» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023

Автор: Белозерова Елена Юрьевна, Сарапульцева Полина Андреевна, студенты
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Нарушение опорно-двигательного аппарата у школьников

Статья просмотрена: 798 раз
Дата публикации: 10.12.2023

 

НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ.

Белозерова Елена Юрьевна

Сарапульцева Полина Андреевна

студенты

Уточкин Юрий Анатольевич

к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера» Минздрава России, г. Пермь

 

Аннотация. В статье представлены данные исследования медицинских карт школьников 1 и 8 класса лицея №10 и школы «Точка» г. Перми. Установлено, что заболеваемость ОДА у первоклассников 2022 года выше, чем у первоклассников 2015 года (на 11% в лицее №10 и 4% в школе «Точка»), а также высокая тенденция роста нарушений ОДАза период обучения у учеников 8 класса (год поступления - 2015). В лицее №10 она составила 40%, а в школе «Точка» - 43%.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, ОДА, сколиоз, плоскостопие.

 

Введение. Нарушения опорно-двигательного аппарата традиционно занимают ведущие позиции в структуре заболеваний школьников. Число детей с различными нарушениями осанки и структурными деформациями позвоночника значительно возрастает в ходе обучения в школе. В целом среди детей, приходящих в первые классы общеобразовательных школ, 25-30% имеют те или иные отклонения состоянии здоровья, тогда как среди выпускников школ эта цифра возрастает до 80% [1-4].

На первый план среди патологий опорно-двигательного аппарата выходят сколиоз и плоскостопие. Ежегодно на профилактических медосмотрах они выявляются у каждого второго школьника. Сколиоз и плоскостопие - это два отдельных состояния, однако они могут быть взаимосвязаны. Некоторые исследования показывают, что люди с плоскостопием могут иметь повышенный риск развития сколиоза, особенно если плоскостопие сопровождается неравномерным распределением веса на стопе и несимметричным движением ног[5-6].

Цель: выявить нарушения опорно-двигательного аппарата, сравнить их распространенность среди школьников 1 и 8 класса.

Материалы и методы. Проведено аналитическое исследование медицинских карт школьников 1 и 8 класса лицея №10 и школы «Точка» г. Перми с целью сравнения распространенности нарушений опорно-двигательного аппарата учеников 1 класса (2022 г) и 1 класса (2015 г), а также отслеживания тенденции роста нарушений ОДА у учеников 8 класса за период обучения. Всего было проанализировано 123 медицинских карт школьников, из них- 58 из лицея №10: 1 класс – 28, 8 класс – 30; 65 - из школы «Точка»: 1 класс – 32, 8 класс – 33.

Результаты. В ходе исследования медицинских карт в лицее №10 было получено: у первоклассников 2022 года количество случаев нарушения опорно-двигательного аппарата составляет 16, из них 56% – сколиоз (55%-мальчики, 45% - девочки), 44% – плоскостопие (28% - мальчики, 72% - девочки). Всего детей с нарушениями ОПА – 11 (39% от численности класса)з них оба заболевания имеют 45%. В сравнении первоклассники 2015 года (ныне 8 класс) имели 19 случаев, из них 47% –сколиоза (33% - мальчики, 67% -  девочки), 53% - плоскостопие (70% - мальчики, 30% девочки). Всего детей с нарушениями ОПА – 15 (50%от численности класса), из них оба заболевания имеют 26%. Таким образом, склонность к заболеваемости ОПА у первоклассников 2015 года выше на 11%.

Была проанализирована тенденция роста нарушений опорно-двигательного аппарата за период обучения у учеников 8 класса (год поступления - 2015) лицея №10. В 8 классе обнаружено 43 случая нарушений ОПА, из них сколиоз – 58% (36% - мальчики, 64% - девочки), плоскостопие – 42% (44% - мальчики, 56% - девочки)сего подростков с нарушениями ОПА – 27 (90% от численности класса), из них 59 % - имеют оба заболевания. Таким образом, за период обучения численность детей с нарушениями ОПА  выросла на 40%.

Аналогичное исследование было проведено в школе «Точка»,  получены следующие данные: у первоклассников 2022 года количество случаев нарушения опорно-двигательного аппарата составляет 16, из них 44% – сколиоз (57% - мальчики, 43% - девочки), 56% – плоскостопие (55%-мальчики, 45% - девочки). Всего детей с нарушениями ОПА – 14 (44% от численности класса), из них оба заболевания имеют 14%.В сравнении первоклассники 2015 года (ныне 8 класс) имели 21 случаев, из них 52% – сколиоза (45% - мальчики, 55% - девочки), 48% - плоскостопие (60% - мальчики, 40% - девочки). Всего детей с нарушениями ОПА – 16 (48% от численности класса), из них оба заболевания имеют 31%.В результате, у первоклассников 2015 года склонность к заболеваемости ОПА выше на 4%.

Проведена оценка тенденции роста нарушений опорно-двигательного аппарата за период обучения у учеников 8 класса (год поступления - 2015) в школе «Точка». В 8 классе обнаружено 45 случаев нарушений ОПА, из них сколиоз – 60% (44% - мальчики, 56% - девочки), плоскостопие – 40% (38% - мальчики, 62% - девочки)сего подростков с нарушениями ОПА – 30 (91%), из них оба заболевания имеют 50%. Следственно, за период обучения численность детей с нарушениями ОПА выросла на 43%.

Вывод. По итогам исследования в обеих образовательных организациях у первоклассников 2015 года была выявлена бо́льшая склонность к заболеваемости ОПА в сравнении с первоклассниками 2022 года. Заболеваемость у первоклассников 2015 года в лицее №10 составила 50 % , что на 11% выше, чем у первоклассников 2022 года (39%). Заболеваемость у первоклассников 2015 года в школе «Точка» составила 48 %, что незначительно выше (на 4%), чем у первоклассников 2022 года – 44%.

Полученные результаты можно связать с тем, что в последние годы уделяется больше внимания профилактике данных заболеваний (правильный подбор обуви, регулируемое рабочее место в соответствии с возрастом ребенка). В случае выявления заболеваемости у ребенка родители все чаще начали прибегать методам коррекции (ортопедические стельки, корсеты для осанки)[5].

В обеих образовательных организациях отмечается высокая тенденция роста нарушений опорно-двигательного аппарата за период обучения у учеников 8 класса (год поступления - 2015). В лицее №10 она составила 40%, а в школе «Точка» - 43%.

Тенденция роста количества нарушений ОПА у школьников за период обучения может быть связана с увлечением детей гаджетами, длительным нахождением ребенка за рабочим столом с  неправильным положением тела, неправильного чередования физической активности и отдыха, ношением обуви на плоской подошве или высоком каблуке [7].

Список литературы:

  1. Мансурова Г.Ш., Рябчиков И.В., Мальцев С.В., Зотов Н.А. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2017 год, 62 (5).
  2. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории // Методическое пособие. Москва, 2019 год.
  3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» как инструмент международного взаимодействия в охране здоровья детей. Российскийпедиатрическийжурнал 2011; 4:12–18.
  4. Белова О.А. Диагностика и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников. Журнал научных статей «Здоровье и образованиев XXI веке» (Серия медицина) 2012; 14: 1: 114–117.
  5. Мирская Н.Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костно-мышечной системы детей и подростков в современных условиях. Гигиена и санитария 2013; 1: 65–71
  6. https://n-d-c.ru/publications/zabolevaniya-kostno-myshechnoj-sistemy/skolioz-i-ploskostopie/
  7. https://infourok.ru/sostoyanie-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-shkolnikov-5050192.html


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: