» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Алексеев Федор Вячеславович, студент
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Этапы развития логического мышления
Дата публикации: 3.05.2019
ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Воистинова Гузель Хамитовна
кандидат педагогических
наук, доцент,
Алексеев
Федор Вячеславович
студент
Стерлитамакский филиал
Башкирского Государственного Университета, г. Стерлитамак
Аннотация. В
данной статье произведен анализ основных этапов обучения и развития логического
мышления, начиная с учащихся младших классов, до студентов вузов. Рассмотрены
проблемы, которые могут возникнуть во время обучения. Выявлена важность
развития логического мышления на самом раннем этапе обучения.
Ключевые
слова: логика, обучение, аналогия, задачи, математика.
Развивать
логическое мышление, по мнению методистов [1, 2], необходимо системно и
планомерно на всех уроках, чтобы каждый ученик участвовал в процессе решения не
только стандартных заданий, но и задач развивающего характера.
На занятиях преподаватель моделирует
умственную деятельность, необходимую на данном этапе развития (учить
анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). В
конечном итоге это играет решающую роль в обучении и воспитании: учащиеся
приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на
процесс его достижения, то есть учатся рассуждать логически.
В
основном выделяются два пути формирования логико-математического мышления:
1.
Традиционное обучение, приводящее, в
зависимости от посторонних факторов, к формированию либо эмпирического, либо
теоретического мышления. Весь процесс познания
условно можно разделить на две части:
теоретическую и эмпирическую. Логика, по сути своей является
неотъемлемой частью теоретического
познания мира, который базируется на эмпирическом методе. Эмпирическое
познание – это совсем иная форма знания. Она является основой любых теорий,
потому что теорию нельзя создать без анализа собственных ощущений от объекта
исследования. Очевидный пример: человечество узнало, что огонь – горячий, когда
кто-то обжегся пламенем.
Но у традиционного обучения есть несколько серьезных минусов:
- в основном использует воздействие на память и не формирует собственное критическое мышление;
- в недостаточной степени учитывает индивидуальные особенности учащихся;
- практически не способствует развитию самостоятельности и творческих данных у учащихся;
Именно поэтому для формирования логического мышления более
приоритетным является следующий подход:
2.
Специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной
деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.
Как
известно, основным способом развить умения в
математике является решение задач. Решение логических задач, по мнению
Г.Х. Воистиновой [1], влияет на развитие
нестандартного мышления, что в свою очередь формирует критичность,
самостоятельность. Для учащихся младших классов подойдут задачи с задействованием аналогии. Аналогия строится на переносе
предмету свойств его прототипа, что обуславливает схожесть его признаков. Задачи на аналогию требуют знания теоретических основ
и нестандартного подхода к решению. Их преимущество заключается в развитии
умений поиска ответа к задачам, развития интуитивного мышления, формированию
ассоциативного мышления. О.П. Эрдниев [2] отмечает, что аналогия без
преувеличения «обслуживает» все прочие
науки и профессии, обуславливая даже повседневный быт человека.
Рассмотрим примеры таких задач [3]:
Задача 1. Выбери верный ответ на основе аналогии:
Школа = обучение, больница = ?
а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.
Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С
каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой
вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ
такой: если в школе детей обучают, то в больнице – лечат, значит, подходит
слово «лечение».
Учащиеся
средних классов начинают активно сталкиваться с проявлением логики в
учебниках по геометрии, которая как раз
начинает преподаваться отдельно с 7 класса. В
геометрии требуется много чертить, много учить и грамотно разъяснять, кроме того детям необходимо
самостоятельно проводить правдоподобные рассуждения вроде бы в очевидных на их
взгляд ситуациях, все это приводит к отторжению большинством школьников
предмета, который требует большого количества логических размышлений. Именно
поэтому, по мнению Г.Х. Воистиновой [4], нужно
прививать логическое мышление с ранних лет, ведь геометрия в равной степени
требует вычислительных и логических способностей.
Для примера можно смоделировать ситуацию, в которой ученику
требуется вычислить объем бутылки, отчасти заполненной водой, используя лишь
линейку. Для решения данная задача требует знания формул, которые необходимо
комбинировать с логикой. Строение бутылки имеет форму цилиндра и конуса, но мы
можем обойтись лишь объемом цилиндра, измерив радиус
дна, вычислим его площадь. Далее, замерив уровень воды
в бутылке, помножим его на площадь и получим объем воды в бутылке. Чтобы
обойтись без вычисления объема конуса, бутылку можно закрыть и перевернуть,
вода займет конус, а используя ту же формулу, мы можем
посчитать объем пустой части бутылки и сложить его с объемом воды.
Учащиеся технических вузов сталкиваются с предметом математическая логика уже напрямую. Конечно,
задачи вузовского уровня требуют более глубоких математических познаний и,
следственно, для их решения существует несколько методов:
- Метод рассуждений.
- Метод таблиц.
- Метод графов.
- Метод блок-схем.
- Метод с помощью кругов Эйлера.
Рассмотрим
конкретнее метод блок-схем
Данный
метод хорошо подходит для
программирования и решения задач на переливание, где с помощью сосудов
отмеряется нужное количество жидкости. Простейшим приемом решения таких задач
является перебор всех возможных вариантов, который не является удобным и не
дает возможности выделения общего подхода к решению подобных задач. Суть метода
блок-схем состоит в следующем: выделяют операции для точного отмеривания
жидкости, которые называются командами; устанавливают последовательность
выполнения команд, которая оформляется в виде блок-схемы. Составленная
блок-схема является программой, выполнение которой приводит к решению задачи, в
ходе которой достаточно отмечать получаемое количество жидкости.
Таким
образом, логические задачи сопровождают нас на любом этапе обучения, что в
конечном итоге положительно влияет на наши умения ориентироваться и быстро
принимать решения.
Список литературы:
- Воистинова Г.Х. Аналогия при решении математических задач // Современные технологии математического образования в школе и вузе: Сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию присоединения Башкортостана к России, г. Стерлитамак, 16-17 октября 2007 г. / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – С. 186-196.
- Эрдниев О.П. От задачи к задаче – по аналогии // Развитие математического мышления, 1998. – С.12.
- Простые аналогии // Альманах психологических тестов. – М., 1995, С.127-130.
- Воистинова Г.Х. Формирование приемов мыслительной деятельности при обучении математике // Избранные вопросы теории и методики обучения математике и физике: Учеб. пособие для студентов 3-5 курсов физико-математического факультета / С.Л. Валитова, Г.Х. Воистинова, Р.А. Касимов [и др.]; отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. – С. 39-62.
Комментарии: