» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Аникина Алина Александровна, Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Муниципальный долг: пути и методы сокращения долговых обязательств

Статья просмотрена: 455 раз
Дата публикации: 10.05.2019

УДК 34.096

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ: ПУТИ И МЕТОДЫ СОКРАЩЕНИЯ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Аникина Алина Александровна

научный руководитель: Переверзева Е.В.

к.ю. доцент

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. В нашей статье рассматривается влияние муниципального долга как экономического явления на развитие бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ. В основной части статьи рассмотрены различные методы и способы по сокращению объемов муниципальных долгов. В заключении делается обоснованный вывод о важности стабилизации и сокращении объемов муниципального долга.

Ключевые слова: муниципальный долг, объем муниципального долга, сокращение долговых обязательств, методы сокращения долговых обязательств.

 

Муниципальный долг в условиях экономического состояния современной России является распространенной проблемой для всех субъектов РФ. По данным статистики Минфина наблюдается устойчивый рост общего объема муниципального долга в периоде с 01.01.2011 по 01.01.2019 года. В среднем рост муниципального долга происходит за год почти на 11%. В течение года объем муниципального долга может меняться, однако устойчива тенденция к росту объема долга на начало нового календарного и финансового года.

При этом максимальный рост объема муниципального долга в рассматриваемом периоде составил 26,89% в 2012 году, а минимальный 1% в 2018 году.

Рост объемов долга муниципалитетов влечет за собой рост дотаций и субвенций из регионального бюджета, которые в свою очередь, влекут увеличение роста поступлений из федерального бюджета. По данным Минфина наибольший уровень долга по состоянию на 2016 год был у Воронежской области (18152 млн. рублей), а общий объем долга РФ вырос на 1.8%.

При этом, рост муниципальных долгов ставит под угрозу экономическое развитие и стабильность бюджетной системы, как региона, так и России в целом. Это объясняется принципом единства бюджетной системы РФ.

В российском законодательстве муниципальный долг определяется законодателем в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.[3]

Понятие «муниципальный долг» тесно связано с понятием «муниципальные финансы». Сущность муниципальных финансов реализуется через такую категорию, как местный бюджет.[6] Это обосновывается тем, что заимствования, которые формируют муниципальный долг, делаются муниципальным образованием при дефиците бюджета, который невозможно покрыть из имеющихся бюджетных источников.

Сам муниципальный долг базируется на конституционном праве на местное самоуправление и положениях Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Запрет на ограничение прав местного самоуправления, как конституционная гарантия местного самоуправления, распространяется, в том числе и на право органов местного самоуправления формировать и исполнять бюджет муниципального образования. [2][5] Таким образом, понятие «муниципальный долг» неотрывно от понятий «местные финансы» и «местное самоуправление», так как формирование такого вида долга возможно только в местном бюджете, основанном на праве местного самоуправления.

Формирование муниципального долга происходит при таком дефиците бюджета, который местные органы власти не в силах перекрыть из имеющихся источников. Следовательно, сущность муниципального долга состоит в отражении дефицита бюджета муниципального образования, перекрытого за счет дополнительных источников доходов. [4]

Дефицит в одном из звеньев бюджетной системы РФ, например в местном бюджете, сказывается на всей системе. Это объясняется тем, что покрытие дефицита муниципального бюджета происходит за счет средств регионального бюджета, а региональный бюджет, в свою очередь, получает средства из федерального бюджета. Таким образом, происходит взаимное влияние дефицита бюджета одного из уровней бюджетной системы на остальные ее уровни.

Кроме того, неконтролируемый рост муниципального долга представляет угрозу экономической безопасности муниципального образования. Муниципальный долг, вызванный дефицитом бюджета, провоцирует ухудшение бюджетных перспектив муниципального образования, так как требует увеличения поступления доходов в бюджет для покрытия процентов по долгу. Это формирует некий «порочный круг», так как выплата процентов требует еще большего поступления доходов и вызывает большую потребность в стабильном финансировании бюджета муниципального образования.

Бюджетный кодекс предусматривает следующие способы прекращения долговых обязательств муниципального образования: списание дога и реструктуризация долга. При этом реструктуризация возможна в форме рефинансирования, конверсии, консолидации, унификации займов и аннулировании долга.

Однако указанные методы направлены на уже существующий муниципальный долг. Такой подход не позволяет предотвратить появление новых догов и роста уже существующих. Следовательно, этот подход не функционален для  стабилизации экономического развития и предупреждения кризисных ситуаций.

В российской финансово-правовой науке существуют четыре направления решения проблемы роста муниципальных долгов.

Представители первого направления предлагают заменить рыночный долг бюджетным кредитом, но этот подход не решает ключевую проблему несоразмерности доходовой и расходной части в бюджете муниципального образования.

Согласно мнению сторонников второго направления следует предоставить регионам и муниципальным образованиям бюджетную амнистию. Однако, в таком случае, существует риск отказа муниципальных образований от выплат по долговым обязательствам не только бюджетным, но и коммерческим.

Так же, существуют сторонники идеи перераспределения части федеральных налогов в региональные и местные бюджеты. Главным оппонентом этой идеи выступает Правительство РФ, так как такое перераспределение не окажет благоприятного воздействия на эффективное управление бюджетными потоками и не повлечет за собой существенных изменений в бюджетной политике субъектов РФ, а так же отдельных муниципальных образований.

Самым логичным и рациональным на сегодняшний момент представляется направление снижения величины муниципальных долгов через реальную оценку финансовых ресурсов муниципального образования, так как это позволит формировать местный бюджет с учетом особенностей каждого муниципального образования в каждый финансовый год и плановый период.

Таким образом, муниципальный долг оказывает большое влияние на всю бюджетную систему РФ, так как вызывает движение денежных потоков из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего уровня для покрытия дефицита. При этом стабильный рост долга муниципальных образований ведет к дестабилизации экономического состояния не только самого муниципального образования, но и региона. В связи с этим законодатель и финансово-правововая наука предлагают различные способы решения проблемы стабильного увеличения муниципального долга. Однако, на сегодняшний момент, не выработана концепция, позволяющая действительно и эффективно снижать величину муниципального долга.



Список литературы:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
  4. Жигляева А.В.Проблема неконтролируемого роста долга российских регионов и муниципальных образований / Скиф. Вопросы студенческой науки, 2017
  5. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации// Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.
  6. О некоторых особенностях местных финансов в современной России / Е.В. Переверзева, П.В. Переверзев // Казань. 12 июля 2017 г. - Сборник статей по итогам международной научно практической конференции в 3 ч. Ч. 1 - Стерлитамак АМИ, 2017.
  7. Хаева Э. В. Законодательные основы управления муниципальным долгом/Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011 г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: