» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Тагирова Адалина Бердымуратовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Финансовая политика и государственный бюджет России в первой четверти XIX века

Статья просмотрена: 321 раз

УДК 330

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Тагирова Адалина Бердымуратовна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета

Научный руководитель: Углицких Ольга Николаевна

к.э.н., доцент кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы управления государственными доходами и пути их решения.

Ключевые слова: налоги, государственный бюджет, министерство финансов, финансы.

 

В первой четверти XIX века достаточно четко определялось кризисное состояние крепостного строя в России, углублялось разложение феодально-крепостнической системы хозяйства. Это получило проявление в прогрессирующем упадке вотчинно-дворянской мануфактуре, основывающийся  на труде крепостных, и в быстром росте капиталистического строя, основанный на вольнонаемном труде. Текстильная промышленность относилась к числу наиболее передовых отраслей. Такая напряженность российской экономической жизни оказывало сильное влияние на область финансовой политики.

Тяжелое финансовое наследие осталось после царствования Екатерины II. Состояние финансов на начало XIX века характеризовалось некоторыми последствиями правления Екатерины II: Расстроенное денежное обращение, огромный государственный долг, дефицит государственного бюджета и т.д. [3]. Дополнением данной картины служит бесконтрольность расходования государственного бюджета, казнокрадство чиновников. Значительная часть бюджета (30 - 40 %) шла на содержание армии и флота, 10 % на содержания царского двора. Из-за такого критического положения, в начале правления Александру I пришлось сократить придворные расходы, вследствие  чего получил обвинение в скупости.

На фоне данных проблем было одно положительное обстоятельство, которое помогло не допустить полного финансового краха, - развитие колонизации плодородного юга. Это вносило изменения в размещение производительных сил страны, способствовало хозяйственной специализации  и отражалось на направлении промышленного и сельскохозяйственного развития северных и нечерноземных губерний государства.  Не являясь областью производства товарного хлеба и осознавая бессмысленность конкуренции с югом в этой продукции, нечерноземье сосредоточилось на выращивании и производстве технических культур и их фабрикатов. Получаемую продукцию успешно экспортировали. Главным потребителем выступала Англия, удовлетворяя тем самым потребности своего парусного флота. Отсутствие препятствий в торговых отношениях с Англией (до 1805 года) и восстановление таможенного тарифа 1797 года положительно сказались на развитии российской внешней торговле. Такое положение торговых отношений так же оказало положительное влияние на курс бумажных денег, несмотря на эмиссию. Такое краткосрочное улучшение состояния финансов страны вселяло оптимизм в правительственные круги и продолжало незначительное отношения к финансовым проблемам и организации Финансового управления, что впоследствии дало о себе. Тем не менее в начале царствования Александра I доходы от успешной внешней политики дали возможность осуществить первые реформаторские шаги нового правительства: сделать довольно значительный акцент на просвещение (появилось пять новых университетов и других учебных заведений), вложить деньги в достройку водных путей сообщения, начатых при Екатерине II и Павле I. Но даже такой выгодный баланс не мог обеспечить покрытие все новых расходов, и бюджеты ежегодно сводились дефицитом в 20 – 25%.

Структура государственного бюджета в начале XIX века почти не изменилась по сравнению с предыдущим столетием. Даже в мирное время большая часть государственных доходов приходилась на содержание армии и флота. Так, по данным Минфина, только в 1804 году на содержание армии и флота было направлено 53 миллиона рублей, что составило 43% от общих государственных расходов. На  содержание императорского двора и духовенства в том же году было потрачено на 11 миллионов рублей, что в 3,5 раза выше, чем расходы Министерства образования. Кроме того, большие суммы были израсходованы на выплаты по займам.

Доходная часть бюджета явно не соответствовала расходам, что вынуждало правительство искать новые источники дохода, чтобы как-то сбалансировать бюджет в целом. Основной доход, полученный от казны из сбора налога на подушной подати и «питейных сборов». Эти доходы составили 63% государственных доходов. Затем последовал «соляной доход», то есть выручка от продажи соли населению по высоким ценам. Таможенные сборы не играют существенной роли и дают только 10% от дохода. Отсюда видно, что основным источником дохода государства были налоги,  взимаемые с крестьян. Любое желание увеличить доходную сторону бюджета связано с увеличением налоговых ставок, что привело к обнищанию населения и обострению социальных конфликтов. Местные сборы не были фиксированными и не ограничивались, поэтому наблюдалась тенденция к их постоянному увеличению, а также введение особых местных сборов. Отсюда постоянный и устойчивый рост задолженности крестьян. В 1823 году задолженность государственных крестьян составляла 47 млн. руб., а в 1827 году - уже 85 млн. руб. Государство было вынуждено списывать задолженность, но долг все еще оставался. Чтобы закрыть разрыв между доходом и расходами в части бюджета, правительство феодальной страны было вынуждено прибегнуть к систематическим займам и производству бумажных денег.

Дефициты первого десятилетия XIX века были во многом обусловлены многочисленными войнами, проводимыми Россией в этот период. Чрезмерные военные расходы ставили российские финансы в сложную ситуацию, а после войн 1805-1807 годов подписание Тильзитского мира, присоединение России в континентальной системе и неурожая в 1806 году ситуация стала просто невыносимой. Поскольку бумажные деньги быстро обесценивались, и денег не хватало, номинально растущий бюджет фактически неуклонно падал. Например, стоимость содержания двора в 1803 году составила 8 600 тыс. руб. в банкнотах или 7 800 тыс. руб. серебром: в 1810 году они уже составили 14 500 тыс. руб. в банкнотах, что составило 4 200 тыс. руб.  Бюджет министерства народного просвещения за 6 лет сократился в 4 раза, цены выросли на ту же сумму, а колониальные товары - еще больше. Новые школы не открылись, ситуация учителей стала довольно катастрофической. С 1801 по 1809 год общий дефицит государственного бюджета составлял 442 млн. руб., или 50 млн. руб. в год, то есть расходы ежегодно на треть превышают доходы. В этих страшных условиях Александр I обратился за помощью к М. М. Сперанскому. Он предложил пересмотреть таможенный тариф, а условия континентальной системы толковать в ограничительном смысле, так как введенная для разорения Англии, она, прежде всего, разоряла Россию. В 1810 году российские гавани открылись для всех судов под нейтральным флагом, таможенный тариф был пересмотрен, чтобы запретить ввоз предметов роскоши из-за рубежа и увеличить пошлины на иностранные товары фабричной промышленности. Оба этих обстоятельства улучшили положение российских финансов, и если бы план Сперанского был полностью реализован, это, несомненно, привело бы к увеличению бумажного курса рубля. Но выпуск в 1810 году дополнительных 43 млн. руб. банкнотами, привел к падению их обменного курса до 20 копеек. [1]

Тяжелое финансовое положение России еще больше расстроила Отечественная война 1812 года. Военные разрушения и разорение крестьянских хозяйств западных губерний уменьшило доходную часть бюджета на 138 млн. руб. Вследствие отсутствия бюджетного единства и существования множества специальных ведомственных финансов общую стоимость войны 1812 - 1815 годов подсчитать довольно трудно. С определенной долей вероятности можно сказать, что она составила более миллиарда рублей. Довести до конца военную кампанию помог подъем патриотизма и национального чувства населения России. Добровольные прямые пожертвования населения составили только в 1812 году более 100 млн. руб. На фоне самоотверженной народной борьбы еще более чудовищными кажутся злоупотребления чиновников: растраты, присвоение казенных денег, махинации с подрядчиками,  расхищение средств, выделенных на продовольствие и обмундирование войск, на медикаменты для раненых. О размахе данного явления говорит возбуждение более 100 судебных дел. Такая ситуация еще более углубляла финансовое расстройство страны, доводя общий дефицит государственного бюджета до 360 млн руб., который покрывался за счет увеличения налогов, внутренних займов, выпуска ассигнаций и денежных субсидий, полученных от Англии. Заинтересованная в победе российского оружия, Англия субсидировала Россию крупными суммами, выплачиваемыми звонкой монетой или полновесными английскими кредитными билетами. Курс российского рубля стоял особенно высоко именно в 1812 году на лондонской бирже во время пребывания Наполеона в Москве. От полного банкротства Россию также спасло превышение вывоза над ввозом, расширение торговли с Китаем и Средней Азией.

Война еще более подорвала финансовое хозяйство и без того слабую бюджетно-сметную дисциплину. Жалобами на пренебрежение сметными правилами и беспредельное увеличение внесметных расходов пронизаны письма министра финансов Д.А. Гурьева к A.A. Аракчееву. К тому же с 1813 года министерство финансов порывалось изменить таможенный тариф на более либеральный, поскольку новый министр выступал выразителем фритредерских взглядов, выгодных крупным землевладельцам - главным поставщикам хлеба в Европу и потребителям импортных товаров. Ввиду протеста московских фабрикантов, серьезные изменения в таможенный тариф удалось внести в 1819 году. Понижение пошлин на импортные товары заставило многие русские фабрики сократить или прекратить свою деятельность. Это подрывало самую доходную, по подсчетам ученого статистика К. И. Арсеньева, полотняную и парусинную фабричную промышленность России. Активное сопротивление фабрикантов заставило правительство в 1822 году вновь вернуться к протекционистскому тарифу. В конце царствования Александра I единственным ведомством, в котором начал устанавливаться порядок, было министерство финансов, когда по рекомендации A.A. Аракчеева на посту министра финансов никчемного Гурьева сменил честный и знающий Е.Ф. Канкрин. [5]

Итак, первая четверть XIX века не привела к изменению государственного строя и не внесла существенно новых черт в финансовую политику самодержавной России. Не удалось создать рациональную бюджетную систему, оздоровить государственные финансы и разработать схему предотвращения их дальнейшего ухудшения.

 

Список литературы:

  1. Аникева А. А. Финансовая система М. М. Сперанского и ее содержание / Финансы и кредит. - 2010. - № 5. - С. 90-95.
  2. Муравьева Л. А. Финансовая политика Екатерины II / Финансы и кредит. - 2010. - № 22. - С. 72-80.
  3. Топровер И. В. Очерки по истории финансовой науки: Санкт-Петербургский университет // Финансы и кредит. - 2008. - №44. - С. 76-78.
  4. Шитов В.Н. История финансов России / учебное пособие – 2 - изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 160 с.
  5. Шитов В. Н. История финансов России: учебное пособие / М.: КНОРУС, 2011.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: