» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Шулбаева Юлия Александровна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методика изучения темы "Многогранники" в курсе стереометрии с использованием коллективного способа обучения
УДК 514
МЕТОДИКА
ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ МНОГОГРАННИКИ В КУРСЕ СТЕРЕОМЕТРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО
СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
Шулбаева
Юлия Александровна
Хакасский государственный университет им.
Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация.
Целью
данной работы является рассмотрение особенностей методики изучения темы
многогранники в курсе стереометрии с использованием коллективного способа
обучения. В соответствии с поставленной целью сформированы задачи: изучить
теоретические и методологические особенности применения КСО в обучении математики; дать характеристику методике изучения темы
многогранники по лекциям; составить методические материалы по организации
изучения темы многогранники с использованием КСО. Рассмотренные методические особенности
могут быть использованы учителями и студентами-практикантами в
общеобразовательной школе.
Ключевые
слова. Методика изучения, многогранники, коллективный способ
обучения.
Введение
Целью данной работы является рассмотрение
особенностей методики изучения темы многогранники в курсе стереометрии с
использованием коллективного способа обучения. В соответствии с поставленной
целью сформированы задачи: изучить теоретические и методологические особенности
применения КСО в обучении математики; дать характеристику методике изучения темы
многогранники по лекциям; составить методические материалы по организации
изучения темы многогранники с использованием КСО. Рассмотренные методические
особенности могут быть использованы учителями и студентами-практикантами в
общеобразовательной школе.
Методика изучения темы
многогранники
В который теме «Многогранники» вводятся третий такие характеристики основе как численные, траивание т.е. высоты, достичь длины ребер, уметь величины углов, уметь площади поверхностей. Также следует вводятся качественные применение характеристики. Изучаются задача всего два такой вида многогранников: обучающим призмы и пирамиды.
Главная полученные цель преподавателя - получить учеников от учеников знания разработать данной классификации, должен которая введена сделать в учебнике. Вторая суть цель преподавателя, кодомцев не менее важная - это доказывать получить знания которого у учащихся всех заключение теорем с доказательствами.
И частные третья цель критерии преподавателя – это модель научить учеников ребрами правильно и логически поэтому решать задачи. Фактически находить все задачи уметь вычислительные, в основном, проблем задачи являются дежурному простыми. Н.Л. Стефановa, в своей формуле работе «Методика и технология треугольная обучения математике» предлагает аккуратное изучение многогранников цель в курсе стереометрии (или своего в едином курсе платоновыми геометрии, если учебной учитель реализует получить идею фузионизма) связать обучение с субъектным опытом вопросов школьников, поскольку одна с большинством многогранников, понятий а также с цилиндром, закрепления конусом и шаром теме они знакомы.
Главная
задача темы «Многогранники» - это рассмотреть с учениками систематические
сведения об основных видах многогранников. После того как школьники
познакомятся с понятиями тетраэдра и параллелепипеда, им следует углубить
представления о многогранниках и их свойствах. Используя многогранники, а
именно куб, тетраэдр, призма, школьникам требуется перечислить элементы данных
многогранников, т.е. таких как вершина, ребро, грань и диагонали тел. Если
школьники освоят все термины и понятия, то им нетрудно будет понимать условие
задачи. Уже после данной теме необходимо изучать выпуклые и не выпуклые
многогранники.
Изучение
теоретических аспектов темы многогранники с использованием КСО
Под
коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический
способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится
определяющей, системообразующей формой организации всей структуры
учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.
Коллективная
форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором
каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом
коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим
коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Особенности
методики КСО:
- коллективная учеба формирует и
развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;
- коллективная учеба включает каждого
ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
- коллективные способы обучения создают
условия психологического комфорта;
- коллективные способы обучения
приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте,
оценивайте друг друга;
- коллективные способы обучения всеми
своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты
самообучения.
Обучение решения задач с использованием элементов технологии
КСО
Существует
несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях.
В
процессе обучения математике целесообразно применять методику “Взаимообмен
заданиями”. Целью методики является отработка практических умений и навыков на
серии аналогичных заданий. После того, как закончено изучение программы или
какой-либо её части, выполнены задания, встает вопрос о проверке. Для
этого применяется методика
взаимопроверки индивидуальных заданий (ВПЗ).
Методика
взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления и
повторения пройденного материала. Индивидуальные задания представляют собой
набор карточек, включающий все типы вопросов и задач, которые участник
образовательного процесса должен был освоить, изучая программу.
Коллективные угол способы обучения – одна сымв из наиболее эффективных умений педагогических технологий.
Рассмотрим
решение типичных ошибок в изучении теории и решении задач по теме
«Многогранники» с использованием КСО.
Основой
развития образного мышления является графическая грамотность. Обучение
графической грамотности и на ее основе развитие образного мышления диктует
следующие принципы системы изображений в курсе геометрии:
-
каждое изображение системы должно обладать свойствами, в наибольшей степени
способствующими достижению целей преподавания геометрии;
-
изображений должно быть достаточно много;
-
должны использоваться различные изображения одной и той же фигуры;
-
сложные для построения и их чтения изображения должны складываться из
сочетающихся с ними предшествующих простых, выполненных на одной и той же
проекционной модели пространства.
Вопрос
о переходе от одних единиц измерения к другим, может быть решен с помощью КСО.
Перевод одних единиц в другие должен опираться на знание линейных метрических
зависимостей. Полезно, если учащиеся составят табличку зависимостей между
основными единицами объема, и будут пользоваться ею в дальнейшем при выполнении
упражнений. Возможно применить методику “Взаимообмен заданиями”. Целью методики
является отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.
Заключение
Коллективная форма обучения –
это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по
очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то
его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все
обучают каждого и каждый обучает всех.
Использование КСО на уроках
математики позволяет реализовать следующие цели:
1.
расширение и углубление знаний, формирование
умений решать задачи повышенной сложности.
2.
развитие умения самостоятельно работать.
3.
создание условий для повторения, ликвидации
пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
4.
формирование навыков учебного труда, умений
самостоятельно работать над заданием.
5.
ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
6.
развитие навыков и умений осуществлять
самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях.
7.
доведение учащихся до минимального уровня
усвоения знаний и способов деятельности.
Список литературы:
- Автономова Т.В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: Книга для учителя./ Т.В. Автономова, Б.И. Аргунов. – М.: Просвещение, 1988.
- Александров А.Д. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2014. - 255с.
- Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. - М.: Просвещение, 2016. - 255с.
- Боженкова Л.И. Планиметрия в таблицах, предписаниях, УУД. Учебные материалы. – М., Калуга: КПГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – 48 с.
- Болтянский В.Г. Элементарная геометрия: Кн. для учителя. / В.Г. Болтянский. - М.: Просвещение, 1985. – 320 с.
- Зив Б.Г. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. - М.: Просвещение, 2013, - с.271
- Иванова Т.А. Современный урок математики: теория, технология, практика: книга для учителя. – Н. Новгород, НГПУ, 2017. – 288 с.
- Киселев А.П. Геометрия: Учебник для 9-10 классов средней школы. / А.П. Киселев. - М.: 2004. - 328с
- Методика преподавания математики: Общая методика. / Составители: Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985.
- Паповский В.М. Углубленное изучение геометрии в 10-11 классах: Метод. рекомендации к преподаванию курса геометрии в 10-11 кл. по учеб. пособию А.Д. Александрова, А.Л. Вернера, В.И. Рыжика: Кн. для учителя. / В.М. Паповский. - М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
- Петрова Е.С. Теория и методика обучения математике: Учеб.-метод. пособие для студ. мат. спец.: В 3 ч. Ч. 1. Общая методика. / Е.С. Петрова -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 84 с.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014 - 175 с.
- Саакян С.М. Изучение темы «Многогранники» в курсе 10 класса. /С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. // Математика в школе. – 2000. - № 2.
- Стефановa Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Курс лекций М.: Дрофа, 2005. — 416 с.
Комментарии: