фото или «селфи», а также в конце написать послание о проведенных днях в лагере, которое в дальнейшем они отправят в небо на воздушных шарах.

Среди заданий для отряда помимо стандартных кроссвордов и головоломок были приготовлены задания от вожатых и воспитателя. Переходы между станциями также были в виде загадок связанных со сменой и отрядной жизнью. Подготовка к мероприятию не носила однодневный характер и продолжалась на протяжении всей смены. 

Ожидаемый результат от заключительного квеста:

                     активное участие всех детей;

                     развитие умений у ребенка в коллективной логической игре;

                     дети проверили свою память;

                     осознали значимость своих действий за всю летнюю оздоровительную смену.

По итогу проведения квеста «17 мгновений  смены» удалось сделать вывод о том, что проведение мероприятия на заключительном этапе смены необходимо по ряду причин. Первой из них является то, что детям не хватает рефлексии, не многие привыкли не только идти вперед, но и оглядываться назад и делать выводы. В данной ситуации мероприятие не нацелено на движение вперед, а наоборот для того чтобы остановиться и оценить происходящее рядом, прислушаться к мнению своих сверстников с которыми была прожита целая смена в лагере.  Вторая причина необходимости проведения подобных мероприятий заключается в том, что в этой форме проведения лагерного мероприятия задействован каждый ребенок.

Также в процессе создания квеста выяснилось, что воспитателям и вожатым летних лагерей подчас не хватает простора для творчества в организации мероприятий для отряда. В данном случае акцент направлен на то, что педагогам выдается только методическая разработка с рекомендациями к проведению мероприятия, в дальнейшем перед педагогами простор для деятельности и творчества. Также одним из явных плюсов проведения такой формы мероприятий в лагере является то, что каждый отряд самостоятельно назначает время квеста, тем самым не меняя свой привычный режим, который в последние дни смены подвержен серьезным изменениям.

По итогу отзывов детей разных отрядов, которым предстояло пройти испытание в виде заключительного квеста отметили, что данное мероприятие вызвало положительные эмоции и понравилось. Ярким финалом квеста стало написание послание о проведенной смене и отправление его на воздушных шариках в небо с обязательным загадыванием желания.

Таким образом, на примере проведенного мероприятия в загородном летнем оздоровительном лагере можно сделать вывод о том, что необходимо более ответственно подходить к реализации мероприятий на заключительном этапе смены. Проведения отчетных концертов для детей недостаточно, каждому ребенку необходимо персональное внимание, необходимо, чтобы его услышали. Внутриотрядное мероприятие способно решить данные задачи и  сделать отдых детей в загородных лагерях интересным и запоминающимся.  

 

Список литературы:

  1. Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект// Вестник Вятского государственного университета. –2009. – С. 16-19
  2. Плясунова Е.В. Пути совершенствования работы по обеспечению отдыха детей в летнем лагере// Социальные отношения. –2015. –№1 (12). – С.11-14
  3. Лобачева С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1-11 классы // С. И. Лобачева - М.: ВАКО, -2007. -208 c.
  4. Белов В.Н. Подготовка будущего педагога к работе в летнем лагере// Высшее образование в России. –2009. –№9. – С.163-165
  5. Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах// Филологическое образование в период детства. Уральский государственный педагогический университет. – 2016. – С. 146-148


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: