» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Головач Екатерина Аркадьевна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие уверенности в себе и формирование адекватной самооценки нахимовца
Дата публикации: 16.05.2019
УДК 159.922.8
РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ
САМООЦЕНКИ НАХИМОВЦА
Головач
Екатерина Аркадьевна
воспитатель
филиал ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище
Министерства обороны Российской Федерации», (Севастопольское президентское кадетское
училище), г. Севастополь
Аннотация. Уверенность в себе — это
сложное понятие, которое включает в себя множество психологических понятий, в
том числе жизнестойкость и самооценка. Самооценка определяет направление и
уровень активности человека, его отношение к миру, людям, самому себе. В работе
рассмотрены основные качества жизнестойких людей.
Ключевые слова: Уверенность
в себе; самооценка; жизнестойкость, структура самооценки, личность.
В современном мире человеку необходимо быть
самостоятельным, инициативным, быть уверенным в себе. Уверенные в себе люди
чаще добиваются успеха в жизни.
В старшем школьном возрасте проблема уверенности в
себе встает особенно остро. В старшем школьном возрасте молодые люди ищут свое
место в этом мире, обществе, социализируются, развиваются как личность. Ближе к
окончанию обучения, обучающиеся примеряют на себя новые социальные роли, заново
выстраивает социальные связи.
Нахимовцы – молодые люди, которые овладевают
профессией, они имеют определенные цели и примерно одинаковый образовательный
уровень. Обучение в высшем учебном заведении - это заключительный этап в
процессе формирования личности. Именно поэтому необходимо формировать
уверенность в себе.
У неуверенных в себе людей могут возникнуть проблемы в
личном плане, а также в профессии. Неуверенные в себе люди могут принимать
неоправленные решения или решения, принятые под давление третьих лиц.
Уверенность в себе включает в себя такие понятия, как
самооценка и жизнестойкость. Жизнестойкие люди обладают такими качествами: они
принимают окружающий мир таким, какой он есть; они знают, что жизнь имеет
смысл; они могут найти выход из любой ситуации.
Для нахимовца уверенность в себе играет ключевую роль.
От нее зависит развитие эмоциональной сферы человека, обучаемости,
готовности изучать информацию. Именно в рассматриваемом возрасте человек
совершенствует ранее заложенные качества. Как правило, в это время люди
переосмысливают свой внутренний мир и самосознание.
В настоящее время возросли требования к выпускникам
учебных заведений. Именно поэтому важно развивать обучающегося как личность и
профессионала своего дела, что, невозможно без адекватной оценки личностью себя
и своего профессионального потенциала. Необходимо заниматься поиском путей
совершенствования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Структура самооценки включает в себя когнитивные и
эмоциональные компоненты. Когнитивная компонента отражает знания человека о
себе, эмоциональная компонента – степень удовлетворенности собой.
Самооценка основывается на таких параметрах:
- Уровень самооценки (высокая, средняя, низкая);
- Соотношение с реальностью событий (адекватность или неадекватность);
- Особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).
По характеру временной отнесенности можно выделить
прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценки.
Самооценка имеет ряд функций:
- прогностическая (заключается в регулировании активности личности на самом начальном этапе деятельности);
- корректирующая (направлена на контроль и осуществление необходимых корректировок);
- ретроспективная (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с ее результатами).
Таким образом, самооценка непостоянна, она изменяется.
Учебный процесс необходимо организовывать таким
образом, чтобы в результате взаимодействия педагогов и обучающихся
корректировалась самооценка обучающихся, происходил процесс успешного
профессионального самоопределения.
Самооценка определяет направление и уровень активности
человека, его отношение к миру, людям, самому себе.
Самооценка представляет собой отношение личности к
результатам сопоставления своих образов реального и идеального я.
Уровень профессионально личностной самооценки влияет
на характер целей и широту профессиональных планов субъекта. Необходимо
подчеркнуть, что активность и самостоятельность обучающихся в процессе их
профессиональной подготовки зависят от того, в какой мере они владеют
самоанализом, самомотивацией, саморегуляцией,
самоорганизацией, самоконтролем и самооценкой. В настоящее время становление
профессиональной самооценки обучающегося зависит от ряда различных факторов –
от изменений, происходящих в системе образования.
Наблюдения показывают, что воспитательная среда
образовательного учреждения оказывает большое влияние на профессиональную
самооценку обучающихся. От качества организации
процесса обучения в учебном заведении во многом зависят качество профессиональной
деятельности будущего специалиста, его готовность решать нестандартные
проблемы, а также процесс его взаимодействия с другими людьми.
В процессе овладения профессией молодой человек может
столкнуться с рядом проблем внутреннего и внешнего характера. К проблемам
внутреннего характера целесообразно отнести адаптацию к вузовскому
образовательному процессу, изменение привычного образа жизни и смену
социального окружения. Главный фактор становления адекватной
профессиональной самооценки у обучающегося является педагогическая поддержка и
помощь, осуществляемые с первых дней его обучения.
Исследования, проведенные российскими и зарубежными
учеными, выявили зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня
самооценки человека. Основными факторами, определяющими адекватность
профессиональной самооценки, являются отношение человека к труду, успех в
работе, уверенность в своих силах, уровень самоуважения, собственного
достоинства личности.
Самооценка профессионала определяет степень
расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем деятельности,
точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различные
результаты деятельности. Завышенная самооценка способствует постановке целей,
не соответствующих возможностям профессионала: он ориентирован на успех,
пренебрегает необходимой информацией, не прилагает больших усилий для
достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к пассивности, боязни
ответственности, склонности ставить легкие цели и задачи, ожиданию неуспеха.
Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свои
возможности в профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Буйлов В. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема[Текст]/ В. Буйлов, Г. Куропова, Н. Сенаторова / / Высшее образование в России. - 1996. - № 2. - С. 65-73.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология[Текст]: учеб. для студентов по пед. и психол. направ. и спец./ И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. – 384 с.
- Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости [Текст]: методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. – 215 с.
- Ромек В. Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии [Текст]/ В.Г. Ромек // Психологический вестник. – 1996. - Вып. 1. - ч. 2. - С. 132-138.
- Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст] /В.Г. Ромек. - СПб.: Речь, 2003. – 236 с.
- Рубенштейн Н. В. Полный тренинг по развитию уверенности в себе [Текст] /Н.В. Рубенштейн. – М.: Эксмо, 2007. – 321 с. - (Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова)
- Жизнестойкость личности как психологический феномен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/100903/
- Общее понятие жизнестойкости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6749991/
- Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/книги/ /2
Комментарии: