» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Гоптарь Марина Викторовна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: История возникновения, становления и развития прокуратуры Российской Федерации

Статья просмотрена: 3362 раз

УДК 342

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гоптарь Марина Викторовна

магистр,

 РАНХ и ГС при Президенте РФ (Брянский филиал)

 

Аннотация. Данная статья посвящена истории возникновения, становления и развития прокуратуры Российской Федерации. В ней указаны три основных периода развития российской прокуратуры: первый - российский (царский) этап; второй - советский этап (до распада СССР); третий - современный (постсоветский) этап и по настоящее время. Главной задачей истории возникновения, становления и развития прокуратуры Российской Федерации заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

 Ключевые слова: прокуратура, статус, полномочия, общий надзор, реформирование.

 

Российская Прокуратура, как особый государственный орган, имеет давнюю историю. Полагаем, что изучение ее становление и развития будет способствовать более глубокому осмыслению ее роли и назначения на современном этапе развития нашего общества.

Российская Федерация  -  одно из крупнейших федеративных государств мира, что обязывает иметь большой разветвленный аппарат управления. На современном этапе оценка эффективности государственной системы становится все более актуальной. Большое значение в этой связи имеет организация и деятельность прокуратуры.

Большинство исследователей выделяют три основных периода развития российской прокуратуры: во-первых, российский (царский) этап - 1722-1917; во-вторых, советский этап - 1922-1991 (до распада СССР); в-третьих, современный (постсоветский) этап - 1991-по настоящее время.

Возникновение прокуратуры в России по праву связано с именем Петра I, который в период своего нахождения на престоле проводил активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства.

Конец XVII и начало XVIII веков характеризовались значительным ростом должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения. [6, с. 9].

Давайте, вспомним историю Древнего мира: как с появлением первых законов (писанных или не писанных), регулировались мeжобщинныe отношения или отношения между людьми в самой общине, как необходим был механизм по контролю над соблюдением правил, а также выявление случаев их неисполнения. Этот принцип действия, был совершенно необходим для призыва к порядку нарушителей обычаев или учинения над ними суда по совести либо по закону. И, признавая существование процедуры - за непослушание с начальных этапов общественного развития, мы и сейчас смело можем говорить о далёком прошлом возникновения действий контроля над исполнением законов и иных актов организации и управления обществом. Кстати, развитие и совершенствование правоприменительной и правоохранительной сфер государственного регулирования, разве это не эволюция общества? Ответ однозначен.

Считаем, что историческое развитие России с неизбежностью привело к созданию механизма надзора за точным исполнением актов государственной власти, облаченного в форму государственного органа - прокуратуры, первоначально наделённой полномочиями в строго определённых и ограниченных пределах, но позже претерпевшей вполне обоснованное и значительное функциональное расширение.

Обратим внимание, что петровские новеллы в области создания прокуратуры в определенной мере предвосхитили идею разделения государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Именно в этих двух сферах государственного регулирования - правоприменительной и правоохранительной -  особо значима и не заменима роль прокуратуры

Идея разделения властей зародилась несколько позже - во Франции (времен Французской республике). Эта страна вполне справедливо признаётся родиной создания органов прокуратуры, как прообраза прокуратур зaпaдно-eвропeйских государств и России. Еще французский король Филипп IV Красивый (1268-1314) своим указом - ордонансом (фр. «ordonnance») от 25 марта 1302 года, имевший силу государственного закона, учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха, призванный исполнять карательные и обвинительные действия. Прокуроры именовались тогда «людьми короля», они и были ему подвластными.

Петровская прокуратура владела наиболее широким диапазоном возможностей, чем прокуратуры отдельных европейских стран. От французской прокуратуры она унаследовала надзор за работой того органа, к которому была приставлена (французская - к судебным, российская - к административным), от шведских омбудсменов переняла защиту прав человека, а от германских фискалов - пополнение казны (надзор за налоговыми сборами, подрядами и откупами, проводимыми фискалами).

При Екатерине II роль прокурора возрастает. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. [15, с. 127]. Укрепляя прокуратуру как орган надзора, Екатерина II в Наставлении вновь назначенному генерал-прокурору князю А.А. Вяземскому писала о наличии в Сенате двух партий: «Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине». [14, с. 11].

Александр I (1777-1825), царствовавший в 1801-1825 годах, своим манифестом от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств объявил о создании Министерства юстиции и совмещении функций генерал-прокурора и министра юстиции в одном лице, а значит, о превращении губернской прокуратуры в орган юстиции на местах.

Существенные изменения прокуратура претерпела в ходе реформы судебной системы и судопроизводства, проведённой императором Александром II (1818-1881), коронованным в 1856 году, на основе Судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 года. Уставы на прокуратуру возлагали

надзор за дознанием и предварительным следствием, поддержание государственного обвинения в судах. В связи с этим прокуратура превратилась в орган уголовного преследования и не имела административных функций, а её деятельность и предназначение ограничились судебным ведомством и судебно-следственным направлением. [5, с. 19].

В этом виде российская прокуратура работала до Октябрьской революции 1917 года - крупнейшего политического события XX века.

Новая же власть, плохо относившаяся к деятельности царской прокуратуры, приняла все меры к её абсолютному упразднению, возложив эту нелицеприятную миссию на Декрет о суде № 1 от 242 ноября 1917 года.

Восстановление российской прокуратуры, протекавшее в условиях острой политической борьбы, произошло 26 мая 1922 года, когда III сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре, подписанное председателем ВЦИК М. И. Кaлининым 28 мая, а введённое в действие с 1 августа обозначенного года. В нём прямо отмечалось, что Государственная прокуратура в составе Народного комиссариата юстиции учреждается «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью». [16, с. 16].

В общем, в советский период российской истории органы прокуратуры вернулись к своим истокам: к «петровскому» варианту, возводившему надзорную деятельность.

Но с распадом Советского Союза (1991) её длительный период завершился. Наступили новые времена, обусловившие еще один виток сокращения функций и возможностей органов прокуратуры.

До принятия Конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему подходил порядок назначения Генерального прокурора России на должность, его подотчетность исключительно высшим законодательным органам.

Говоря о современной системе органов прокуратуры Российской Федерации и организационном их построении, следует отметить, что в соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры». [2].

В результате принятых законодательных новшеств содержание прокурорского надзора существенно видоизменилось. Так, например, упразднён надзор за исполнением законов гражданами и установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. При этом приоритет отдан надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а сам прокурорский надзор, называвшийся в советское время высшим, перестал именоваться таковым.

Ещё большие функциональные ограничения претерпели органы прокуратуры в 2007 году, когда из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием, а следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

Позже были приняты законодательные акты, завершившие процесс отделения следствия от органов прокуратуры и создания на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации следственного органа, претендующего на независимость и самостоятельность.

Таким образом, общая характеристика истории становления прокуратуры показывает, что российская прокуратуры за 280-летний срок своего существования прошла несколько этапов становления, различающихся наличием у нее специфических функций, полномочий, также местом, которое она занимала в тот или иной период времени в системе государственных институтов.

На первом этапе (1722-1864 гг.) базу правового статуса прокуратуры составляла модель прокуратуры надзорного типа с преобладанием функции надзора за соблюдением законности.

На втором этапе (1864-1917 гг.) - модель прокуратуры обвинительного вида как органа уголовного преследования с преимущественной функцией поддержания обвинения в суде.

На третьем этапе (с 1922 г. и до настоящего времени) статус прокуратуры характеризует функция надзора за исполнением законов с выделением функции уголовного преследования, другими словами на лицо модель прокуратуры смешанного, нaдзорно-обвинительного типа. [8, с. 21].

Прокуратура практически постоянно рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как непременного средства развития государственности. Она прошла непростой исторический путь развития. Предназначение прокуратуры в России в силу отличительных черт российской государственности изначально отличалось от зарубежных образцов. Главная функция прокуратуры – надзор за исполнением законов – является исторически обусловленной, доказавшей своё большое значение как гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. (с учетом поправок, внесенных от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
  2. О прокуратуре Российской Федерации – Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 – I [ Электронный ресурс – СПС Гарант – 2009 ].
  3. Грудинин Н.С. История становления и развития института прокуратуры в Российской Федерации // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 12. С. 40 – 42.
  4. Гуськов Д.А. Развитие прокурорской деятельности до и после судебной реформы 1864 года // Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социология). 2016. № 1. С. 46 – 52.
  5. Казанцев С.М. Дореволюционные юристы о прокуратуре (сборник статей). Воронеж: 2006, с. 37; СПб., 2001. С. 19.
  6. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. М., 2012. С. 8-27.
  7. Ключевский В.О. Сочинения. М., 2010. Т. 4. С. 177-179.
  8. Кобзарев Ф.М. Указ. соч. С. 21.
  9. Кожевников О.В. К вопросу о периодизации истории российской прокуратуры // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. № 6. С. 53 – 58.
  10. Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 2012. Т. 4. С. 123.
  11. Муравьев Н.В. Указ. соч. С. 356-357.
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2012.
  13. Поляков, Ю. А. История и политика: суждения В. О. Ключевского / Ю. А. Поляков, Н. В. Щербань // Российская история. 2013. № 2. С. 137–155.
  14. Прокуратура Санкт-Петербурга: Исторический очерк. СПб., 1997. С. 11.
  15. Российское законодательство Х-ХХ веков. 2010. Т. 5. С. 127.
  16. Рохлин И.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курс лекций. СПб: 2005, С. 16.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: