» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Федорова Анастасия Александровна, магистрант 2 курса, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Аксиологический потенциал паремиологического фонда русского языка ( на примере пословиц и загадок)

Статья просмотрена: 597 раз

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ПОСЛОВИЦ И ЗАГАДОК)

Федорова Анастасия Александровна

магистрант 2 курса, учитель русского языка и литературы

Казанский (Приволжский) Федеральный университет, газань

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено аксиологическое осмысление паремиологического фонда, а именно пословиц и загадок.  Работа посвящена изучению поэтики пословицы и загадки, их структур, их изменение, композиции, образов; изучение природы пословицы и загадки, механизмам тайного иносказательного языка в целом. Аксиологический потенциал паремий подтверждается и при помощи их тематики. Так, в статье выделены в пословицах, поговорках, загадках темы труда, доброты, дружбы, помощи, природы.

Ключевые слова: аксиология, паремиологический фонд, пословицы, загадки.

 

Пословицы и загадки по своей сути умны, высокопоэтичны, несут в себе нравственную идею. Их употребление вошло в обряд испытания людей на зрелость у всех народов.

Пословицы представляют собой своеобразный способ отражения национальной картины мира. Отражателем обычаев в полной мере выступают и загадки – устно-поэтические произведения, воплотившие в художественной форме архаические представления наших предков.

Пословицы отличаются устойчивой структурой, которая позволяет запомнить как содержание, так и форму. Эта устойчивость объясняется неизменностью самого объекта паремиологического фонда. При их изучении в первую очередь исследуется его форма и развитие. В них заключена не только судьба народа, но и его многовековой опыт, потому исследования в данной области носят важный аспект.

Упражнения в отгадывании и придумывании загадок всегда считались полезными занятиями. И сегодня такая тренировка является одним из лучших средств культивирования способностей хорошо и быстро понимать и находить должный способ действия.

Употребление пословиц считалось показателем мудрости. В настоящий момент это является главным средством делать заключения, по сути, неуместным словам и находить должный ответ.

В пословице открывается полный простор для творческой фантазии народа, где главным влиянием всегда выступала окружающая среда.

Пословица – это точное поучительное высказывание. Они имеют форму законченного предложения и способна исполнить некоторые духовные ценности: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и другие. Народное изречение создавалось народом, поэтому она отражает мнение всех людей. Пословица не будет являться ей, если в ней выражена мысль одного человека. Данный вид фольклора легко запоминается из-за своей рифмы и ритмики звучания. Единственная цель пословиц - это воспитательная.

Загадки носят на себе отпечаток мифологической давности. Их собирали и записывали в сравнительно небольшом количестве, однако это не объясняется какими-то особыми трудностями процесса собирания. Ведь загадку, по своей сути, можно вызвать по желанию, как сказку и другие эпические произведения.

Данная работа посвящена изучению поэтики пословицы и загадки, их структур, их изменение, композиции, образов; изучение природы пословицы и загадки, механизмам тайного иносказательного языка в целом.

Аксиология – это концептуальная наука, которая изучает типы ценностей как семантически образованных костяков человеческого явления, указывающих направление жизни людей.

Активизация аксиологического направления в лингвистике выработала и ряд терминов, необходимых для ценностного анализа. К настоящему времени наиболее распространенными являются термины ценность, ценностная ориентация, оценивание, оценка, ценностный смысл.

В современной лингвистике к исследованию аксиологии обращались Е.Ф. Серебренникова, М.С. Каган, Л.С. Выготский, М. Фуко, А.Ф. Лосев и другие выдающиеся лингвисты.

Каждый из этих ученых приводил мысль, который позволял говорить о том, что ценности как таковые напрямую определяют желаемое, то есть устремления человека.

При самовыражении субъекта в языке, возможно увидеть реальность противоположностей: оценивание своего окружения и самого себя в нем, которая категоризуется в антонимах «Благо»/«Зло», «Свой»/«Чужой», «Правильно»/«Неправильно», это значит, что аксиология также рассматривается и с точки зрения оппозиций.

Исследователи ее подразделяли на оценку и виды. Учеными оно рассматривается тремя способами:

1) либо как лексическое значение слова,

2) либо как стилистическое,

3) либо как коннотация.

А также оценочность представляет три главных стороны: функциональную, коннотативную, прагматическую.

Важным средством фиксации получаемых знаний является паремии (малые фольклорные жанры), которые вмещает в себя различного вида знания.

Пословицы и загадки вырабатывались годами и содержат своего рода завет, пожелание последующим поколениям.

Они содержат в себе отражение различных жизненных ситуаций, логические и житейские правила, что говорит о том, что данные краткие изречения представляют собой определенные ориентиры для человека, раскрывают ему суть имеющихся ситуаций, а значит, и содержат оценку описываемых ситуаций [Гуревич, 2000, c. 38].

Сейчас в исследование мотива упирается целый ряд нерешенных фольклористических проблем: исторических, семантических, классификационных.

Аксиологический потенциал паремий подтверждается и при помощи их тематики. Так, выделяются в пословицах, поговорках, загадках темы труда, доброты, дружбы, помощи, природы.

Лето – припасиха, зима – подбериха.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Всех наградила, всех загубила (Осень.)

Что возвратить нельзя? (Время).

Также загадки и пословицы можно рассмотреть и с точки зрения оппозиций: добро и зло, свой и чужой, труд и лень, изучить их свойства, структуру, посмотреть значения и исследовать их на разных примерах.

Пословицы и загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий к совершенствованию личности.

Русский народ всегда был высокого мнения о загадках и пословицах: «Пословица не даром молвится», «Пословица – всем делам помощница», «Русская пословица ко всему пригодится», «Загадка − разгадка, да семь вёрст правды».

Мысль загадки и пословицы глубока и поучительна, прекрасна её смысловая форма. Загадка может утратить значение и стать многозначной, рассудительной, может избегать прямоты и идти обходными путями.

Основой этих паремий может быть социальная составляющая, которая осуществляется не только в том, какой предмет и как передан, но и также заключаться в том, с помощью какого образа, какой метафорой предмет выражен.

Гибкость загадки и пословицы очевидна. − Она легко и быстро применяется к обстоятельствам.

Их роль весьма существенна для образования сюжета. Таким образом, основополагающей функцией этих жанров является не развлекательная функция, но и морализаторская, придающая сюжету большую значимость.

Метафоричность, метонимичность − всю эту специфику поэзии можно обнаружить в пословице и загадке в полной мере.

Тематика этих паремий гораздо более подвижна и проявляет творческий характер, чем обычно думают. Стоит отметить, что эти жанры хранят и сказывают преимущественно люди острые на язык, балагуры.

А вот научный интерес к пословицам первым проявил В.И. Даль, а потом уже и другие исследователи: И.М. Снегирев и В.П. Аникин и другие, которые выделяли в пословицах следы народного мышления. А к загадкам – И. П. Сахаров, В.В. Митрофанова и другие.

Большой интерес к пословицам и загадкам был проявлен и русскими поэтами-символистами. Так, например, А.С. Пушкин сам образовал некоторые из них, в которых раскрывал неповторимый смысл человеческой жизни.

Сложная природа текста загадки и пословицы, его специфичность, нуждаются в дальнейшем исследовании, равно как и природа других фольклорных конструкций, отражающаяся в сказках, древних повестях и легендах, в беседах порой представляющих собой целиком диалоги из загадок и пословиц и ответов на них.

 

Список литературы:

  1. Гуревич П.С. 2000. Философия культуры. Москва, 352 c.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. Москва
  3. Ильин В.В. 2005. Аксиология. Москва, 216 с.
  4. Нечепуренко Т.Л. 2006. Социокультурный компонент языковой личности как предпосылка развития системы оценки // Семантический анализ единиц языка и речи: процессы концептуализации и структура значения: вторые чтения памяти О.Н. Селиверстовой. Москва, с. 173–179.
  5. Пермяков Г. Л.1988. Основы структурной паремиологии. Москва,236с.
  6. Рыбникова М. А. Загадки. – Москва; Ленинград: Академия, 1932.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: