» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (70) 2023
Автор: Колмакова Анастасия Сергеевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние физических нагрузок на психоэмоциональное состояние спортсменов-легкоатлетов
Дата публикации: 24.12.2022
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
НАГРУЗОК НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Колмакова Анастасия Сергеевна
студент
Е. В.
Дворцова
канд.
психол. наук, доцент;
Кузбасский
гуманитарно-педагогический институт
Кемеровского
государственного университета, г. Новокузнецк
Аннотация.
В статье рассматривается, как физические нагрузки
влияют на психоэмоциональное состояние спортсменов-легкоатлетов, в виде
краткого обзора экспериментального исследования.
Ключевые
слова: психоэмоционально состояние,
физические нагрузки, спортсмены-легкоатлеты, эксперимент, эмоции, психика,
соревнования.
В наше время все больше спортсменов подвергают себя к
неблагоприятному предстартовому и соревновательному состоянию. Становится все
больше случаев при которых спортсмены психологически не готовы выступить на
соревнованиях, причин данного феномена очень много, в него могут входить:
панические атаки из-за высокой конкуренции, эмоциональное истощение,
психическая напряженность и т.д.
Психологическая подготовка занимает особое место в
современном спорте. Благодаря стабильному психологическому состоянию спортсмены
могут благополучно готовиться и выступать на важнейших стартах в сезоне. То
есть, для успешного выступления на соревнованиях спортсмен-легкоатлет должен
быть психологически готов к предстоящим трудностям в ходе предсоревновательного
процесса и на самих соревнованиях.
Результат выступления спортсмена на соревнованиях зависит от
многих факторов, таких как:уровень технической подготовленности, развитие
физических качеств, функциональные и психические возможности, тактическая
подготовка спортсмена.
При подготовке спортсмена к соревнованиям тренер обращает
внимание на психологическое благополучие своего воспитанника, а также наиболее
важным показателем является психоэмоциональное состояние
спортсмена-легкоатлета. К психоэмоциональному состоянию относят совокупность
таких факторов, как: нервно-психическая устойчивость, психическая
напряженность, а также самочувствие и активность спортсмена.
Таким образом, на крупных соревнованиях в сложных условиях
спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией, где спортсмены имеют
равную техническую и физическую подготовленность, придерживаются одинаковой
тактики, чаще побеждают те из них, кто имеет более высокий уровень развития
моральных, волевых и специальных психических качеств. Поэтому, учитывая
актуальность данной проблемы, тема нашего исследования: «Влияние физических
нагрузок на психоэмоциональное состояние спортсменов-легкоатлетов»
Гипотеза:
физические нагрузки влияют на психоэмоциональное состояние
спортсменов-легкоатлетов, а именно: повышают нервно-психическую устойчивость,
понижают психическую напряженность, а также повышают самочувствие и активность.
Цель:
исследование влияние физических нагрузок на психоэмоциональное состояние
спортсменов-легкоатлетов.
Задачи:
- Провести психологический анализ психоэмоционального состояния спортсменов-легкоатлетов.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияние физических нагрузок на психоэмоциональное состояние спортсменов-легкоатлетов.
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию «Влияние физических нагрузок на психоэмоциональное состояние спортсменов-легкоатлетов».
- Провести первичную диагностику психоэмоционального состояния спортсменов-легкоатлетов в экспериментальной и контрольной группах.
- После физических нагрузок провести вторичную диагностику психоэмоционального состояния спортсменов-легкоатлетов в экспериментальной и контрольной группах.
- Выявить влияние физических нагрузок на психоэмоциональное состояние спортсменов-легкоатлетов.
Методы:
теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование,
экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных –
оценка достоверности отличий (t-критерий
Стьюдента).
Методики:
- Методика «оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин);
- Методика «Прогноз» (В.Ю. Рыбников);
- Опросник «Состояние, активность, настроение» (А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников).
Выборка:30
спортсменов-легкоатлетов, из них 15спортсменов в экспериментальной группе и 15
в контрольной.
Результаты экспериментального исследования.
Нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования
с тестированием до и после воздействия для выявления влияния физических
нагрузок на психоэмоционально состояние спортсменов-легкоатлетов. Использование
математического метода обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые
различия в дельта-значениях психоэмоционального состояния между
экспериментальной и контрольной группами.
Полученное по методике «Тест САН» значение самочувствия
tэмп. = 2,5 больше tкрит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05),
значение активности tэмп. = 0,62 меньше tкрит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤
0,05). Полученное по методике «Прогноз» (В. Ю. Рыбников) значение
нервно-психической устойчивостиtэмп. = -6,49 больше tкрит. = 3,69 (при уровне
значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Оценка уровня
нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин) значение нервно-психического
напряжения tэмп. = -4,3 больше tкрит. = 3,67 (при уровне значимости p ≤
0,001).
Полученные данные свидетельствую о том, что физические
нагрузки повлияли на психоэмоциональное состояние, а именно повысили показатели
самочувствия и активности, понизили нервно-психическое напряжение и повысили
нервно-психическую устойчивость.
В процессе математической обработки данных были выявлены
статистически значимые различия между дельта-значениями «Самочувствие»,
«Нервно-психическая устойчивость», «Нервно-психическое напряженность», а также
незначительные изменения по дельта-значению «Активность». Из этого можно
сделать вывод, что физические нагрузки повлияли на психоэмоциональное состояние
спортсменов-легкоатлетов.
При оценке для анализа экспериментального воздействия был
проведен анализ валидности эксперимента.
Для соблюдения
внутренней валидности была составлена выборка из 30 спортсменов-легкоатлетов, в
возрасте от 17 до 19 лет. В ходе первичной диагностики было выявлено, что до
начала физических нагрузок по методике «Тест САН» спортсмены-легкоатлеты
обладают средним уровнем Самочувствия и Активности. По методике «Прогноз» (В.
Ю. Рыбников) нервно-психическая устойчивость находится на среднем уровне. По
методике «Оценка уровня нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин)
исследуемые спортсмены-легкоатлеты обладают средним уровнем нервно-психической
устойчивости.
Для удовлетворения внешней валидности в нашем исследовании
была составлена схема структурно-методологического анализа психологического
эксперимента, в рамках которой были предусмотрены и учтены возможные
дополнительные переменные, а именно производился контроль за поведением и
сохранением условий. Стоит учесть
несколько фактов, которые могли отвлекать респондентов от прохождения методик:
- Шум от тренировочных групп;
- Присутствие исследователя, который мог искажать показатели;
- Тренировочная деятельность других спортсменов-легкоатлетов;
- Интерес тренера-преподавателя о ходе эксперимента;
- Интерес от других спортсменов-легкоатлетов о проводимом эксперименте.
Операциональная валидность заключалась в проверке гипотезы о
том, что физические нагрузки влияют на психоэмоциональное состояние
спортсменов-легкоатлетов, а именно повышают нервно-психическую устойчивость,
понижают психическую напряженность, а также повышают самочувствие и активность,
подтверждена за счет составления плана эксперимента и подбором методик:
- Тест Самочувствие, активность, настроение (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников);
- Методика «Прогноз» (В.Ю. Рыбников);
- Методика «оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин).
Конструктная валидность, выражающая адекватность метода
интерпретации экспериментальных данных теории, была удовлетворена за счет
проведения теоретического анализа понятия «Психоэмоциональное состояние» и за
счет изучения научной литературы о психологических особенностях
спортсменов-легкоатлетов. Так, психоэмоциональное состояние представляет собой
реакцию на нагрузку, индивидуальные особенности и биологические ритмы
психофизиологических функций организма, которое включает в себя такие понятия
как самочувствие, активность, нервно-психическая напряженность и
нервно-психическая устойчивость. В психологической науке по теме данного
исследования не имеется научных трудов, что в свою очередь детерминирует нашу
актуальность, однако, имеется ряд трудов, посвящённых исследованиям физических
нагрузок на психику человека.
Таким образом, исходя из анализа результатов исследования
влияния физических нагрузок на психоэмоциональное состояние
спортсменов-легкоатлетов был определен дальнейшее направление научного
исследования, в котором будет реализована работа по удовлетворению внутренней и
внешней валидности.
Список литературы:
- Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург : Москва [и др.] : Питер, 2012. — 582 с. : ил., портр., табл.; 24 см c. — Текст : непосредственный.
- Паценко, А. В. Синдром перетренированности: особенности влияния интенсивных физических и психоэмоциональных нагрузок на функциональное состояние организма спортсменов / А. В. Паценко. — Текст : электронный // cyberleninka.ru : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-peretrenirovannosti-osobennosti-vliyaniya-intensivnyh-fizicheskih-i-psihoemotsionalnyh-nagruzok-na-funktsionalnoe (дата обращения: 10.12.2022).
- Присталова, А. С. Особенности эмоционального состояния спортсменов во время тренировочного процесса и соревнований / А. С. Присталова. — Текст : электронный // elar.rsvpu.ru : [сайт]. — URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/17060/1/vpz_2016_094.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
Комментарии: