» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Галимова Айзиля Наилевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Теоретические аспекты изучения потребности личностного роста подростков

Статья просмотрена: 470 раз
Дата публикации: 10.05.2019

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ

Галимова Айзиля  Наилевна

студентка 4 курса

Елабужский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных учёных к пониманию личностного  роста подростков. Представлена трактовка данного понятия с точки зрения социологии, психологии, экономики, демографии, философии. Рассмотрены современные концепции исследования  личностного роста. 

 

Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов жизни человека, периодом формирования ценностей. Именно в данном возрасте происходит подготовка и создание «фундамента» для развития основных значимых качеств его личности. По мнению Л.С. Выготского центральное личностное новообразование этого периода – возникновение и становление нового уровня самосознания, и развитие эго-идентичности по Э. Эриксону, Я – концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Период подросткового возраста характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд – «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и развивать в себе определенные качества. На протяжении всего этого возрастного периода подросток, проходя через психологические барьеры, противоречия, сильнейшие эмоциональные переживания, набирая опыт через собственные осознания, многочисленные сопротивления окружающего мира, собственные внутренние противоречия, «создаёт образ себя» - всё это способствует личностному росту подростка, ведь на всём протяжении этого нелёгкого пути он интенсивно развивается во всех сферах собственной жизни.

Психологическая концепция «личностного роста» изначально была сформулирована в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, но в настоящее время широко используется и в других психологических направлениях. Понятие личностного роста базируется на положительном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала, это качественные изменения личностного потенциала, которые успешно решают жизненные задачи и открывают богатую жизненную перспективу.

Феномен личностного роста стал продуктом длительного исторического и методологического развития психологии и психотерапии. В зарубежных теориях личности на протяжении более чем столетней истории внимание было сосредоточено на развивающейся личности не только в узком психологическом, но и в культурном, историческом, философском смысле. Теоретический анализ литературы показывает, что большинство понятий личности подразумевает определенный философский взгляд на человека, источники и детерминанты его развития, структурные компоненты личности, отмечает определенное сочетание и взаимосвязь биологических, культурных, социальных, генетических влияний на его рост и развитие.

Теоретическое изучение аспектов процесса личностного роста позволяет говорить о том, что:

1. Существует множество подходов к понятию личностного роста, оно является широким и неоднозначным. Изначально понятие «Личностный рост» было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу где главной идеей является то что, человеческая сущность заключена в стремлении к личностному росту, творчеству и самодостаточности, человек от рождения совершенен и имеет способность к саморазвитию. Основоположник индивидуальной теории личности А. Адлер считал, что источником личностного развития является стремление человека преодолеть чувство собственной неполноценности. Отечественный психолог-педагог Л.С. Выготский личностный рост заменял понятием «самовоспитание», он говорил, что человек не нуждается в воспитательных воздействиях со стороны, его не нужно приспосабливать к рамкам, условиям социальной среды, главной необходимостью является сформировать личность, которая занимается самовоспитанием и выходит за рамки социальных требований. Современный писатель, бизнес-тренер по эффективным коммуникациям и личностному росту Г.А. Спижевой вкладывает в понятие личностный рост такие составляющие как «Я-Я отношения», «Отношения Я-Другие» и самореализация.

2. Подростковый возраст – период кардинальных изменений во всех сферах жизни ребёнка – как в физиологии, так и в психических процессах и психологии. В тоже время период подросткового возраста наполнен появлением у ребёнка различных психических новообразований, центральным из которых является развитие самосознания. Самосознание является следствием длительного развития индивида, превращения его в самостоятельный субъект деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Основными тенденциями в личностном развитии подростков являются: осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность; наличие новых интересов, увлечений; расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых; развитие и активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества; появление идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.



Список литературы:

  1. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека – М.: Академический проспект, 2017. – С. 113-114.
  2. Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 3. – С. 54-67.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. – 124 с.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 98 с.
  5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. – С. 426-433.
  6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Издательство Московского университета, 1984. – 75 с.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. – 236 с.
  8. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: изд. МГУ, 1988. – С. 60-63.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. - СПб.: Питер, 2014. – С. 261-265.
  10. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии //Психологические проблемы самореализации личности. – 1997. – С. 38-46.
  11. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учеб. пособие. - М.: МПА, 2001. - 102 с.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. Давыдова В.В – М.: Педагогика, 2014. – 150 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: