» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Галимова Айзиля Наилевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Выявление проявления потребности личностного роста у подростков

Статья просмотрена: 361 раз
Дата публикации: 10.05.2019

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА У ПОДРОСТКОВ

Галимова Айзиля  Наилевна

студентка 4 курса

Елабужский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга

 

 Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных учёных к пониманию личностного  роста подростков . Представлена трактовка данного понятия с точки зрения социологии, психологии, экономики, демографии, философии. Рассмотрены современные концепции исследования личностного роста

   

Феномен личностного роста стал продуктом длительного исторического и методологического развития психологии и психотерапии. В зарубежных теориях личности на протяжении более чем столетней истории внимание было сосредоточено на развивающейся личности не только в узком психологическом, но и в культурном, историческом, философском смысле. Теоретический анализ литературы показывает, что большинство понятий личности подразумевает определенный философский взгляд на человека, источники и детерминанты его развития, структурные компоненты личности, отмечает определенное сочетание и взаимосвязь биологических, культурных, социальных, генетических влияний на его рост и развитие.

Для того чтобы выявить проявления потребности личностного роста у подростков, была использована «Методика диагностики личностного роста (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов)».

Диагностика, проведенная на констатирующем этапе, показала, что для большинства подростков характерны такие уровни развития отношения к личностным ценностям, как ситуативно-позитивное и ситуативно-негативное отношение, когда высоким уровнем развития отношения является устойчиво-позитивное. Результаты исходной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения работы по повышению уровня развития у подростков потребности личностного роста.

На формирующем этапе работы нами была разработана и реализована программа, направленная на развитие потребности личностного роста у подростков 13-14 лет.

Результаты проделанной работы и оценка эффективности развивающей программы проводится на заключительном, контрольном этапе эмпирического исследования. 

На контрольном этапе исследования нами была проведена повторная диагностика уровня развития потребности личностного роста у подростков 13-14 лет.

Для анализа  динамики развития потребности личностного роста у подростков мы провели обработку данных при помощи математического критерия t-Стьюдента в программе Microsoft Office Excel 2016.

Рис. 1. Определение оси значимости

Из этого мы видим, что по результатам проделанной нами работы динамика является положительной. То есть среди участников исследования выросло количество подростков, способных на самостоятельный выбор, обладая духовной силой, они готовы взять на себя ответственность за принятые ими решения, подростков, которые позиционируют себя авторами и распорядителями собственной жизни. Хорошо развитая сила воли еще один из факторов личностного роста, который помогает ставить цели и добиваться их.

Любое проявление активности, физической или психической, любая деятельность имеет непосредственное влияние на нашу телесность, соответственно и тело накладывает отпечаток на нашу жизнь, восприятие нас самих себя и своего места в этом мире. Представление человека о своей телесности (Я-телесное) составляет важнейшую структуру его существования как личности – Я-Концепцию, которая, в свою очередь, является совокупностью всех представлений человека о самом себе.

Наблюдая положительную динамику повышения результатов диагностики, в сторону позитивного отношения к своему душевному «Я», можно сказать, что подростки принимают себя в целом такими, какие они есть, они уже более искренны в проявлении своих чувств, честны к себе, не боятся быть в центре внимания в кругу знакомых, друзей и сверстников, способны понимать эмоциональное состояние другого человека и умеют адекватно выразить свое, всё это, безусловно, способствует личностному развитию подростков.

Проведенное нами эмпирическое исследование развития потребности личностного роста у подростков позволяет говорить о том, что:

  • по результатам нашего исследования, можно сделать вывод, что проделанная нами работа по реализации развивающей программы развития потребности личностного роста у подростков была эффективна. По всем 3 критериям проявления личностного роста наблюдается положительная динамика, что является свидетельством повышения потребности у подростков совершенствоваться и развиваться.
  • мы можем утверждать, что личностный рост – есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность, а также личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
  • развивающая программа групповых занятий способствует развитию потребности личностного роста.


Список литературы:

  1. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека – М.: Академический проспект, 2017. – С. 113-114.
  2. Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 3. – С. 54-67.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. – 124 с.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 98 с.
  5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. – С. 426-433.
  6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Издательство Московского университета, 1984. – 75 с.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. – 236 с.
  8. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: изд. МГУ, 1988. – С. 60-63.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. - СПб.: Питер, 2014. – С. 261-265.
  10. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии //Психологические проблемы самореализации личности. – 1997. – С. 38-46.
  11. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учеб. пособие. - М.: МПА, 2001. - 102 с.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. Давыдова В.В – М.: Педагогика, 2014. – 150 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: