» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Мовсесян Виолетта Эльбрусовна, студентка 2 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Управление стрессом как один из методов повышения работоспособности сотрудников

Статья просмотрена: 627 раз

УДК 331.446.4

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ  РАБОТОСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ

Мовсесян Виолетта Эльбрусовна

студентка 2 курса института экономики и управления на предприятии направления «Управление персоналом организации»

Самарского государственного экономического университета

Научный руководитель: Сухова Елена Викторовна

доктор медицинских наук,  профессор кафедры «Экономика труда и управление персоналом»

Самарского государственного экономического университета

 

Аннотация: В настоящей статье рассматривается понятие стресса, основные источники возникновения, список распространенных стрессоров. Приводится описание механизма возникновения стресса и способы выхода из него. Данное исследование необходимо как для HR-менеджеров, так и для сотрудников различных организаций.

Ключевые слова: стресс, управление стрессом, профилактика стресса, коррекция психического состояния.

 

В настоящей статье рассматривается понятие стресса, основные источники возникновения, список распространенных стрессоров. Приводится описание механизма возникновения стресса и способы выхода из него. Данное исследование необходимо как для HR-менеджеров, так и для сотрудников различных организаций.

В современных условиях практически невозможно всегда действовать в зонах устойчивой компетентности  (по субъективной оценке А. Стёганцева  - зона комфорта и рабочая зона). С каждым днем любой специалист в своей области все больше должен обладать теми или иными знаниями, которые, несомненно, помогут достичь ему карьерных высот. Устойчивая компетентность в данном случае – эта зона комфорта,  в которой существует определенный набор навыков, которыми руководствуется сотрудник [4].

Смена внешних условий, или ухудшение внутреннего состояния, или использование новых методов деятельности почти всегда приводят к тому, что человек оказывается в зоне неустойчивой компетентности (зоне дискомфорта) или в зоне некомпетентности (зоне страха). В этом случае возникает стресс.

Уолтер Кэннон в начале XX века был первым, кто описал реакцию организма на стресс в виде драки или бегства. На примере животных он изучал, как страх и злость влияют на их физиологию. Чтобы разозлить и напугать животное, он зажимал кошке пальцами рот и нос, пока у нее не нарушалось дыхание, и потом сажал собак и кошек в одно помещение, чтобы те дрались. По наблюдениям ученого, выяснилось, что у напуганных животных выделяется адреналин и они оказываются в состоянии повышенной симпатической активности: учащается сердцебиение, дыхание, напрягаются мышцы. В то же время, пищеварение и другие физиологические функции замедляются или останавливаются. Тело готово к борьбе, активизируется вся накопленная энергия – все эти функции автоматически запускаются при возникновении опасности. Инстинкт, названный «дерись или беги» свойственен не только животным, но и человеку. Данный признак был закреплен в ходе эволюции [6].

Эндокринолог Ганс Селье также определил специфические изменения, которые происходят на физиологическом уровне при стрессовой реакции. Он сделал вывод, что независимо от стрессовой ситуации, организм реагирует в равной степени. Первоначально открытие Селье не было воспринято серьёзно. Тем не менее, учёный не отказался от своей догадки и через несколько лет подтвердил её многочисленными экспериментами. Результаты эксперимента были опубликованы в его классической книге «Стресс в нашей жизни» .

Ученый выделил три стадии реакции организма на стресс, которая впоследствии на вылилась в концепцию адаптационного синдрома:

·                    Фаза 1. Реакция тревоги. В результате возникновения стрессовой ситуации в организме происходят изменения: снижается стрессоустойчивость, сопротивляемость организма (ожог, высокая температура тела, охлаждение), может наступить смерть.

·                    Фаза 2. Стадия сопротивления. В организме зарождается сопротивление, если стрессор не прекращает своего воздействия. Признаки самой реакции могут исчезнуть, а само сопротивление становится выше предельной нормы.

·                    Фаза 3. Стадия истощения. Энергия, которая затрачивается на сопротивление, постепенно иссякает. Появляются признаки реакции тревоги, затем – летальный исход. [5].

 Ганс Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». К примеру, хорошие события (рождение ребенка), к которым мы должны приспособиться и плохие (смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспособиться, вызывают в организме одинаковую физиологическую реакцию [5].

Изменения и нововведения, которые появляются в нашей жизни, нередко влекут за собой дополнительное давление, оказываемое на человека. Стресс необходимо понимать как состояние напряжения, которое испытывают люди, сталкиваясь с чрезмерными требованиями, ограничениями или возможностями.

Каждый из нас, задумываясь о будущей карьере, должен осознавать, что нам всем придется испытать стресс. Стрессорами выступают такие факторы, как потребности индивидуального характера и личные особенности: те чувства, которые испытывают на рабочем месте, либо нерабочие и личные факторы.

Работа, несомненно, вызывает сильнейший стресс, а профессиональные требования могут серьезно пошатнуть физическое и моральное здоровье, нарушить баланс между жизнью, связанную с работой и жизнью семейной, личной. Существует множество источников стресса, которые обусловлены работой: жесткие требования к выполнению заданий, ролевые конфликты, плохие межличностные отношения, быстрый или медленный карьерный рост.

Список наиболее распространённых стрессоров включает в себя следующие факторы:

1.                  Требования к выполнению задания – требуется делать слишком много или слишком мало;

2.                  Ролевая неопределенность – незнание человеком его ролевых требований, каким образом производится оценка работы;

3.                  Ролевые конфликты – конфликты, возникающие между персоналом внутри организации, человек себя чувствует неудовлетворенно, завышенные требования к работе.

4.                  Этические дилеммы – человека просят делать вещи, которые не соответствуют его мировоззрению и личностным понятиям;

5.                  Межличностные проблемы – плохие взаимоотношения, человеку приходится работать с тем, с кем он не ладит;

6.                  Карьерный рост – продвижение по карьерной лестнице слишком быстро или медленно, ощущение «зажатости»;

7.                  Физические условия – человеку некомфортно в тех или иных условиях, невозможность уединиться [7].

Коррекция психического состояния включает в себя обнаружение ухудшения состояния, причем, чем раньше удастся обнаружить данное ухудшение, тем меньше потребуется сил на его восстановление. Ведь намного проще регулировать легким раздражением, чем   глубокой депрессий, которая требует больших усилий для регулировки. Это болезнь и надо подчеркнуть, что   в самой ранней стадии ухудшения состояния его можно отрегулировать волевым усилием. В «запущенной фазе» сделать это сложнее. И тогда деятельность по управлению стрессом является просто необходимой, причем как для поддержания эффективности основной деятельности, так и для сохранения своего здоровья и работоспособности [4].

Для успешного управления стрессом человеку необходимо:

·                    иметь чёткое и довольно широкое представление о существенных закономерностях возникновения и формирования стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее действенные техники управления уровнем стресса;

·                    обладать всевозможными взаимозаменяемыми техниками, разрешающими оценивать уровень стресса в текущей или в прогнозируемой обстановке и корректировать этот уровень в соответствии со своими особенностями, текущим психофизическим состоянием и характером осуществляемой или планируемой деятельности;

·                    владеть стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно применять данные техники в условиях формирующегося стресса.

Существует универсальный способ выхода из стресса (Сухова Е.В. «Психофизиология профессиональной деятельности»)

1.                  переоценить ситуацию;

2.                  переоценить свою роль в данной ситуации;

3.                  мобилизовать внутренние резервы [3].

Переоценка ситуации включает в себя рациональный анализ всей ситуации: почему возникла данная ситуация, чего можно было избежать в ней, что нужно было сделать, чтобы предотвратить ее возникновение. Ситуация не могла возникнуть сама по себе, ей предшествовали определенные события, которые важно выявить в процессе анализа.

Переоценка роли охватывает поведенческий анализ в данной ситуации. Анализ собственного опыта выхода из подобных ситуаций может помочь выйти из этой.

Мобилизация внутренних резервов подразумевает комплексное увеличение общих защитных сил организма, которые несколько иссякли в борьбе со стрессом. Здесь очень важно обратить внимание на свое питание и постепенно приступать к изменению рациона. Е.В. Сухова (цит. по книге Е.В. Суховой «Психофизиология профессиональной деятельности) предлагает пить чай с лимоном или черной смородиной, которые улучшают общее самочувствие, обращать свой внимание на продукты с высоким содержанием белка, полиненасыщенных жиров и кислот, которые способствуют снижению риска возникновения инсульта и ишемической болезни сердца [3].

Помимо изменения рациона, также важно изменить свой образ жизни. Многие психологи и врачи советуют людям, задействованным в трудовой деятельности, чаще совершать многочасовые прогулки на свежем воздухе, ложиться спать в одно и то же время. Это позволит избежать физического упадка сил в организме.

Для профилактики профессионального стресса работников важно определить стратегии управления конфликтами и стрессами, а также наладить обратную связь между руководством и персоналом, давать сотрудникам открытую информацию о рассчитываемых нововведениях в кадровой политике и стратегии развития организации. Существует структурная группа методов, направленная на результативную профилактику профессионального стресса:

·                    метод пояснения требований к работе;

·                    метод координации и интеграции;

·                    метод постановки и использования общеорганизационных комплексных целей;

·                    метод формирования и использования адекватной системы вознаграждений.

Конструктивная организационная культура является одним из важнейших показателей благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Организационная культура – это особое общественное явление, заключающееся в значительном влиянии на эффективность деятельности сотрудников и организации в целом. Важным фактором уменьшения затрат является   создание конструктивной организационной культуры, на основе которой складывается исполнительская, личная и производственная дисциплина. Конструктивная организационная культура обеспечивает постоянство трудового поведения персонала; снижает уровень деструктивной конфликтности в трудовом коллективе и повышает уровень конфликтологической компетентности работников; снижает уровень организационной стрессогенности. То есть, работник становится более устойчивым к различным стрессовым ситуациям, возникающих на рабочем месте [1].

·                    Воздействие организационной среды на формирование благоприятного социально-психологического климата обусловливается:

·                    ростом эффективности коллективной деятельности работников;

·                    усовершенствованием режима рабочего времени;

·                    созданием объединенных и эффективных команд;

·                    активизацией созидательного и инновационного подхода к своей профессиональной деятельности;

·                    понижением уровня конфликтогенности и стрессогенности рабочей среды;

·                    увеличением уровня информированности персонала о деятельности организации;

·                    формированием лояльности персонала по отношению к организации;

·                    образованием навыков самооценки и самоконтроля производственного поведения. [1].

Конструктивная организационная культура снижает степень неопределенности ценностных установок, социально-экономических ориентиров работников; обеспечивает нормативный характер коммуникаций профессионально-квалификационных групп работников в решении производственных заданий; вырабатывает у работников мотивацию к совместной трудовой деятельности и обеспечивает эффективность работы в целом. Кадровая стратегия основания организационной культуры должна разрабатываться на основе стратегии развития и кадровой политики организации. Руководителю необходимо разработать комплекс универсальных и специфических правил продвижения и дальнейшей поддержки организационной культуры.

В организации стрессовая ситуация также типична, как и в жизни любого человека, поэтому для HR-менеджера очень важно определить тот комплекс мер, который позволит избежать ситуации возникновения стресса у каждого их сотрудников. 

Во-первых, важно осуществлять профилактические обучающие программы по стресс-компетентности руководителя и различных категорий работников организации.

Во-вторых,  нужно организовывать семинары, которые будут нацелены на продвижение знаний в области профилактики деструктивных проявлений профессиональных стрессов.

Следующая ступень – правильный подбор персонала, причем здесь важно учитывать все психологические и профессиональные качества каждого сотрудника.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности также требуют особого внимания, так как без данных аспектов невозможно снизить уровень стресса в организации.

Благоприятный психологический климат также играет существенную роль, так как позволяет каждому из работников чувствовать себя комфортно в коллективе и, впоследствии, качественно выполнять все возложенные обязанности.

Подытожив работу, проведенную по изучению влияния стресса на психофизиологию человека, с целью усовершенствования данного исследования разработан ряд предложений и рекомендаций от автора статьи:

·                    каждому человеку необходимо следить за своим психологическим и физиологическим состоянием, поэтому важно давать организму отдых после трудного рабочего дня;

·                    одним из таких средств является применение релаксационных техник, которые способствуют общему расслаблению тела;

·                    технику релаксации нужно выполнять минимум в течение недели, чтобы позволить внутреннему состоянию измениться; практику важно соблюдать строго, учитывая правильное положение тела, дыхание;

·                    еще один способ управления стрессом – медитация, которая позволит мозгу управлять телом осознанно. Медитация позволит овладеть собственным вниманием и контролем, поможет сконцентрироваться на выбранном предмете.

Человек, занимающийся трудовой деятельностью, особо переносит стрессовые ситуации. Можно воспользоваться следующими правилами:

·                    чтобы избежать стресс, необходимо отказываться брать работу на дом;

·                    пользоваться перерывом, данным на обед;

·                    выделять время на работе для медитации;

·                    регулярно заниматься релаксацией;

·                    стараться больше двигаться, особенно после долгих «посиделок» за компьютером;

·                    разнообразить свое меню, добавив в него больше клетчатки и фруктов; чем натуральнее пища, тем полезнее она для организма;

·                    с психологической стороны: не зацикливаться на неудачах, если не удалось справиться с заданием;

·                    стараться принимать сложные ситуации проще, избегая привычки «драматизировать»;

·                    позволять себе расслабляться, прислушиваться к своему телу, к своим ощущениям;

·                    стараться заниматься визуализацией, которая дарит радостные ощущения и тем самым «убивает» плохие мысли;

·                    не принимать близко к сердцу негативные моменты, возникающие на рабочем месте; в этом случае можно успокоиться, заняв себя дыхательными упражнениями.

HR-менеджер обязан учитывать все вышеперечисленные меры по снижению стрессовой обстановки в организации, так как залогом достижения поставленных целей служить психологическая моральная подготовка сотрудников. Стресс – есть препятствие для достижения целей, так как снижает работоспособность работников, приводит к общему падению производительности и ведет к напряженной обстановке в организации. Важно чаще устраивать перерывы в трудовой деятельности, позволять работникам отдыхать и расслабляться. Лучше проводить данное время с пользой и прививать работникам знания, касающиеся правильного рациона и режима отдыха. Помимо прочего, чтобы избежать возникновения стресса у сотрудников, важно корректировать рабочее время, данное на выполнение задания, и сам объем работы. Важно позволять работнику самому распределять свое время, за которое он выполнит ту или иную деятельность, исходя из своего темпа и ритма. Эффективность организации может существенно вырасти, если придерживаться данным советам.

 



Список литературы:

  1. Калмыкова О.Ю. Организационный стресс: учеб. пособие / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова, А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 117 с.
  2. Стёганцев А. Управление стрессом: системный подход //Управление кредитной организацией/ Москва, февраль, 2008 [Электронный ресурс] URL: http://www.stio1gantsev.ru/st/ps_stressmenedjment.html (Дата обращения: 25.03.2017).
  3. Сухова Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд: учеб. пособие / Е.В. Сухова. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 155 с.
  4. Теории и практики: [Электронный ресурс]. М., 2009-2017. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/15713-bey-ili-begi-kak-ustroen-stress-i-pochemu-on-delaet-nas-silnee
  5. Селье Г. Психология. Стресс Жизни: [Электронный ресурс] М., 2009-2017, URL: http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1933 (Дата обращения 25.03.2017)
  6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  7. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение, 8-е издание. / Пер. с англ. Под ред. Е.Г. Молл. – Спб.: Питер, 2006. – 637 с.: ил.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: