» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Васильчикова Анна Владимировна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности рынка инноваций

Статья просмотрена: 1183 раз



ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ИННОВАЦИЙ

Васильчикова Анна Владимировна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета СтГАУ

Научный руководитель: Смагин А.А.

СтГАУ, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые особенности рынка инноваций, его субъекты, функции, внешняя среда. Основываясь на последних статистических исследованиях проанализирован уровень развития рынка инноваций в России, а также обозначены некоторые проблемы.

Ключевые слова: внешняя институциональная среда, инновационная деятельность, рынок инноваций, структура рынка инноваций, уровень инновационного развития, цена инновационного продукта.

 

В современной экономике всю большую роль играет развитие рынка инноваций, чему способствует современный уровень технологического развития. Общий объем инновационных товаров, работ и услуг составлял более 3 трлн. рублей уже в 2015г. Так же, как и рынки традиционных товаров, рынки инновационных продуктов имеют отраслевую и географическую структуры, правовые нормы, свои формы рекламы и методику расчета цен. Сам же рынок инноваций возник на стыке рынка товаров и рынка знаний. В качестве определяющей характеристики данного рынка выделяют появление нового наукоемкого высокотехнологичного блага, которое превосходит существующие аналоги по своим характеристикам и способно увеличить конкурентоспособность предприятия реального сектора экономики. Помимо этого, можно выделить еще несколько особенностей рынка инноваций: ограниченное количество покупателей и продавцов, новизна рынка для организации, предлагающей инновационный товар (не известны потребители), а также неэластичность рынка, так как ценовая политика ограниченно влияет на объем сбыта.

Итак, под рынком инноваций стоит понимать совокупность организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по срокам, ценам и масштабам данного обмена. Подобные отношения возникают между участниками такого рынка с целью создания, внедрения и распространения нововведений. Участниками могут выступать:

1)         Интеграторы передовых технологий и проектов, т.е. организации, которые занимаются развитием прикладной и фундаментальной наук;

2)         Предприятия реального сектора экономики, выступающие в роли потенциальных или реальных заказчиков на инновационные продукты;

3)         Физические лица, которые могут играть роль как потребителей инновационных продуктов, так и генератора новых идей.

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять двойственную роль: с одной стороны, являясь покупателями научно-технической продукции на рынке производителей данного вида благ, а с другой стороны, выступая продавцами инновационного продукта при продаже его потребителям. Однако, стоит отметить, ограниченность объемов приобретаемой научно-технической продукции и возможностей самой деятельности инновационных фирм, которая непосредственно связана с объемом платежеспособного спроса потребителей инновационного продукта.

Кроме того, рынок инноваций имеет свои особенные функции, такие как:

1)                 Финансирование прикладных научных исследований;

2)                 Появление нового знания;

3)                 Создание инновационных технологий, товаров и услуг;

4)                 Удовлетворение потребностей предприятий реального сектора экономики в инновационных разработках;

5)                 Распространение инноваций;

6)                 Повышение конкурентоспособности организаций, региона, страны.

Внешняя среда рынка инноваций представлена совокупностью финансовых и нефинансовых институтов, которые содействуют развитию инновационной системы. В области финансово-экономического обеспечения задействованы:

- Частные финансовые институты: российские инвестиционные и венчурные фонды и компании;

- Государственные финансовые институты: государственные бюджетные и внебюджетные фонды, государственный заказ, государственные конкурсы;

- Международные финансовые институты: иностранные инвестиционные фонды и компании венчурного капитала, международные венчурные компании и инвестиционные фонды.

В связи с тем, что все этапы инновационного процесса характеризуются своим соотношением риска и доходности, финансирование всех этапов также различается: в основном в начале данной деятельности финансирование происходит за счет бюджетных фондов или бизнес-агентов, и только тогда, когда снижаются риски и видна положительная динамика инновационного проекта, можно ожидать финансирование из внебюджетных источников.

 

Список литературы:

1.             Индикаторы инновационной деятельности: 2017 Статистический сборник //редактор Ю.А. Полякова, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» – Подписано в печать 19.01.2017. – URL: https://www.hse.ru/primarydata/ii2017 (дата обращения 04.11.2017)

2.             Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У. Рынок инноваций и его структура // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 435-437.

3.             Баев И. А., Горшенина Д. А. Сущность, структура и функции рынка инноваций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-funktsii-rynka-innovatsiy (дата обращения: 04.11.2017).

4.             О.В. Колосова, С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова Управление инновационной деятельностью: учеб. пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. – Н. Новгород, 2012. – 566 с.

 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: