» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Суркова Людмила Николаевна, учитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Арт-педагогика как средство воспитания и развития младших школьников
АРТ-ПЕДАГОГИКА
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Суркова
Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Черемшанская СОШ №1 имени П.С.
Курасанова»
Республики Татарстан, п. Черемшан
Аннотация. Искусство
является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а
также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств. В
педагогической практике эти возможности искусства определяют направлением арт - педагогика.
Ключевые
слова: системно - деятельностный подход, проблемно – диалоговый
метод, духовно – нравственное развитие, начальная школа, стандарты нового
образования.
В настоящее время все более
актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные
методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с
развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.[7, 5]
А это предполагает поиск новых путей по внедрению в учебно-воспитательный
процесс современных технологий.
Современный урок невозможно
представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале современного
педагога насчитывается более ста технологий. Во всём многообразии технологий
учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и
воспитания в конкретном, определённом классе с
учётом возрастных и психологических особенностей. Механизмы воздействия
искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные
авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский,
А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области
эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания,
влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления,
воображения, эмоций и чувств.
В педагогической практике эти
возможности искусства определяют направлением
Арт-педагогика. Арт-педагогика -
это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание
личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом
предмете.[4]По сути, это педагогика воспитания
обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам.
Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец,
музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает
осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством
познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или
частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными
правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы
импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт-урок
часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать
друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Основным методом в
арт-педагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на
развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание,
формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода –
диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный
поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на
интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В
диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха – в
эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.
Основными технологиями
арт-педагогики являются:
Арт-терапия - традиционная
трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в
техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура,
архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок,
живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, все виды лепки, коллажи, и еще
огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается
непосредственно руками.
Музыкотерапия - это чрезвычайно
богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему
эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить,
что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга,
минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как
своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах.
Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать
сама по себе, как лекарство. [2, 27]
Библиотерапия основанное на
литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом
возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так
и заданные темы.
Драматерапия - одно из
направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Метод необходимо
включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое
другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало.
Сказкотерапия - использование
сказки дляприобретения знаний о законах жизни. Сказка – незаменимый источник и
стимул детского творчества. Чтобы сказка на уроке стала частью реальности,
необходимы определенные педагогические условия:
·
соответствие сказки теме и содержанию урока,
возрасту учащихся;
·
правильное определение места сказки в структуре
урока;
·
эмоциональность речи учителя;
·
умение учителя «погружаться» вместе с учащимися
в содержание сказки.
Сказки можно сочинять,
рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка учит ребенка продуктивно
преодолевать страх.[1, 60]
Игротерапия - использование
естественного для ребенка занятия – игры – как способ моделирования отношений с
окружающим миром и развитием личности.
Важно, чтобы всем ученикам было
интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит
такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность
– это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует
созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной
деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.
Проведение уроков с использованием
арт-технологий – это мощный стимул в
обучении и воспитании. Использование арт-технологий даёт возможность расширить
и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к
углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности
учащихся. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое
достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес,
желание узнать и увидеть больше.
Таким образом, сочетание
педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам
освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные
на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение
более результативным, творческим и доступным для каждого человека. Кроме того,
к очевидным достоинствам арт-педагогики следует отнести то, что ее грамотное и
систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих
путей в педагогике. Все это способствует лучшему освоению детьми и взрослыми
наук и искусств, а также — духовному и нравственному развитию, которое так
актуально на сегодняшний день.
Список литературы:
- Журнал «Начальная школа» №5, 2006.
- Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Копытин А. И. Определение арт-терапии [Электронный ресурс] : психол. портал Ментал.ру. – Режим доступа: http://profy.mental.ru/spmat/art/.
- Научно-методический журнал «Методист»
- Соколова Т.А. «Теоретико-методологические основы арт-педагогики»№ 8, 2008.
- Соколова Т.А. «Использование арт-педагогических технологий в работе с одаренными детьми» № 10, 2008.
- Педагогические технологии: Учебно-методическое пособие/ А.Н. Хузиахметов, А.В. Габдулхаков. – Казань: Магариф, 2005.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б.Воронцова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Комментарии: