» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Мажинова Сонгуль Изнуллаевна, студентка 3 курса, группы 30
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Некоторые методы и приемы, используемые для развития графических навыков у первоклассников
Дата публикации: 16.05.2019
УДК 37
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Мажинова Сонгуль Изнуллаевна
студентка 3 курса группы 30
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки
Аннотация. Письмо и письменная речь, выступают как
важный вид деятельности для младших школьников, от которых зависит их
психическое развитие и успех продвижения в учебной деятельности, на всех
последующих этапах обучения. Это, в свою очередь, позволяет формировать у
младших школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебе.
Ключевые слова: графические навыки; навыки письма; звукобуквенный анализ; печатание; речерукодвигательное действие.
Обучение начальной ступени письма в младшем школьном возрасте довольно
длительный период времени вызывают особые трудности, как у младших школьников,
так и у педагогов. Проблемы письма отражаются в том, что младшим школьникам
сложно всецело овладеть техникой письма. Необходимо отметить, что с графическим
навыком письма многие авторы связывают успеваемость, успешность процесса
обучения и формирования учебной
деятельности в младшем школьном возрасте.
Письмо младших школьников в
первую очередь зависит от формирования мелкой моторики рук [7].
Отечественные и зарубежные
педагоги отмечают, что на сегодняшний день проблемы с обучением письму
встречаются гораздо чаще, чем 50 - 60 лет назад.
В работах Л А. Барсукова отмечены следующие статистические данные, которые
отражают количество учащихся с нарушениями письменной речи в процентах от
общего числа учащихся начальной школы:
-
в 50‑е годы
– 6 % учащихся, (работы М. Е. Хватцеву, Е. В.
Гурьянову);
-
70‑е годы
– 9 % (работы М. С. Певзнер, В. М. Явкину);
-
80‑е годы
– 13 % (работы Н. С. Грушевской);
-
90‑е годы
– 20 % учащихся (работы А. В. Ястребовой, И. Н. Садовниковой).
В работах М. М. Безруких и
С. П. Ефимова отмечается, что численность учащихся, которые испытывают
трудности в обучении письму в последнее время достигло 30 % [2].
Что касается терминологии графический навык, то данный термин можно трактовать, как привычные положения и движения пишущей руки, которые позволяют изображать письменные знаки и их соединения.
Письмо объединяет в себе механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений [1].
Письмо является сложным навыком, который включает выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует отлаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Множество отечественных и зарубежных педагогов отмечают, что на сегодняшний сложности обучения письму также встречаются довольно часто по сравнению с 50 – ми и 60 – ми годами.
Для овладения навыком письма необходимо иметь определенную функциональную зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания чаще всего приводит к возникновению отрицательного отношения к учебе, неуспеваемости, в некоторых случаях тревожного состояния младшего школьника.
Подготовленность к обучению письму требует своеобразного педагогического влияния, выстроенного в концепцию специализированных игр, упражнений и задач. Это должно быть не механическая подготовка, а сознательная творческая работа детей под руководством и при поддержки взрослого. Главная цель педагога на начальных этапах развития умения установить не только окончательную задачу действия, но и путь его реализации [3].
Следует обучить видеть строку, ее середину, исследовать и иметь навык устанавливать интервал, мысленно акцентировать для каждой буквы ее «клетку» и размещать в ней букву. Размер строки должен быть удобен с целью выполнения круговых и поворотных движений. При разъяснении метода выполнения буквы следует особенно отметить точку основы движения.
Важным компонентом обучения письму, считается звукобуквенный анализ, который осуществляется также осознанно.
Длительность и специфика второго и третьего периодов обучения обусловливаются тем, в какой степени успешно закончился первый период. Развитие навыка завершается к десяти-одиннадцати годам, когда почерк становится устойчивым, а увеличение скорости письма никак не приводит к его искажению.
В период обучения грамоте, письмо равно как непростой речерукодвигательный процесс предполагает под собой предмет исследования и усвоения, а когда данный процесс теряет значимость предмета усвоения, то начинает осуществляться техническая (исполнительская) цель письма и в целом письменной речи. Обучающимися довольно стремительно, свободно и качественно совершается действие воссоздания букв, без тех или иных усилий. Непосредственно это дает возможность сконцентрировать внимание на иных нюансах письма: умений четко и грамотно формулировать собственные мысли письменно [1].
В становлении навыка письма принято выделять три главных этапа.
Первый этап – исследовательский — это выделение и освоение раздельными компонентами действия, овладение содержанием.
Второй этап – собирательный – объединение отдельных частей в целое действие.
Третий этап – автоматизирование – практическое формирование навыка как действия, характеризующегося значительной степенью представления и отсутствием поэлементной осознанной регуляции [1].
Существенными особенностями автоматизации считаются быстрота, размеренность, простота выполнения. Однако быстрота считается непосредственным итогом движений, и размеренность, которая образуется как итог формирования навыка. В случае если говорить о становлении навыка, то чаще всего имеют ввиду главное – это тренировка и подготовка, подготовка и тренировка.
Непосредственно без упражнений и повторений умение сформировать невозможно, однако упражнение результативно только в третьем этапе развития навыка, а два первых этапа — это не механические упражнения, а сознательная действительность.
С целью эффективного осуществления концепции обучения письму каждый педагог в своей работе с младшими школьниками придерживается, в первую очередь, методическими рекомендациями, они – то и направляют его в следующем:
- В начале учебного года разлиновывается доска в согласовании с линовкой тетрадей. Дистанция между двумя линейками на доске – 10 см.
- Предварительно готовятся демонстрационные таблицы строчных и маленьких букв в соединениях.
- Ведется начальная деятельность по подготовке руки младших школьников к письму, ориентировке в пространстве (правый, левый, вперед, назад и т.д.).
- Неотъемлемое комментирование движений самим младшим школьником: приступаю, веду, довожу до …, а кроме того немаловажно проговаривать то, что он пишет (громко-речевое воссоздание), данная деятельность заканчивается к окончанию первого года обучения. Это может помочь грамотно осуществить звукобуквенный анализ, усвоить последовательность звуков, входящих в слово.
- При выполнении упражнений - цель на их количество (по строчке для любого компонента и две – три строчки на письмо буквы), не зависимо от трудности знака.
- 7-10 минут упражнения отводится специфическим процедурам, целью коих считается овладение названий [7].
При обучении младших
школьников письму педагогам могут помочь следующие методы:
- Ведение заглавных и маленьких букв предпочтительно всего реализовывать на одном уровне. При этом ориентирование в правописании букв всей и половины строчки может помочь осознанному закреплению у младших школьников способности независимо устанавливать высоту букв. (Большую букву возможно записывать зеленоватой пастой)
- На начальном этапе обучения педагог пишет в тетрадях простым карандашом примеры некоторых букв. Уже после разъяснения написания буквы младшие школьники обводят карандашные примеры на первой линейке, а на второй сами пишут подобные буквы. При этом учащемуся наглядно видно, на какой дистанции записывать буквы друг от друга, а кроме того удобнее сопоставлять только что прописанную им букву с примером в верхней строчке.
- С целью отработки грамотного письма удобно использовать «подвижный пример». Установлено, то что к окончанию строчки, прописанные ребенком буквы, слоги, либо слова наименее красивы и опрятны, нежели в самом начале строчки. По этой причине рекомендовано предоставлять обучающимся примеры написания на узких полосках бумаги и передвигать их в момент выполнения упражнений согласно странице, перекрывая прежде прописанное.
- При планировании письменных заданий необходимо принимать во внимание данные быстроты движений. В случае, если младшему школьнику необходимо переписать, либо написать, что-то не механически, то следует ввести добавочное время на осуществление задания, следовательно, быстрота письма будет обусловливаться от сложности задания.
Необходимо также иметь в виду, то что почерк представляет собой и показатель функционального состояния младшего школьника: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. У младших школьников «внезапно» испортился почерк, а этим «внезапно» может быть заболевание, физическое переутомление, психологическая напряжённость, незаслуженно поставленная оценка и т.п. - Применять метод печатания. Печатание практично проводить в упражнениях чтения, тогда часть использованного материала согласно чтению, выносится на занятие письмом. Тут немаловажно иметь в виду, то что целью считается формирование у младших школьников грамотности [7].
При организации печатания
соблюдается установленная последовательность и порядок деятельности. Уже после
ознакомления с буквой на листке печатается сама буква в печатном большем и
маленьком виде. В следствие чего – прямые и обратные
слоги, затем трехбуквенные слова, далее – четырех-пятибуквенные
с открытыми и закрытыми слогами. Уже после этого – предложение.
Печатание предназначается
для определения погрешностей и требуется для младших школьников в установленный
этап обучения, когда графические способности еще отстают от их способностей,
согласно овладению звукобуквенного анализа. Равно, как графические способности
приобретают подобное формирование, что обучающиеся смогут с равной быстротой
записывать письменные и печатные буквы, печатание уступает свою роль нынешнему
письму.
IV. С самого начала
развития каллиграфического умения письма перед обучающимися возникает несколько
задач в области овладения различными способами. В первые несколько дней как правило совершается ознакомление с данными
способами и начальное освоение способом держания руки, посадкой, положением
тетради при письме.
В связи с тем, что при
развитии умения письма необходимо выполнение множества условий и усвоение рядом
способов, при первоначальном овладении графическими умениями прослеживается
затруднительность распределения заинтересованности учащегося, упражнения в
сознании нескольких задач в одно и тоже время.
Приступая к письму,
учащийся запамятывает о том, что в поле его
заинтересованности должно находиться верное положение тетради, что ручку не
нужно сдавливать и нажимать на нее. Проблемы в распределении заинтересованности
при письме длятся достаточно существенный период времени, до тех пор, пока
отдельные способы не будут реализоваться достаточно легко. Внимание обучающихся сосредоточено в том, что в этот период
производится, и никак не предвосхищает последующего движения. Невозможно
устранить и значимое количество графических требований — выполнение наклона,
формы, величины, силы нажима.
Таким образом, формирование
навыка письма в начальной школе – длительный процесс, сложный по структуре
самого акта письма и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.
Навык можно считать сформированным тогда, когда становится стабильным качество
выполнения действия, достигается определенная скорость, появляется легкость
исполнения, а самое главное – при изменении условий качество выполнения не
снижается.
На уровне первого года
обучения письмо еще не является средством общения; навык письма не переходит в
подлинную письменную речь, но оно имеет очень важное значение
для развития письменной речи ребенка [5].
Список литературы:
- Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. — М.: Просвещение, 2012, С. 13.
- Дудкина С.Г. Формирование графических умений и навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3, 2019.
- Камаюмова Н. Г. Подготовка к обучению письму, Вся логопедия, М., 2011
- Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2003. C. 224.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 – C. 712.
- Ткачук Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016, С. 1558-1560.
- Шалагина Л.С., Некоторые приемы обучения первоклассников письму, М., 2014, С. 5.
- Якупова А. Ф. Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения. – Самара: ООО «Офорт», 2009. – С. 71.
Комментарии: