» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Погребатько Елизавета Сергеевна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Коррупция в военной сфере

Статья просмотрена: 3272 раз

УДК-343

КОРРУПЦИЯ В ВОЕННОЙ СФЕРЕ

Погребатько Елизавета Сергеевна

студентка 5 курса, юридический факультет

Кубанский государственный университет, граснодар

 

Аннотация. В статье рассмотрены сущность, структура и динамика коррупционных преступлений в военной сфере. Анализируются причины коррупционной деятельности в ВС РФ, лежащие  в основе преступлений данного вида. На основе обобщенных данных предлагаются пути решения проблемы коррупции в военной сфере.

Ключевые слова. Коррупция, коррупция в армии, коррупция в военной сфере.

 

Масштабное проникновение коррупции в различные сферы государственной и общественной жизни, в том числе в оборону и безопасность, стало распространенным явлением, влекущим разлад в государственный механизм и подрывающим развитие экономической системы России.

Объемы взяточничества в современной российской армии по-прежнему очень высоки. По словам полковника юстиции Константина Беляева, уровень преступлений, связанных с коррупцией в войсковых структурах не снижается, при этом отмечается рост числа взяток.

К наиболее типичным формам проявления коррупции в военной сфере относятся взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, хищение имущества (мошенничество, присвоение и растрата), нецелевое использование бюджетных средств, покровительство при получении должности или переводу к желаемому месту службы и т.д.

По мнению самих военнослужащих, наиболее распространенными формами коррупционных проявлений на военной службе сегодня являются: оказание встречных услуг и покровительство в продвижении по службе друзей, родственников и т.п. (38% опрошенных); получение и дача взяток, подарков (36,4%); совершение хищений с использованием своих полномочий (26,6%); использование должностного положения и полномочий для получения жилья, наград, путевок, иных льгот и привилегий (23,8%); "откаты" при заключении государственных контрактов (13,3%)[1]. По другим данным, военнослужащие указывают на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (70,1% опрошенных); использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам (58%); занятия иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельности (49,4%); занятия предпринимательской деятельностью, участие в управлении коммерческими организациями (43,1%)[3].

Таким образом, не все коррупционные проявления в военной сфере являются уголовно-наказуемыми деяниями, некоторые из них относятся к административным правонарушениям, а часть нарушает моральные, нравственные или этические нормы и не подлежат государственному регулированию.

Что же служит причиной такого пугающего положения с коррупцией и нарушениями при использовании бюджетных средств и имущества в силовой составляющей Российской Федерации?

Прежде всего, в армии, как и во всем обществе резко упала мораль. Ещё со времен 90-х, в связи с положением в стране, никто не контролировал чиновников, и тогда государство дало возможность людям в погонах обогащаться за счет нее. Потеря армейского духа и морали, которые являются объединяющим началом, прежде всего, для офицерского состава, считаю одной из основных причин роста коррупционной преступности в армейской среде. Если вся служба построена на больших деньгах (ранее это выплата премий по приказам №400 [16] и №1010 [17], а с 2012 года – значительно увеличенное денежное довольствие военнослужащих), то это отвлекает от достижения высоких результатов и приводит лишь к одной мысли – сохранить эти большие деньги, ни лишится их[2].Так, по словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, – «условием выплат стали поборы с получаемых сумм в «карман» командирам либо во всякие фонды»[4].

Следующей причиной, служащей увеличению преступлений коррупционной направленности военной сфере можно назвать неразвитость и несовершенство законодательства, особенно в области государственных закупок, реализации государственного оборонного заказа.

Противоречивость законодательства и юридическая безграмотность большей части населения, в том числе и военнослужащих, позволяет военным чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа, особенно на низовом уровне. Несовершенство законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. Довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций (в основном написанных «под себя»), создающих дополнительные условия для коррупции[3].

Социально-экономические причины коррупции в основе своей строятся на низком уровне денежного довольствия военнослужащих. Когда военнослужащий сталкивается с тем, что «на гражданке» специалист примерно того же профиля получает значительно большую заработную плану, а также прилагает для этого меньше усилий — он встает перед сложным выбором — уволится с военной службы и уйти в гражданские структуры или, не теряя своего статуса военнослужащего, пытаться скомпенсировать разницу в зарплате с помощью своего служебного положения[5].

Хачикян П.П. в своей работе, посвященной коррупционным преступлениям в ВС РФ[6] выделял их 4 вида:

Первой разновидностью являлось завладение с использованием служебного положения чужим имуществом, наиболее распространенным случаем проявления которого являлись преступления служащих ВС РФ, связанные с обращением в личную собственность жилых и нежилых помещений, состоящих на балансе Минобороны России, а также схемы по продаже движимого военного имущества (питание и вещевое имущество, транспортные средства с консервации и т.д.). Чаще всего данные деяния попадают под санкции ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием его служебного положения).

Вторым видом коррумпированного поведения должностного лица в системе ВС РФ Хачикян выделяет использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данные преступления наиболее часто выражаются в ведении командирами войсковых частей и начальниками учреждений дополнительных незаконных запретов для служащих, взиманием неофициальной платы, незаконными использованиями военнослужащих для своих личных нужд (например: для уборки на личной территории, выполнении личных поручений руководства и т.д.). Чаще всего данные действия квалифицируются по ст.285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), либо по ст.286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

В качестве третьей разновидности коррумпированного поведения в военной сфере выделяют получение или дачу взятки, которые квалифицируются по ст.290 УК РФ и ст.291 УК РФ соответственно.

Четвертой разновидностью коррупции в ВС РФ является незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ). Из положений ст.10 Федерального закона « О статусе военнослужащих» вытекает положение о том, что военнослужащие не имеют права совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой. Из этого следует, что даже если военнослужащий осуществлял коммерческую деятельность через третьих лиц (знакомых, родственников, друзей), то при наличии доказательств его заинтересованности, он все равно будет нести ответственность по ст.289 УК РФ.

Итак, для борьбы с коррупцией в военной сфере нам необходимо провести полномасштабную плановую работу по следующим направлениям:

1.             Повысить денежное довольствие военнослужащих;

2.             Усилить нормотворческую работу по совершенствованию военного законодательства с целью искоренения пробелов и противоречий;

3.             Провести профилактические работы среди личного состава для формирования у военнослужащих отрицательного отношения ко всякого рода коррупционным проявлениям;

4.             Повысить качество кадрового отбора при приеме на службу.

 

Список литературы:

  1. Волков А.А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. 2012. N 9)
  2. Козлов Т.Л. Профилактика коррупции на военной службе // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 5. С. 9
  3. Климович В.А. Коррупция в армейской среде: состояние, причины и меры противодействия//Эго: Экономика. Государство. Общество.2012.№2.
  4. Сорочкин А. Срок не помогает // Деловая газета «Взгляд». 2011. 22 апреля. С. 17-18
  5. Хачикян П. П. Общевоинские причины возникновения коррупции в вооруженных силах Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1371-1374. — URL https://moluch.ru/archive/115/30999/ (дата обращения: 15.12.2017).
  6. Хачикян П.П. Противодействие коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации// Монография. - М.: Перо, 2017. - 110 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: