» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Нестеренко Юлия Андреевна, магистр
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Особенности подготовки и повышения квалификации работников предприятий гражданской авиации

Статья просмотрена: 511 раз

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Нестеренко Юлия Андреевна

магистр

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г.Новосибирск

 

Подготовка и повышение квалификации работников предприятия ГА - две стороны одного процесса. Подготовка связана с развитием общего интеллекта, а повышение квалификации - с приобретением знаний, умений и навыков, относящихся непосредственно к выполняемой работе.

Повышение квалификации представляет собой целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятий гражданской авиации достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям.

Целью организации подготовки кадров предприятий гражданской авиации должно стать создание системы непрерывного обучения на основе оптимального сочетания различных форм подготовки и повышения квалификации вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Подготовка работников предприятий гражданской авиации является одним из компонентов системы развития персонала. Помимо подготовки в систему входит работа с кадровым резервом, адаптацией  и оценкой персонала. До некоторых пор большая часть направлений развития персонала велась бессмысленно, эпизодически, но на сегодняшний день эффективность этих мероприятий вышла на первый план.

Подготовки кадров является составляющей частью процесса обучающей деятельности предприятий гражданской авиации. Данная деятельность состоит, прежде всего, в организации непрерывного учебного процесса, направленного на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала авиапредприятий.

В процессе подготовки и повышения квалификации  персонала принимает участие множество сотрудников предприятия, что позволяет выделить субъектов обучения и определить их функции:

- руководитель предприятия -    утверждает план и бюджет обучения;

- руководитель структурного подразделения -  определяет потребность в обучении, формирует и направляет заявку на обучение ответственному подразделению;

- служба управления персоналом -  составляет планы и  программы обучения персонала, занимается организацией, проведением и   контролем подготовки или повышением валификации персонала  предприятия;

- исполнитель -  осуществляет процесс обучения работников;

- обучаемый - работник предприятия, на которого направлены организационно-экономические мероприятия в области обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Цель  подготовки и повышения квалификации персонала в сфере гражданской авиации состоит в следующем:

- обеспечение надлежащего уровня подготовки работников и соответствие его требованиям конкретного рабочего места;

- обеспечение условий для мобильности работника, как предпосылки к более эффективному использованию труда и обеспечения занятости;

- обеспечение возможности карьерного роста сотрудников как условия формирования мотивации и удовлетворенности работой.

К задачам обучающей деятельности предприятий гражданской авиации относятся:

- выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

- определение потребности в обучении персонала;

- осуществление выбора форм и методов подготовки;

- выбор программно-технического и материального обеспечения;

- изыскание средств для финансирования обучения;

- повышение профессиональной культуры персонала;

- систематическое обновление знаний работников;

- подготовка персонала к выполнению новых производственных задач.

С 2015 года возрастает тенденция внутрифирменного обучения, путем создания, корпоративного института. Особенно это затронуло  Российские предприятия гражданской авиации. Выбор подобного вида подготовки кадров связан с распространенным убеждением "все необходимые знания лежат внутри самой организации", экономическим спадом и сокращением бюджета на обучение персонала.

Данный подход может быть успешен в случае соблюдения двух необходимых условий:

- условие методичности, позволяющее собрать структурировать отдельные знания и составить на их основе качественную программу обучения;

- условие компетенции инструктора, который позволяет закрепить навыки в процессе обучения и обеспечить их дальнейшее развитие и реализацию непосредственно на рабочем месте.

Среди множества методик профессиональной подготовки кадров невозможно выбрать один универсальный подход, который идеально подошел бы для любого предприятия сферы гражданской авиации. При поиске ответа на вопрос, как правильно выбрать метод обучения своих сотрудников, важно ориентироваться на собственную специфику, общую стратегию предприятия и первостепенные задачи, стоящие перед ней, то есть учитывать все особенности своей профессиональной деятельности. Правильно организованное обучение и развитие сотрудников является наиболее эффективной инвестицией в развитие предприятий ГА, несмотря на всю трудоемкость этого процесса.

Действенным способом предотвращения потенциальных проблем в сфере подготовки кадров авиапредприятий является наличие в компаниях специальных менеджеров по обучению персонала, в обязанности которых входят:

- оценка потребности организации и отдельных сотрудников в обучении;

- разработка и внедрение планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- организация аттестаций, тестирований, мониторингов и других видов анализа и контроля профессионального уровня персонала;

- взаимодействие с компаниями, предлагающими образовательные курсы и тренинги;

- осуществление выбора средств и методов обучения;

- организация процесса непрерывного обучения персонала;

- составление бюджета обучения и обеспечение оснащения материальной базы для профессиональной подготовки и повышения  квалификации работников.

Основной проблемой российских авиапредприятий в вопросе подготовки  и повышения квалификации кадров является отсутствие в большинстве предприятий политики развития человеческих ресурсов, а также необходимых программ, реализация которых помогла бы получить компетентных сотрудников, способных долгое время приносить пользу предприятию.

На сегодняшний день проблему подготовки персонала каждое предприятие ГА решает самостоятельно. Есть соответствующие требования нормативных документов к профессиональной подготовке и уровню квалификации работников предприятий ГА, которые строго соблюдаются и выполняются.

Серьезную проблему вызывает дефицит квалифицированных специалистов и управленческих кадров на предприятиях ГА.

Не квалифицированная подготовка работников ГА, отсутствие профессионализма, умения и навыков,  может явиться причиной чрезвычайного (авиационного) происшествия,  незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, противоправные действия, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон ВС либо создать угрозу наступления таких последствий.

            Рассмотрим проблему глубже, а также причины ее возникновения.

В условиях сохраняющихся темпов роста объема перевозок, увеличивается нагрузка на авиаперсонал и обслуживающий персонал предприятий ГА. Количество обслуженных пассажиров, рейсов, обработка потоков грузов, почты и бортовых запасов на одного сотрудника предприятия ГА по сравнению с периодом 2010 -2017 года возросло в четыре раза.

Постоянное повышение интенсивности и напряженности труда, в сочетании с высокой требовательностью, морально – психологической нагрузкой, ответственностью за выполнение должностных обязанностей не соотносятся с размерами материального стимулирования.

Кадровые предложения для кандидатов на закрытие вакансий неконкурентны даже по отношению к неквалифицированному труду. Кандидаты, давшие согласие на трудоустройство, при таком предложении по оплате, по своему образовательному уровню и опыту предыдущей трудовой деятельности, в большинстве случаев не отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым к сотрудникам,  обеспечивающим бесперебойную работу предприятий ГА.

Поэтому задачи разработки вопросов совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов предприятий ГА, совершенствования учебных программ весьма актуальны с учетом особенностей аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов именно нашего государства и СНГ.

В каждом  предприятии ГА сложился учебно-методический комплекс по всем предметам, который в той или иной степени отвечает основным требованиям и рекомендациям к элементам  образовательного процесса. Но в последние годы в системе подготовки и повышения квалификации авиаспециалистов проводится поиск оптимальной системы обучения с учетом зарубежного опыта, в первую очередь, ИКАО. Это сопровождается уточнением целей, содержания и сроков обучения, внедрением новых средств обучения и контроля знаний.

Каждое предприятие ГА может совершенствовать методику  подготовки по направлениям перечисленных рекомендаций. В первую очередь необходимо ознакомиться с нормативными и методическими документами, в которых описаны требования к уровню профессиональных знаний, умений подготавливаемого авиаспециалиста. К ним относятся, например, при подготовке летного состава:

- квалификационная характеристика специалиста;

- выдача свидетельств авиационному персоналу.

Приложение 1, ИКАО.

- Руководства по обучению, ИКАО;

- требования к уровню подготовки членов экипажа ВС, МГА;

- Программы  подготовки летного состава (по типам ВС).

Перед занятиями рекомендуется ознакомиться с контингентом слушателей (учащихся), их образовательным уровнем, опытом работы, возрастом.

Ограничение времени, отводимое на обучение по предмету, требует распределения времени на занятия в классе (аудиторные занятия) и на самостоятельную работу учащихся.

Так, например, по учебным планам подготовки авиаперсонала (ИКАО) предполагается, что учащиеся должны уделять дополнительно 15 часов времени в неделю для самостоятельной работы, в том числе просмотр технических фильмов.

При проведении занятий (первоначального обучения) рекомендуется придерживаться определенной последовательности в изложении учебного материала:

- первичное усвоение основ знаний по изучаемому материалу (в том числе определения, понятия, терминология, связь с предыдущими знаниями и т.п.);

- последующее уточнение этих знаний, расширение и (или) углубление в соответствии с требуемым уровнем знаний;

- конкретизация учебного материала (на примерах);

- систематизация, выводы, рекомендации.

При подготовке необходимо уделять внимание "языку" изложения предмета, общепринятому в нормативных документах, понятному и доступному для специалистов ГА. Для этих целей нужно использовать терминологию, обозначения и определения таких нормативных документов, как "Нормы летной годности самолетов", НПП ГА, отраслевые стандарты (по авиационной терминологии), стандарты ИКАО и др.

В методике преподавания для специалистов по летной эксплуатации авиационной техники целесообразно использовать ссылки на нормы летной годности самолетов (вертолетов) в тех случаях, когда нет необходимости объяснять, как выполняется в конструкции  ВС то, или иное требование по аэродинамике, по прочности, по приборному обеспечению.

Самолет (вертолет) построен в соответствии с нормами летной годности и обладает требуемыми летно-техническими характеристиками, которые необходимо знать с точки зрения его эксплуатации, а как это обеспечено в конструкции, в полном объеме изучают инженеры по самолетостроению или по техническому обслуживанию самолетов.

При подготовке  пилотов отдается предпочтение методу "необходимо знать и уметь". Пилотам, например, нет необходимости знать досконально принципиальные схемы радиостанций и других "черных ящиков". Принцип "необходимо знать"" является средством описания учебной программы. Если также используются принципы "следует" или "желательно знать", то становится возможным появление самых различных субъективных мнений при контроле знаний, умений. Поэтому в программах указывается, что учащийся должен знать, понимать, уметь.

Иными словами, уровень профессиональной подготовки работников предприятий ГА определяется количественной оценкой, которая показывает степень подготовки авиаперсонала, члена экипажа, работников ГА в той части знаний (навыков, умений), требуемые объем и глубина, которой заданы соответствующими критериями.



Список литературы:



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: