» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Прокофьева Афина Игоревна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Информационно-аналитическое обеспечение управления национальными проектами

Статья просмотрена: 1279 раз

УДК 334.025

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

Прокофьева Афина Игоревна

магистрант кафедры

«Региональная экономика и управление»

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа

 

Аннотация. Статья посвящена информационно-аналитическому обеспечению управления национальными проектами. Опыт реализации проектов «Жилье», «Образование», «Здравоохранение», «Развитие агропромышленного комплекса» подтвердил актуальность автоматизации процедур сбора, обработки и представления отчетности о ходе их выполнения. Что касается региональных информационно-аналитических систем, то Правительством РБ принято решение о создании Республиканской медицинской информационно-аналитической системы (РМИАС). Одним из основных компонентов РМИАС является телемедицина.  Однако применение специализированных телемедицинских систем в некоторых медицинских учреждениях не показало своей эффективности, в связи с тем, что крупные медицинские организации третьего уровня не имеют соответствующего оборудования и необходимых компетенций. Таким образом, кадровая проблема стоит весьма остро, из чего делается вывод, что нельзя внедрять сложные информационные системы и при этом пренебрегать обучением пользователей.

Ключевые слова: информационно-аналитическая система, управление, эффективность, услуги, обучение, качество.

 

В ходе реализации поставленных целей в области повышения качества и уровня жизни населения, а также инвестирования в человеческий капитал, были выбраны четыре фундаментальных направления, которые в дальнейшем получили статус приоритетных национальных проектов:

- «Жилье»;

- «Здоровье»;

- «Образование»;

- «Развитие агропромышленного комплекса».

 Первый опыт реализации приоритетных национальных проектов (ПНП) подтвердил крайнюю актуальность задачи формирования в максимально короткий срок государственной системы, которая способна обеспечить информационную поддержку заинтересованным органам власти (от президента до руководителей муниципальных образований) на всех этапах управления ПНП — от планирования до контроля и прогнозирования результатов.

Назовем лишь несколько факторов, которые обусловливают необходимость формирования системы информационно-аналитического управления:

- значительная организационная и территориальная распределенность участников национальных проектов;

- необходимость вести учет существенных объемов выделяемых бюджетных ассигнований;

- необходимость обеспечения оперативного контроля за эффективностью расходования средств бюджета.

В этой связи президиумом совета по реализации приоритетных национальных проектов при президенте Российской Федерации (РФ) было принято решение об автоматизации процедур сбора, обработки и представления отчетности о ходе их выполнения на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, была создана государственная автоматизированная система (ГАС) «Управление», которая стала единой информационно-коммуникационной средой, обеспечивающая в режиме реального времени руководителям всех уровней  возможность эффективной подготовки, принятия и доведения обоснованных управленческих решений до исполнителей.

Информационно-аналитическая система включает в себя целый спектр информационных ресурсов, организационных структур, систему кадрового обеспечения функционирования и развития информационной системы [3, с. 285].

В отраслевой и региональной информационной системе используются следующие информационные ресурсы:

1.         Интерактивные, отраслевые и региональные Интернет-сайты для маркетинговой и деловой коммуникации (между смежниками, регионами, для обмена передовыми идеями, опытом, технологиями и т.д.).

2.         Рекламные, PR, маркетинговые и другие информационные ресурсы, включая систему взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ), рыночными информационными инфраструктурами (выставки, специализированные издания, справочники и т.д.).

3.         Российские универсальные и специализированные базы данных (Госкомстата, нормативных правовых актов (Гарант и Консультант+), налоговых органов, предприятий, финансовой отчетности, адресных бюро, ГИБДД, СМИ, телефонных систем и т.д. На сегодняшний момент имеется около 150 баз данных, которые активно используются в управлении хозяйствующими субъектами).

4.         Для работы с базами данных имеются информационные агенты, которые используют разнообразные программные продукты для управления базами данных (СУБД) и осуществления поиска, оптимизированные для специальных функций: Кронос-Информ, Интегрум, Гарант-парк, Публичная библиотека и др. Зарубежные поисковые системы, доступные через Интернет: Lexis-Nexis, Кредитреформ, Dun&Bradstreet.

5.         Специализированные отраслевые базы данных предприятий, отраслевые базы данных (технологии, разработчики, предприятия).

6.         Методики по эксплуатации баз данных, использованию и распространение передового опыта, доступ к мировым информационным ресурсам [1, с. 58].

Следует обратить внимание на информационно-аналитическое обеспечение, применяемое в Республике Башкортостан (РБ).

Результатом проведенных мероприятий в РБ стала подготовка фундамента для создания ИТ-инфраструктуры медицинских организаций республики – внедрения электронной медицинской карты, обмена медицинскими изображениями (телемедицина), предоставления государственной услуги «запись на прием к врачу» в электронном виде и т.д. [4].

В ходе реализации  ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Концепции создания единой информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 года № 364, Правительством РБ принято решение о создании Республиканской медицинской информационно-аналитической системы Республики Башкортостан (РМИАС). РМИАС представляет государственные и муниципальные услуги на базе  государственной  информационной  системы РБ [2, с. 48]. 

РМИАС состоит из множественных комплексных программных и технических средств, а также баз данных, которые обеспечивают информационно-технологическую поддержку функционирования системы здравоохранения РБ, а также предназначены для выполнения функций регионального фрагмента единой государственной информационной системы в области здравоохранения. Все это установлено в Концепции создания единой информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 года № 364 [5].

Одним из основных компонентов РМИАС является телемедицина.   Необходимо отметить, что применение специализированных телемедицинских систем в некоторых медицинских учреждениях не показало своей эффективности, в связи с наличием специалистов высокого уровня в «шаговой доступности» и использованием других методов взаимодействия, при этом крупные медицинские организации третьего уровня не имеют соответствующего оборудования и необходимых компетенций.

Необходимо обратить внимание на то, что кадровая проблема действительно стоит наиболее остро, для решения которой следует:

- организовывать специализированные курсы обучения по использованию ситуационных центров;

- организовывать  обучение специалистов работе с интегрированной системой управления, вести фонд видеопрезентаций, проектировать формы представления проблем на нескольких экранах и т.д.;

- следует организовать расширенные курсы обучения базовым информационно-аналитическим системам;

- необходимо разработать учебно-методические материалы по систематизации информационных технологий, используемых в ситуационных центрах;

- следует отдельно разрабатывать программы изучения методов и средств подготовки презентаций (в том числе в дистанционной форме обучения).

Таким образом, на сегодняшний момент, информационно-аналитическое управления ПНП и ЦП должно стать неотъемлемой частью государственного управления, способного обеспечивать эффективное развитие социально-экономических процессов. Развитие социально-экономического общества в настоящее время тесно связано с развивающимися Интернет-технологиями, которые должны предоставить возможность органам власти и учреждениям оказывать качественные, востребованные и доступные электронные услуги.

На наш взгляд, нельзя внедрять сложные информационные системы и при этом пренебрегать обучением пользователей. Эффективное использование информационных технологий возможно исключительно в случае их полного принятия сотрудниками органов власти и различных учреждений, а для этого они должны не только не бояться технических новшеств, но и полноценно использовать все их возможности.

 

Список литературы:

  1. Кухаренко Е.Г., Токмачев С.С. Сравнительный анализ методических подходов к управлению проектами и их применение в инфокоммуникациях // T-Comm. - 2016. - №7. -С.57-59.
  2. Тищенко Т.А., Сабирова З.Э. Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №4 (14). - С.45-49.
  3. Черников Б.В. Информационные технологии управления // Инфра - М. 2013. 368 с.
  4. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://health.bashkortostan.ru. (дата обращения 29.12.2017).
  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Росс. Федерации от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113731/. (дата обращения 28.12.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: