» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023
Автор: Суворов Никита Витальевич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности регулирования труда иностранных работников
Дата публикации: 10.12.2023
УДК 349.222.2
ОСОБЕННОСТИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Суворов
Никита Витальевич
Гришанов
Алексей Витальевич
студенты
Саратовская государственная юридическая
академия, г. Саратов
Аннотация.
В
статье раскрывается понятие трудового договора и особенности его заключения с
иностранными работниками. Авторы анализируют законодательство и проблематику
заключения трудового договора с иностранными гражданами.
Ключевые
слова: трудовой договор, иностранные работники, трудовые мигранты.
В современном мире трудовая
миграция является одним из самых распространенных видов миграции. В
соответствии с определением, приводимым в демографическом понятийном словаре
под редакцией Рыбаковского Л.Л., трудовая миграция представляет собой
перемещения людей, связанные с занятостью и поиском работы, и может происходить
как на территории одной страны, так и между различными странами [1, с. 307].
Субъектами данного вида миграции являются, соответственно, граждане страны в
рамках внутренней трудовой миграции и иностранные граждане, которые
осуществляют внешнюю трудовую миграцию.
Так кто же такие трудовые
мигранты? Конвенция МОТ № 97 (от 1 июля 1949 г.) дает следующее определение: «трудящийся
мигрант» определен как человек, который пересекает границу при трудовой
миграции в рамках международных соглашений [2]. Данное определение не включает
в себя внутренних трудовых мигрантов и нелегальных трудовых мигрантов.
Аналогичное определение можно также найти в Конвенции МОТ № 143 (от 9 декабря
1978г.) [3].
Правовое положение и регулирование
трудовой деятельности трудящихся мигрантов определено в Федеральном законе от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и в Трудовом
кодексе соответственно. Так, основой правового положения иностранных граждан в
Российской Федерации является норма, согласно которой «Иностранные граждане
пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с
гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом» (ст.4 ФЗ № 115) [4]. В сфере труда Конституция РФ предоставляет
иностранным гражданам право на свободу передвижения по территории РФ (ст.27),
выбор места пребывания и жительства, право на обращение в суд и в другие
государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных,
семейных и иных прав (ст.46), право участвовать в трудовых отношениях (ст.37)
[5].
К исключениям можно отнести:
1. Запрет на
замещение должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и
радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом
РФ [6].
2. Невозможность
замещать должность нотариуса или быть патентным поверенным [7].
3. Запрет на
замещение должности государственной службы и другие [8].
По общему правилу осуществлять
трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при
наличии разрешения на работу или патента. К содержанию трудового договора с
иностранным работником предъявляются как общие требования, предусмотренные ст.
57 ТК РФ, так и специальные (ст. 327.2 ТК РФ). Последние требуют указания в
договоре информации о документах, подтверждающих законность пребывания
(проживания) на территории страны и оснований для получения медицинской помощи
в течение срока действия договора. В то же время, законодательство России не
содержит нормы о составлении трудового договора на языках обеих сторон, которая
предусмотрена в Рекомендации № 86 МОТ «О трудящихся мигрантах» (пересмотренной
в 1949 году) [9].
Одной из основных задач в
области трудовой миграции является улучшение механизмов регулирования
привлечения иностранных работников, включая высококвалифицированных
специалистов. В этом контексте возможность дистанционной работы может оказаться
полезной. Высококвалифицированные специалисты могут быть привлечены к работе с
частично удаленным исполнением трудовых обязанностей.
Несмотря на отсутствие запрета
на дистанционный труд иностранных работников, Министерство труда и социальной
защиты РФ запрещает заключение трудового договора о дистанционной работе с
иностранными работниками, проживающими за рубежом, поскольку обеспечение
работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих
за пределами Российской Федерации, не представляется возможным [10].
Это ограничивает свободу
трудового договора и не соответствует целям Трудового кодекса РФ. Чтобы решить
эту проблему, можно предусмотреть в трудовом договоре о дистанционной работе с
иностранными работниками, находящимися за рубежом, условие о применимом праве.
Как уже было указано ранее,
иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, на них
распространяется важнейший принцип трудового права – запрет дискриминации в
сфере труда (ст.3 ТК РФ).
В настоящее время наблюдается
такое явление, как ограничение в приеме на работу в отдельных отраслях
экономики. К таким примерам можно отнести: постановление Губернатора
Амурской области от 26 сентября 2022 № 206 [11], постановление Губернатора
Тюменской области от 16 декабря 2021 № 288 [12] и другие.
Данные постановления запрещают
привлекать хозяйствующим субъектам иностранных граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на основании патентов по таким видам экономической деятельности как,
например, деятельность сухопутного пассажирского транспорта, перевозка
пассажиров в городском и пригородном сообщении, образование, деятельность
легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, добыча руд
цветных металлов и другие.
Вышеуказанные нормы не будут
являться дискриминационными, поскольку они имеют законодательную основу (п.6
ст. 18.1 ФЗ № 115) и направлены на обеспечение национальной безопасности, поддержание
оптимального баланса трудовых ресурсов, содействие в приоритетном порядке
трудоустройству граждан Российской Федерации и решение иных задач внутренней и
внешней политики государства (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).
Данная норма регулирует
легальную внешнюю трудовую миграцию и защищает внутренний рынок труда от
незаконных мигрантов и социального демпинга путем установления правовых норм
для иностранных граждан и лиц без гражданства, создает условия для повышения
мобильности трудовых ресурсов внутри страны.
Так же существует проблема, согласно
Рекомендации МОТ «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» в ст.22
сказано о заключении трудового договора на языке, понятным для работника, т.е.
на двух языках. Однако российское трудовое законодательство не предусматривает
такого права. Это приводит к нарушение прав иностранных граждан. Поэтому
предлагаем внести изменения в ТК РФ, предусмотрев в ст. 327.1 норму о составлении
трудового договора на двух языках по заявлению такого работника.
Исходя из всего вышесказанного
можно сделать вывод о том, что текущее трудовое законодательство можно улучшить
в части регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами.
Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование трудового
законодательства в данной области.
Список литературы:
- Рыбаковский Л.Л. Демографический понятийный словарь. - М.,: ЦСП, 2003. С. 350.
- Конвенция № 97 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 965 - 981.
- Конвенция № 143 Международной организации труда «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020; СЗ РФ. 2022. № 41.Ст. 6933.
- Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 № 81-ФЗ (в ред. от 28.02.2023) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 № 4462-I (в ред. от 24.07.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации . 1993. № 10. Ст. 357.
- Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
- Рекомендация № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 982 - 999.
- Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № 17-3/ООГ-578 // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. 2016. № 7.
- Постановление губернатора Амурской области от 26 сентября 2022 № 206 «Об установлении запрета на привлечение в 2023 году хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Амурской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации. 2022 г. № 2800202209260007.
- Постановление губернатора Тюменской области от 16 декабря 2021 № 288 «Об установлении на 2022 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Тюменской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2021 г. - № 7200202112170006.
Комментарии: