» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Федорова Анастасия Александровна, магистрант 2 курса, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Аксиологический потенциал паремиологического фонда русского языка ( на примере пословиц и загадок)
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ПОСЛОВИЦ И
ЗАГАДОК)
Федорова Анастасия Александровна
магистрант 2
курса, учитель русского языка и литературы
Казанский (Приволжский) Федеральный университет, г.Казань
Аннотация. В данной статье рассмотрено аксиологическое
осмысление паремиологического фонда, а именно
пословиц и загадок. Работа посвящена
изучению поэтики пословицы и загадки, их структур, их изменение, композиции,
образов; изучение природы пословицы и загадки, механизмам тайного
иносказательного языка в целом. Аксиологический
потенциал паремий подтверждается и при помощи их тематики. Так,
в статье выделены в пословицах, поговорках, загадках темы труда, доброты,
дружбы, помощи, природы.
Ключевые слова: аксиология, паремиологический
фонд, пословицы, загадки.
Пословицы и загадки по своей сути
умны, высокопоэтичны, несут в себе нравственную идею.
Их употребление вошло в обряд испытания людей на зрелость у всех народов.
Пословицы представляют собой
своеобразный способ отражения национальной картины мира. Отражателем обычаев в
полной мере выступают и загадки – устно-поэтические произведения, воплотившие в
художественной форме архаические представления наших предков.
Пословицы отличаются устойчивой
структурой, которая позволяет запомнить как содержание, так и форму. Эта
устойчивость объясняется неизменностью самого объекта паремиологического
фонда. При их изучении в первую очередь исследуется его форма и развитие. В них
заключена не только судьба народа, но и его многовековой опыт, потому
исследования в данной области носят важный аспект.
Упражнения в отгадывании и
придумывании загадок всегда считались полезными занятиями. И сегодня такая
тренировка является одним из лучших средств культивирования способностей хорошо
и быстро понимать и находить должный способ действия.
Употребление пословиц считалось
показателем мудрости. В настоящий момент это является главным средством делать
заключения, по сути, неуместным словам и находить должный ответ.
В пословице открывается полный
простор для творческой фантазии народа, где главным влиянием всегда выступала
окружающая среда.
Пословица – это точное поучительное
высказывание. Они имеют форму законченного предложения и способна
исполнить некоторые духовные ценности: образовательные, производственные,
эстетические, нравственные и другие. Народное изречение создавалось народом,
поэтому она отражает мнение всех людей. Пословица не будет являться ей, если в
ней выражена мысль одного человека. Данный вид фольклора легко запоминается
из-за своей рифмы и ритмики звучания. Единственная цель пословиц - это
воспитательная.
Загадки носят на себе отпечаток
мифологической давности. Их собирали и записывали в сравнительно небольшом
количестве, однако это не объясняется какими-то особыми трудностями процесса
собирания. Ведь загадку, по своей сути, можно вызвать по желанию, как сказку и
другие эпические произведения.
Аксиология – это концептуальная
наука, которая изучает типы ценностей как семантически образованных костяков
человеческого явления, указывающих направление жизни людей.
Активизация аксиологического
направления в лингвистике выработала и ряд терминов, необходимых для
ценностного анализа. К настоящему времени наиболее распространенными являются
термины ценность, ценностная ориентация, оценивание, оценка, ценностный
смысл.
В современной лингвистике к
исследованию аксиологии обращались Е.Ф. Серебренникова, М.С. Каган, Л.С. Выготский, М. Фуко, А.Ф. Лосев и другие выдающиеся
лингвисты.
Каждый из этих ученых приводил
мысль, который позволял говорить о том, что ценности как таковые напрямую
определяют желаемое, то есть устремления человека.
При самовыражении субъекта в языке,
возможно увидеть реальность противоположностей:
оценивание своего окружения и самого себя в нем, которая категоризуется
в антонимах «Благо»/«Зло», «Свой»/«Чужой», «Правильно»/«Неправильно», это значит,
что аксиология также рассматривается и с точки зрения оппозиций.
Исследователи ее подразделяли на
оценку и виды. Учеными оно рассматривается тремя способами:
1) либо как лексическое значение
слова,
2) либо как стилистическое,
3) либо как коннотация.
А также оценочность
представляет три главных стороны: функциональную, коннотативную,
прагматическую.
Важным средством фиксации
получаемых знаний является паремии (малые фольклорные жанры), которые вмещает в
себя различного вида знания.
Пословицы и загадки вырабатывались
годами и содержат своего рода завет, пожелание последующим поколениям.
Они содержат в себе отражение
различных жизненных ситуаций, логические и житейские правила, что говорит о
том, что данные краткие изречения представляют собой определенные ориентиры для
человека, раскрывают ему суть имеющихся ситуаций, а значит, и содержат оценку
описываемых ситуаций [Гуревич, 2000, c. 38].
Сейчас в исследование мотива
упирается целый ряд нерешенных фольклористических проблем: исторических,
семантических, классификационных.
Аксиологический потенциал паремий
подтверждается и при помощи их тематики. Так, выделяются в
пословицах, поговорках, загадках темы труда, доброты, дружбы, помощи, природы.
Лето – припасиха,
зима – подбериха.
Лето пролежишь, зимой с сумой
побежишь.
Всех наградила, всех загубила
(Осень.)
Что возвратить нельзя? (Время).
Также загадки и пословицы можно
рассмотреть и с точки зрения оппозиций: добро и зло, свой и чужой,
труд и лень, изучить их свойства, структуру, посмотреть значения и
исследовать их на разных примерах.
Пословицы и загадки о людях, их
жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно
призывающий к совершенствованию личности.
Русский народ всегда был высокого
мнения о загадках и пословицах: «Пословица не даром молвится», «Пословица –
всем делам помощница», «Русская пословица ко всему пригодится», «Загадка −
разгадка, да семь вёрст правды».
Мысль загадки и пословицы глубока и
поучительна, прекрасна её смысловая форма. Загадка может утратить значение и
стать многозначной, рассудительной, может избегать прямоты и идти обходными
путями.
Основой этих паремий может быть
социальная составляющая, которая осуществляется не только в том, какой предмет
и как передан, но и также заключаться в том, с помощью какого образа, какой
метафорой предмет выражен.
Гибкость загадки и пословицы
очевидна. − Она легко и быстро применяется к обстоятельствам.
Их роль весьма существенна для
образования сюжета. Таким образом, основополагающей функцией этих жанров
является не развлекательная функция, но и морализаторская, придающая сюжету
большую значимость.
Метафоричность, метонимичность −
всю эту специфику поэзии можно обнаружить в пословице и загадке в полной мере.
Тематика этих паремий гораздо более
подвижна и проявляет творческий характер, чем обычно думают. Стоит отметить,
что эти жанры хранят и сказывают преимущественно люди острые на язык, балагуры.
А вот научный интерес к пословицам
первым проявил В.И. Даль, а потом уже и другие исследователи: И.М. Снегирев и
В.П. Аникин и другие, которые выделяли в пословицах следы народного мышления. А
к загадкам – И. П. Сахаров, В.В. Митрофанова и другие.
Большой интерес к пословицам и
загадкам был проявлен и русскими поэтами-символистами. Так, например, А.С.
Пушкин сам образовал некоторые из них, в которых раскрывал неповторимый смысл
человеческой жизни.
Сложная природа текста загадки и
пословицы, его специфичность, нуждаются в дальнейшем исследовании, равно как и
природа других фольклорных конструкций, отражающаяся в сказках, древних
повестях и легендах, в беседах порой представляющих собой целиком диалоги из
загадок и пословиц и ответов на них.
Список литературы:
- Гуревич П.С. 2000. Философия культуры. Москва, 352 c.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. Москва
- Ильин В.В. 2005. Аксиология. Москва, 216 с.
- Нечепуренко Т.Л. 2006. Социокультурный компонент языковой личности как предпосылка развития системы оценки // Семантический анализ единиц языка и речи: процессы концептуализации и структура значения: вторые чтения памяти О.Н. Селиверстовой. Москва, с. 173–179.
- Пермяков Г. Л.1988. Основы структурной паремиологии. Москва,236с.
- Рыбникова М. А. Загадки. – Москва; Ленинград: Академия, 1932.
Комментарии: