» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Прокофьева Афина Игоревна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Информационно-аналитическое обеспечение управления национальными проектами
УДК 334.025
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ
Прокофьева
Афина Игоревна
магистрант кафедры
«Региональная экономика и управление»
ФГБОУ ВО «Уфимский
государственный нефтяной технический университет», г. Уфа
Аннотация. Статья
посвящена информационно-аналитическому обеспечению управления национальными
проектами. Опыт реализации проектов «Жилье», «Образование», «Здравоохранение»,
«Развитие агропромышленного комплекса» подтвердил актуальность автоматизации процедур сбора, обработки и представления
отчетности о ходе их выполнения. Что касается региональных
информационно-аналитических систем, то Правительством РБ принято решение
о создании Республиканской медицинской информационно-аналитической системы
(РМИАС). Одним из основных компонентов РМИАС является телемедицина. Однако применение специализированных телемедицинских систем в некоторых медицинских учреждениях
не показало своей эффективности, в связи с тем, что крупные медицинские
организации третьего уровня не имеют соответствующего оборудования и
необходимых компетенций. Таким образом, кадровая проблема стоит весьма остро,
из чего делается вывод, что нельзя внедрять сложные
информационные системы и при этом пренебрегать обучением пользователей.
Ключевые
слова: информационно-аналитическая система, управление,
эффективность, услуги, обучение, качество.
В ходе реализации поставленных
целей в области повышения качества и уровня жизни населения, а также
инвестирования в человеческий капитал, были выбраны четыре фундаментальных
направления, которые в дальнейшем получили статус приоритетных национальных
проектов:
- «Жилье»;
- «Здоровье»;
- «Образование»;
- «Развитие
агропромышленного комплекса».
Первый опыт реализации приоритетных национальных проектов
(ПНП) подтвердил крайнюю актуальность задачи формирования в максимально
короткий срок государственной системы, которая способна обеспечить
информационную поддержку заинтересованным органам власти (от президента до
руководителей муниципальных образований) на всех этапах управления
ПНП — от планирования до контроля и прогнозирования результатов.
Назовем лишь
несколько факторов, которые обусловливают необходимость формирования системы
информационно-аналитического управления:
- значительная организационная и территориальная распределенность участников национальных проектов;
- необходимость
вести учет существенных объемов выделяемых бюджетных ассигнований;
- необходимость
обеспечения оперативного контроля за эффективностью
расходования средств бюджета.
В
этой связи президиумом совета по реализации приоритетных национальных проектов
при президенте Российской Федерации (РФ) было принято решение об автоматизации
процедур сбора, обработки и представления отчетности о ходе их выполнения на
федеральном и региональном уровнях.
Таким образом,
была создана государственная автоматизированная система (ГАС) «Управление»,
которая стала единой информационно-коммуникационной средой, обеспечивающая в
режиме реального времени руководителям всех уровней возможность
эффективной подготовки, принятия и доведения обоснованных управленческих
решений до исполнителей.
Информационно-аналитическая
система включает в себя целый спектр информационных ресурсов, организационных
структур, систему кадрового обеспечения функционирования и развития
информационной системы [3, с. 285].
В отраслевой и
региональной информационной системе используются следующие информационные
ресурсы:
1. Интерактивные,
отраслевые и региональные Интернет-сайты для маркетинговой и деловой
коммуникации (между смежниками, регионами, для обмена передовыми идеями,
опытом, технологиями и т.д.).
2. Рекламные,
PR, маркетинговые и другие информационные ресурсы, включая систему
взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ), рыночными
информационными инфраструктурами (выставки, специализированные издания,
справочники и т.д.).
3. Российские универсальные и специализированные базы данных (Госкомстата,
нормативных правовых актов (Гарант и Консультант+),
налоговых органов, предприятий, финансовой отчетности, адресных бюро, ГИБДД,
СМИ, телефонных систем и т.д. На сегодняшний момент
имеется около 150 баз данных, которые активно используются в управлении
хозяйствующими субъектами).
4. Для
работы с базами данных имеются информационные агенты, которые используют
разнообразные программные продукты для управления базами данных (СУБД) и
осуществления поиска, оптимизированные для специальных функций: Кронос-Информ, Интегрум,
Гарант-парк, Публичная библиотека и др. Зарубежные поисковые системы, доступные
через Интернет: Lexis-Nexis, Кредитреформ,
Dun&Bradstreet.
5. Специализированные
отраслевые базы данных предприятий, отраслевые базы данных (технологии, разработчики,
предприятия).
6.
Методики по эксплуатации баз данных, использованию и распространение передового
опыта, доступ к мировым информационным ресурсам [1, с. 58].
Следует обратить внимание на
информационно-аналитическое обеспечение, применяемое в Республике Башкортостан
(РБ).
Результатом проведенных
мероприятий в РБ стала подготовка фундамента для создания ИТ-инфраструктуры
медицинских организаций республики – внедрения электронной медицинской карты,
обмена медицинскими изображениями (телемедицина),
предоставления государственной услуги «запись на прием к врачу» в электронном
виде и т.д. [4].
В ходе реализации ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» и Концепции создания единой информационной системы в
сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 28 апреля 2011 года № 364, Правительством РБ принято
решение о создании Республиканской медицинской информационно-аналитической
системы Республики Башкортостан (РМИАС). РМИАС представляет государственные и
муниципальные услуги на базе
государственной информационной системы РБ [2, с. 48].
РМИАС состоит из множественных
комплексных программных и технических средств, а также баз данных, которые
обеспечивают информационно-технологическую поддержку функционирования системы
здравоохранения РБ, а также предназначены для выполнения функций регионального
фрагмента единой государственной информационной системы в области
здравоохранения. Все это установлено в Концепции создания единой информационной
системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 года № 364 [5].
Одним из основных компонентов
РМИАС является телемедицина. Необходимо отметить, что применение
специализированных телемедицинских систем в некоторых
медицинских учреждениях не показало своей эффективности, в связи с наличием
специалистов высокого уровня в «шаговой доступности» и использованием других
методов взаимодействия, при этом крупные медицинские организации третьего
уровня не имеют соответствующего оборудования и необходимых компетенций.
Необходимо обратить
внимание на то, что кадровая проблема действительно стоит наиболее остро, для
решения которой следует:
- организовывать
специализированные курсы обучения по использованию
ситуационных центров;
-
организовывать обучение специалистов
работе с интегрированной системой управления, вести фонд видеопрезентаций,
проектировать формы представления проблем на нескольких экранах и т.д.;
- следует
организовать расширенные курсы обучения базовым информационно-аналитическим
системам;
- необходимо
разработать учебно-методические материалы по систематизации информационных
технологий, используемых в ситуационных центрах;
- следует отдельно
разрабатывать программы изучения методов и средств подготовки презентаций (в
том числе в дистанционной форме обучения).
Таким образом, на сегодняшний
момент, информационно-аналитическое управления ПНП и ЦП должно стать
неотъемлемой частью государственного управления, способного обеспечивать
эффективное развитие социально-экономических процессов. Развитие
социально-экономического общества в настоящее время тесно связано с развивающимися Интернет-технологиями,
которые должны предоставить возможность органам власти и учреждениям оказывать
качественные, востребованные и доступные электронные услуги.
На наш взгляд,
нельзя внедрять сложные информационные системы и при этом пренебрегать обучением
пользователей. Эффективное использование информационных технологий возможно
исключительно в случае их полного принятия сотрудниками органов власти и
различных учреждений, а для этого они должны не только не бояться технических
новшеств, но и полноценно использовать все их возможности.
Список литературы:
- Кухаренко Е.Г., Токмачев С.С. Сравнительный анализ методических подходов к управлению проектами и их применение в инфокоммуникациях // T-Comm. - 2016. - №7. -С.57-59.
- Тищенко Т.А., Сабирова З.Э. Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №4 (14). - С.45-49.
- Черников Б.В. Информационные технологии управления // Инфра - М. 2013. 368 с.
- Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://health.bashkortostan.ru. (дата обращения 29.12.2017).
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Росс. Федерации от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113731/. (дата обращения 28.12.2017).
Комментарии: